Авторская разработка
проект на тему

Карченкина Алиса Агалямовна

Авторская разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oznakomlenie_s_rodnym_kraem.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Голубой вагон

п. Круглое Поле

                                                                                                 

Ознакомление дошкольников с родным краем

Составила

воспитатель  Карченкина А.А.

2016

Учебно- тематический план по ознакомлению дошкольников с родным краем

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Моя семья:   (Первый год обучения)

А это – я

1

Семь -я

1

Альбом «Моя семья»

1

Мой дом

1

Язык общения

1

Что в имени моём?

1

Баю – баюшки – баю

1

Очень люблю я маму и бабушку свою

2

Любимые книги

2

Животные в доме

2

Мужчины в доме

2

Всего

15 часов

2

Мой любимый детский сад  

По дороге в детский сад

2

Заботливые люди

2

Двор детского сада

1

История детского сада

1

Праздники в детском саду

2

Мои друзья

1

Детский сад – мой второй дом

1

Моя группа

1

Новоселье

1

Мои игрушки

1

Музей – это особое место в детском саду

1

Моё любимое занятие

1

15 часов

Всего 30 часов

3

Мой поселок     (Второй год обучения)

История поселка.

2

Улицы поселка.

2

Организации поселка.

2

Транспорт поселка.

2

Детские учреждения поселка.

1

Карта и символы поселка.

1

Мой поселок на карте Татарстана.

2

Профессии моего поселка.

2

Твоя гордость, п. Круглое Поле.

2

14 часов

4

Природа родного края

Уж небо осенью дышало.

2

Поёт зима, аукает.

2

Весна. Весна на улице!

1

Лето в поселке.

1

40

Растительный мир.

1

41

Животный мир.

1

42

Водоёмы.

1

43

Леса - наше богатство.

1

44

Правила поведения на природе.

2

45

Уроки безопасности.

2

46

Природа и человек.

1

47

Мой край родной (заповедные места и памятники природы).

1

16 часов

Всего 30 часов

Давайте детям больше и больше созерцания

 общего  человеческого мирового,

но преимущественно старайтесь знакомить их с этим

 через родные и национальные явления

В.Г. Белинский

Актуальность:

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

Пояснительная записка

       Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения -детский сад  «Голубой вагон» (далее Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;

Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих в поселке Круглое поле, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине». 

      Мы живём в очень сложное время, когда моральные отклонения  становятся нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей: научить их любить и беречь на придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

      Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

      Чувство Родины у ребёнка  возникает с любви к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

      Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему. Это -  природа и мир животных, дом, детский сад и т.д.

      Любой край неповторим. В каждом месте своя природа, свой быт и традиции.

      Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: история, традиции, достопримечательности, памятники, знатные люди.

      Данная программа поможет строить работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с местными условиями, традициями и особенностями детей.

Модель выпускника

      Формирование ребёнка нового поколения, способного впоследствии на профессиональной основе стать носителем и продолжателем дела сохранения, возрождения и развития ценностей и традиций национальной культуры

Содержание программы.

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей.

Задачи:  

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • Знакомство с символами;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения края;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

                   Предполагается, что результатом будет:

  • Повышение интереса дошкольников к историческому наследию родного края и к духовному, культурному наследию жителей данного края;
  • Пополнение мини -музея новыми краеведческими материалами;
  • Создание стендов, экспозиций, панно, выставок, демонстрирующих  национальный колорит местных жителей;

Программа предназначена

      для работы с детьми от 6- до 7-ми лет. Она состоит из 4 блоков – тем, которые взаимосвязаны  друг с другом: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой  поселок», «Природа моего поселка».

Форма реализации программы: подгрупповая, групповая.

Продолжительность реализации программы: три год

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

        

Принципы построения программы:

  • позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • познавательный характер обучения, обоснованный  детской

активностью

Средства реализации программы

  1. Специально организованные – обучение на занятиях;
  2. Совместная деятельность педагога, детей и родителей: экскурсии, наб

наблюдения,      чтение   художественной     литературы,    праздники,

развлечения,     детское    художественное   творчество,    викторины,

создание альбомов, составление экспозиций, выставок и др.

  1. Развивающая среда направлена на формирование интереса к

окружающей действительности, любознательности, патриотических

чувств.

  1. Диагностика: в раздел включены критерии диагностики по

усвоению задач данной программы.

        ТЕМА:  МОЯ СЕМЬЯ

  1. А это – Я
  2. Семь Я
  3. Альбом «Моя семья»
  4. Мой дом
  5. Язык общения
  6. Что в имени моём?
  7. Баю – баюшки – баю
  8. Очень люблю я маму и бабушку свою
  9. Любимые книги
  10. Животные в доме
  11. Мужчины в доме

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

А это - Я

  • Пробудить желание познать себя;
  • Учить правильно называть части тела;
  • Помочь ребёнку отождествлять себя со своим полом;
  • Создать радостное эмоциональное отношение к себе как к человеку
  • Занятия;
  • Создание альбома «Дневник моей жизни»
  • Беседы;
  • Разучивание песни «Бу - мин»;
  • Рисование «Мой портрет»;
  • Составление  «Сам о себе». УМК. Бу мин, мин матур, зур, әйбәт, чиста кыз.
  • Фотографии;
  • Альбом «Дневник моей жизни»;
  • Схема «Сам о себе»

Семь Я

  • Учить называть членов семьи;
  • Внушать чувство гордости за свою семью;
  • Прививать заботливое отношение к своим родственникам
  • Занятия;
  • Викторина «Что ты знаешь о своих близких?»;

  • Беседы;
  • Дидактическая игра «Бу бармак», «Семейный цветок»;
  • Рисование «Я рисую свою семью»
  • Семейные фотографии;
  • Схемы: «Расскажи о своей семье»; «Я и мои близкие»

Альбом «Моя семья»

  • Пробудить желание помочь взрослым в составлении альбома;
  • Прививать уважение к труду взрослых
  • Составление альбома «Каких я корней»
  • Рассматривание альбома;
  • Сбор материала;
  • Чтение и разучивание стихотворения Г.Тукая  «Минем гаиләм»;
  • Беседы по содержанию альбома
  • Семейные фотографии;
  • Рисунки детей

Мой дом

  • Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём порядок; помогать взрослым членам семьи

  • Сюжетно – ролевая игра «Строители»;
  • НОД «Гаилә»
  • Дидактическая игра «Строим дом»;
  • Повторение  песни “Бу өй матур, бу өй зур”;
  • Проектирование сказочного дома “Минем өем”
  • Строительный материал, куклы

1

2

3

4

Язык общения

  • Прививать любовь к родному языку;
  • Научить культуре общения
  • Развлечение «Дөньяда иң матур тел»;
  • Праздник языка;
  • НОД «Туган телдә сөйләшәм».
  • Разучивание:  песня на слова Г.Тукая «И туган тел»; стихотворение Ш.Маннура «Яхшы бел»;
  • Словесная игра «Назови ласково»
  • Куклы в национальных костюмах

Что в имени моём?

  • Помочь ребёнку отождествлять себя со своим именем
  •  НОД  «Исемең матур, кемнәр куйган?».

  • Беседы о значении имени;
  • Дидактическая  игра «Назови имя»;
  • Чтение стихотворения Х. Гарданова «Исәнмесез, иптәшләр!».
  • Словарь имён;
  • Схемы;
  • Загадки

Баю-баю-баюшки

  • Приобщать детей к народному творчеству
  • Занятие «Курчакны йоклатабыз»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Укладываем куклу спать- Курчакны йоклатабыз» УМК (курчак күлмәк сал, чалбар сал).
  • Разучивание колыбельных песен на татарском языке;
  • Слушание и разучивание колыбельных песен на русском языке
  • Кроватка, кукла в национальном костюме, кукла младенец, колыбель.

Очень люблю я маму и бабушку свою

  • Прививать любовь к близким людям; желание помочь им и заботиться о них; воспитывать уважение к старшим.
  • Развлечение «Әбием, алтыным»;
  • Праздник мам - 8 Марта;
  • Экскурсии в музей детского сада “Әбиемнең өе”;
  • Составление альбома «Профессии наших мам»;
  • Конкурсы с участием мам  и детей.

  • Рисование «Портрет моей мамы или бабушки»;
  • Разучивание песен, стихов;
  • Рассматривание альбома «Профессии наших мам»;
  • Беседы о мамах, бабушках;
  • Чтение: рассказ А.Алиша «Әниләр»; тат. нар. сказка «Три дочери»; Рассмотрение мултьфильма “Три дочери”; НРК.
  • Рассказы детей о своих мамах, бабушках;
  • Дидактическая игра «Собери цветок»; «Семейный цветок»
  • Изготовление подарков
  • Картины, альбом «Профессии наших мам»; выставка детских рисунков «Портрет мамы, бабушки»

1

2

3

4

Любимые книги

  • Прививать любовь к книгам;
  • Пробуждать потребность в познании и освоении окружающей действительности через художественную литературу;
  • Пробуждать личностное отношение к литературным персонажам
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Экскурсия в библиотеку, книжный магазин;
  • Выставка книг в группе по темам.
  • Рассмотрение анимционного сюжета по УМК “Китапханәдә”.
  • Беседа «Самая интересная книга»
  • Книги с различной тематикой

Животные в доме

  • Прививать любовь и заботливое отношение к животным.

  • НОД «Наши меньшие друзья»
  • Д\игра “Угости Акбая и Мияу”.
  • Составление описательного рассказа о своих любимых животных;
  • Рисование «Мой друг»
  • Отгадывание загадок;
  • Игры «Песием, песием», «Мин - куян, син – эт, мине куып тот»
  • Картинки, игрушки;
  • Выставка рисунков;
  • Опорные схемы

Мужчины в доме

  • Пробудить положительное эмоциональное отношение к близким людям, внушать детям чувство гордости за них
  • Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • Оформление стенда «Папы – наши защитники»;
  • Экспозиция «Великая Победа»
  • Д/игра “Бабайга, әтигә, абыйга, энемә бүләк алабыз” УМК
  • Беседы;
  • Разучивание песни «Солдатлар»;
  • Изготовление подарков для пап, дедушек, мальчиков;
  • Рисование «Я рисую мир»;
  • Слушание песен военных лет;
  • Пословицы о героизме
  • Стенд «Наши защитники»;

иллюстрации

ТЕМА: МОЙ  ЛЮБИМЫЙ  ДЕТСКИЙ  САД

 

  1. По дороге в детский сад
  2. Заботливые люди
  3. Двор детского сада
  4. История детского сада
  5. Праздники в детском саду
  6. Мои друзья
  7. Детский сад – мой второй дом
  8. Моя группа
  9. Новоселье
  10. Мои игрушки
  11. Музей – это особое место в детском саду
  12. Моё любимое занятие

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

По дороге в детский сад

  • Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;
  • Учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес
  • Занятия;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мой детский сад»
  • Разучивание:  песня  «Балалар бакчасында» на сл.Н. Гайсина;
  • Дидактическая игра «По дороге в детский сад»;
  • Беседы;
  • Работа с картой поселка;
  • Составление схемы «Я иду в свой детский сад».
  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;
  • Карта поселка

Заботливые люди

  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада;
  • Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
  • Экскурсии по детскому саду: на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет;
  • Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Прачечная»;
  • Утренник «Прощание с детским садом»
  • Рассматривание альбома «Кто работает в детском саду»
  • Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;
  • Беседы;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказа;
  • Рисование «Я люблю свой детский сад»
  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;
  • Опорные схемы для составления рассказа «Мой любимый детский сад »

Двор детского сада

  • Знакомить детей с прогулочными участками детского сада;
  • Воспитывать желание поддерживать порядок на участке, бережно относиться к оборудованию, ухаживать за растениями

  • Прогулки;
  • Занятия;
  • Трудовые поручения;
  • Экологические тропинки на территории детского сада

  • Рассматривание альбома «Кто работает в детском саду»
  • Дидактическая игра «Двор детского сада»;
  • Работа с картой участка детского сада;
  • Беседы;
  • Моделирование участков;
  • Рисование «Участок летом», «Участок зимой»;
  • Уборка территории;
  • Работа в огороде

  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;

1

2

3

4

История детского сада

  • Познакомить детей с историей детского сада
  • Вечера воспоминаний;
  • Встреча с ветеранами – сотрудниками детского сада;
  • Праздник «С днём рождения, детский сад!»
  • Беседы;
  • Рассматривание фотоальбомов;
  • Составление рассказов
  • Альбом «Мой любимый детский сад»

Праздники в детском саду

  • Создать праздничное настроение
  • Прививать уважение к традициям детского сада
  • Совместные с родителями досуги: КВН, праздники, конкурсы, соревнования.

  • Беседы;
  • Рассматривание альбома «Праздники в детском саду»;
  • Составление рассказов;
  • Создание книги «История детского сада»
  • Альбом «Праздники в детском саду»

Мои друзья

  • Научить культуре общения со  своими сверстниками;
  • Пробудить стремление к положительному контакту с другими людьми;
  • Воспитание чувства товарищества
  • Праздник Дружбы
  • Беседы;
  • Пение песен и разучивание стихов о дружбе, друзьях;
  • Рисование «Портрет моего друга»
  • Фотографии друзей

Детский сад – мой второй дом

  • Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, с сотрудниками детского сада;
  • Воспитывать любовь к своему детскому саду

  • Экскурсия по детскому саду;
  • День открытых дверей;
  • Стенд «Яблоко от яблони»;
  • Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»;
  • Концерт с участием детей, сотрудников и родителей

  • Беседы;
  • Рисование;
  • Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов.

  • Фотоальбомы;
  • Стенд «Яблоко от яблони»

1

2

3

4

Моя группа

  • Знакомить детей с расположением группы, оборудованием;
  • Воспитывать бережное отношение к имуществу, желание поддерживать порядок в группе
  • Занятия
  • Рисование;
  • Составление рассказа о группе, опираясь на схемы;
  • Дидактическая игра «Что где…»;
  • Беседы
  • Схемы, иллюстрации

Новоселье

  • Научить видеть динамику жизни (взросление себя )
  • Праздник «Новоселье» при переходе в другую возрастную группу
  • Беседы;
  • Чтение стихов, пение песен;
  • Изготовление поделок

Мои игрушки

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • НОД «Моя любимая игрушка»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «Детский сад»
  • Рисование;
  • Заучивание стихов А. Барто «Игрушки», Р.К. Шаехова “Как девочка учила куклу говорить».
  • Составление описательного рассказа о любимых игрушках;
  • Отгадывание загадок
  • Игрушки;
  • Картинки;
  • Схемы

Музей – это особое место в детском саду

  • Знакомить детей с музейными экспонатами;
  • Приобщать к ценностям национальной культуры, быта, истории;
  • Прививать любовь к родному краю
  • Проекты: «Глиняные горшки», «Истории говорящих вещей», «В гости к бабушке», «Вот так жили мои предки»;
  • Экскурсии в музей;
  • Использование экспонатов на занятиях, праздниках;
  • Тематические выставки, коллекционирование
  • Дидактическая игра «Что было, что будет», «разновидности часов»;
  • Беседы;
  • Изготовление схем, макетов;
  • Выставка изделий
  • Костюмы, предметы народного быта; экспонаты музея;
  •  Презентация: «В гости к бабушке»;
  • Проект «Халкыбыз хәзинәләре”.

Моё любимое занятие

  • Формировать положительный отклик через включение в совместные действия в различных видах деятельности
  • Занятие;
  • Кружок
  • Беседы;
  • Рисование
  • Картинки;
  • Схемы.

ТЕМА: МОЙ ПОСЕЛОК

  1. История поселка
  2. Улицы поселка
  3. Организации поселка
  4. Транспорт поселка
  5. Детские учреждения поселка
  6. Карта и символы поселка
  7. Мой поселок на карте Татарстана
  8. Профессии моего поселка

                9.Твоя гордость, п. Круглое Поле

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

История поселка

  • Познакомить детей с историей возникновения поселка его названия

  • Занятия;
  • Развлечение «День рождения поселка»;
  • Экскурсии по поселку;
  • Составление альбома «Мой поселок»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя об истории поселка
  • Рассматривание фотоальбома;
  • Викторина «Мой край»
  • Альбом, иллюстрации

Улицы поселка

  • Познакомить детей с происхождением названий некоторых улиц

  • Экскурсии по улицам поселка;
  • Составление макета поселка
  • Работа по карте;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»;
  • КВН с участием родителей
  • Карта поселка

Предприятия и учреждения  поселка

  • Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям

  • Занятия;
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения поселка
  • Сюжетно-ролевые игры: «Диагностический центр», «Почта», «Супермаркет», «Железнодорожники» и др.

Дидактическая игра «Предприятия и учреждения поселка»; «Что где …»

  • Беседы с рабочими предприятий;
  • Чтение художественной литературы о людях труда
  • Пословицы о труде;
  • Рисование «Кем я хочу стать»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбома «Мой поселок»

  • Альбом «Мой поселок»
  • Презентация «Железная дорога моего поселка».

1

2

3

4

Транспорт  поселка

  • Дать представление о транспорте;
  • Учить детей правилам поведения пешехода и  в общественном  транспорте

  • НОД «Светофор»;
  • Экскурсия на автостанцию;
    Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Шофёр» и т.п.
  • Развлечение «Юные пешеходы»
  • Концерт детей в день водителей
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Отгадывание загадок о транспорте;
  • Рисование;
  • Дидактическая игра «Каждую машину – на своё место»; «Что лишнее»;
  • Чтение Р.К.Шаехова «Как ребята переходили улицу».
  • Иллюстрации;
  • Модули для строительства транспорта

Детские учреждения  поселка

  • Дать представления о других детских учреждениях поселка и об их назначении

  • Экскурсии в школу;
  • Концерт с участием детей их Школы искусств; ( в СОШ)
  • Концерты ансамбля «Горошенки»;
  • Конкурсы;
  • Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»;
  • День открытых дверей
  • Дидактическая игра «Детские учреждения поселка»;
  • Беседы;
  • Работа по карте;
  • Составление рассказа;
  • Рассказ воспитателя ;
  • Рассматривание фотографий
  • Карта поселка;
  • Выставки рисунков учащихся СОШ п.Круглое поле и Школы искусств

Карта и символы моего поселка

  • Знакомить детей с картой поселка;
  • Дать понятие о символах поселка

   Праздник «На шаре земном много поселков»;

  • Отметка знакомых мест на карте поселка
  • Разучивание песни «Түгәрәк басу»
  • Рассматривание карты.

 Карта поселка

Мой поселок на карте Татарстана

  • Дать понять детям, что родной поселок – это часть большой Родины;
  • Вызвать чувство гордости за свой родной поселок
  • Занятия;
  • Экскурсии
  • Работа по карте Татарстана;
  • Рассказ воспитателя о местонахождении поселка;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»;
  • Рассматривание герба республики  Татарстан
  • Альбомы, карта Татарстана

1

2

3

4

Профессии моего  поселка

  • Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям

  • Экскурсии на предприятия, в учреждения;
  • Встречи с  людьми разных профессий;
  • Составление альбомов «Все работы хороши», «Профессии моего поселка»;
  • Занятие «Трудом красен человек»;
  • Развлечение «Поселок мастеров»
  • Беседы;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки, стихи о труде, профессиях;
  • Рассматривание иллюстраций, альбома.
  • Дидактическая игра «Кому что?»
  • Рисование «кем я хочу стать»
  • Альбомы «Все работы хороши», «Профессии моего поселка»

Достопримечательности  поселка

  • Учить определять памятные места на фотографии, их расположение на карте поселка;
  • Воспитывать любовь к малой Родине и желание лучше её узнать;

Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники поселка

  • Занятия
  • Экскурсии;
  • Игра – путешествие;
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
  • Дидактическая игра «Достопримечательности  поселка»;
  • Работа с картой поселка;
  • Рассказ воспитателя;
  • Беседы;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»
  • Фотографии, карта поселка
  • Презентация: «Достопримечательности моего поселка».

1

2

3

4

ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

  1. Уж небо осенью дышало.
  2. Поёт зима, аукает.
  3. Весна. Весна на улице!
  4. Лето в поселке.
  5. Растительный мир;
  6. Животный мир.
  7. Водоёмы.
  8. Леса - наше богатство.
  9. Правила поведения на природе.
  10. Уроки безопасности.
  11. Природа и человек.
  12. Мой край родной (заповедные места и памятники природы).

                     13.Земля – наша кормилица

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

Уж небо осенью дышало

  • Учить видеть красоту осенней природы;
  • Обеспечить развитие сопричастности  ребёнка к природе в соответствии со спецификой  своего края;
  • Воспитывать любовь к природе
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в осенний парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Осень – вопросов восемь»;
  • Календарные праздники «Сөмбелә», «Осень, в гости просим»
  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песен «Көз һәм балалар», «Көз, көз, әйт әле», «Көз төсе»;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы
  • Презентация «Признаки осени».

1

2

3

4

Поёт зима, аукает…

  • Учить видеть красоту зимней природы, отмечать особенности этого времени года
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в зимний парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Здравствуй, гостья зима!»
  • Календарные праздники «Нардуган».
  • КВН
  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайчак туган?»;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песни «Күңелле безнең шәһәр» и др.
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Хороводные игры «Нардуган», «Кыш бабай»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации;
  • Презентация: «Признаки зимы».

1

2

3

4

Весна, весна на улице

  • Учить видеть красоту и своеобразие весенней природы
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в  парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Солнце землю радует»;
  • Календарные праздники «Нәүрүз», «Масленица», «Проводы зимы», «День Воды», «День Птиц», «День Земли»

  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов, рассказа К.Ушинского «Четыре желания»;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песен «Яз җитә», «Гөрләвек җыры», «Яз һәм балалар»;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Хороводная игра «Нәүрүз», «Чума үрдәк, чума каз», «Там, там, тамчы там»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации

1

2

3

4

Лето в поселке

  • Учить видеть красоту летней природы
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в  парк, лес;
  • Походы;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Лето красное пришло»;
  • Календарные праздники «Сабантуй», «Сөмбелә»,  «День Нептуна»

  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов,
  • Составление рассказов;
  • Опыты;
  • Сбор гербария;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации, слайды;
  • Красная книга природы;
  • Гербарий
  • Презентация «Лето».

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

Животный мир

  • Знакомить детей с животным миром поселка, с исчезающими видами животных и птиц;
  • Прививать бережное заботливое отношение к животному миру

  • Экологические тропы;
  • Организация зимних столовых для птиц;
  • Занятия;
  • Игры;
  • Экскурсии в грачевник;
  • Праздник «Карга боткасы»;
  • Викторины;
  • КВН
  • Наблюдение за животными и птицами;
  • Установка скворечников и кормушек;
  • Чтение художественной литературы;
  • Загадки;
  • Пословицы, поговорки;
  • Заучивание стихов, закличек, прибауток;
  • Рисование;
  • Беседы;
  • Рассматривание картин;
  • Дидактическая игра «Кто где живёт», «Угадай, какая птица», «Животный мир», «Зоологическое лото»
  • Иллюстрации;
  • Красная книга

Водоёмы

  • Дать представления о водоёмах поселка, их растительности и животном мире;
  • Учить соблюдать правила поведения на водоёмах
  • Экологические тропы;
  • Экскурсии;
  • Занятия;
  • Праздники: «День Воды, «День Нептуна», «Челтер -челтер чишмәбез»
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование
  • Дидактическая игра «Водоёмы»;
  • Подвижные игры «Очисти водоём», «Рыбалка»

  • Иллюстрации, фотографии
  • Презентация: «Водоемы».

1

2

3

4

Леса - наше богатство

  • Знакомить детей с растительным и животным миром лесов нашего края;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу
  • Экскурсии, походы в лес;
  • Занятия;
  • Праздник Леса;
  • Экологические тропы
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;
  • Дидактическая игра «Очисти лес», «Кто живёт в лесу»; «Какой ветки детки?»
  • Рассматривание герба

  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации

Правила поведения на природе

  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Учить сознательно соблюдать их
  • Занятия;
  • Театрализованное представление на природе;
  • Экологические тропы;
  • Составление  Красной книги
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;
  • Дидактическая игра «Правила поведения на природе»;
  • Решение ситуаций
  • Красная книга;
  • Плакаты с правилами;
  • Экологические тропинки
  • Презентация: «Красная книга Республики Татарстан».

Уроки безопасности

Дать понятие:

  •  об опасных растениях и ядовитых животных;
  • о возможных травмах на природе;
  • Учить оказывать первую помощь
  • Занятия;
  • Уроки доктора Айболита;
  • Экологические тропы
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Уроки безопасности;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»;

  • Экологическая тропа;
  • Символы

ЛИТЕРАТУРА

Артемьев Л.А. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: Казань, 1995

Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур: Казань, 2004

Богомолова М.И. Дошкольникам о Татарстане: Н.Челны, 1995

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Воронеж, «Учитель», 2002

Ботякова О.А. Российский этнографический музей – детям: СПб, «Детство- Пресс», 2004

Бурганова Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: Казан, 1990

Бурганова Р.А. Знакомство с культурой татарского народа: Казань, 1990.

Горбунова Н.А. ОБЖ: М., 2004

Дыбина О.В. Рукотворный мир: М., 2004

Закирова К.В., Гаффарова С.М. Гаиләдә һәм балалар бакчасында әхлак тәрбиясе: Казан, 1990

Корчикова О.В. Детский этикет: М. «Феникс», 2002

Михайлова Е.Г. Нравственно-патриотическое воспитание. ж.«Дошкольное воспитание», 2005г. №5

Набиуллина И.Ш. Балаларны туган якның тарихы белән таныштыру: Казан, 2003

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: М. «Новая школа», 1995

Николаева С.Н. Юный эколог: М. «Мозаика - синтез», 1999

Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне»: М. «Мозаика-синтез», 2004

Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба: СПб «Детство-Пресс», 2000

Халикова Р.Ш. народное творчество как средство воспитания любви к родному краю: ж. «Дошкольное воспитание», 1988г.№5

«Мозаика-синтез», 2009

Р.К.Шаехова Раз словечко, два словечко(занимательное обучение татарскому языку).

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Голубой вагон

п. Круглое Поле

                                                                                                 

Ознакомление дошкольников с родным краем

Составила

воспитатель по обучению татарскому языку

Фассахова Гульсиня Нургаязовна

2016

Учебно- тематический план по ознакомлению дошкольников с родным краем

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Моя семья:   (Первый год обучения)

А это – я

1

Семь -я

1

Альбом «Моя семья»

1

Мой дом

1

Язык общения

1

Что в имени моём?

1

Баю – баюшки – баю

1

Очень люблю я маму и бабушку свою

2

Любимые книги

2

Животные в доме

2

Мужчины в доме

2

Всего

15 часов

2

Мой любимый детский сад  

По дороге в детский сад

2

Заботливые люди

2

Двор детского сада

1

История детского сада

1

Праздники в детском саду

2

Мои друзья

1

Детский сад – мой второй дом

1

Моя группа

1

Новоселье

1

Мои игрушки

1

Музей – это особое место в детском саду

1

Моё любимое занятие

1

15 часов

Всего 30 часов

3

Мой поселок     (Второй год обучения)

История поселка.

2

Улицы поселка.

2

Организации поселка.

2

Транспорт поселка.

2

Детские учреждения поселка.

1

Карта и символы поселка.

1

Мой поселок на карте Татарстана.

2

Профессии моего поселка.

2

Твоя гордость, п. Круглое Поле.

2

14 часов

4

Природа родного края

Уж небо осенью дышало.

2

Поёт зима, аукает.

2

Весна. Весна на улице!

1

Лето в поселке.

1

40

Растительный мир.

1

41

Животный мир.

1

42

Водоёмы.

1

43

Леса - наше богатство.

1

44

Правила поведения на природе.

2

45

Уроки безопасности.

2

46

Природа и человек.

1

47

Мой край родной (заповедные места и памятники природы).

1

16 часов

Всего 30 часов

Давайте детям больше и больше созерцания

 общего  человеческого мирового,

но преимущественно старайтесь знакомить их с этим

 через родные и национальные явления

В.Г. Белинский

Актуальность:

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

Пояснительная записка

       Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения -детский сад  «Голубой вагон» (далее Программа) разработана в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

Комментариями к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28 февраля 2014 г. №08-249;

Федеральным Законом «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ);

Дополнительная Программа обеспечивает знакомство дошкольников c самобытностью и культурой людей, проживающих в поселке Круглое поле, своеобразием животного и растительного мира, воспитание любви к своей «малой Родине». 

      Мы живём в очень сложное время, когда моральные отклонения  становятся нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей: научить их любить и беречь на придуманную Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

      Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

      Чувство Родины у ребёнка  возникает с любви к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

      Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, полученных ребёнком, наиболее доступные ему. Это -  природа и мир животных, дом, детский сад и т.д.

      Любой край неповторим. В каждом месте своя природа, свой быт и традиции.

      Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: история, традиции, достопримечательности, памятники, знатные люди.

      Данная программа поможет строить работу по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с местными условиями, традициями и особенностями детей.

Модель выпускника

      Формирование ребёнка нового поколения, способного впоследствии на профессиональной основе стать носителем и продолжателем дела сохранения, возрождения и развития ценностей и традиций национальной культуры

Содержание программы.

Цель: содействовать формированию духовности, уважения к ценностям национальной культуры, эстетических взглядов, реализации культурных ценностей.

Задачи:  

  • Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, поселку;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • Знакомство с символами;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения края;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

                   Предполагается, что результатом будет:

  • Повышение интереса дошкольников к историческому наследию родного края и к духовному, культурному наследию жителей данного края;
  • Пополнение мини -музея новыми краеведческими материалами;
  • Создание стендов, экспозиций, панно, выставок, демонстрирующих  национальный колорит местных жителей;

Программа предназначена

      для работы с детьми от 6- до 7-ми лет. Она состоит из 4 блоков – тем, которые взаимосвязаны  друг с другом: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой  поселок», «Природа моего поселка».

Форма реализации программы: подгрупповая, групповая.

Продолжительность реализации программы: три год

Тип программы: образовательная.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие

        

Принципы построения программы:

  • позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • познавательный характер обучения, обоснованный  детской

активностью

Средства реализации программы

  1. Специально организованные – обучение на занятиях;
  2. Совместная деятельность педагога, детей и родителей: экскурсии, наб

наблюдения,      чтение   художественной     литературы,    праздники,

развлечения,     детское    художественное   творчество,    викторины,

создание альбомов, составление экспозиций, выставок и др.

  1. Развивающая среда направлена на формирование интереса к

окружающей действительности, любознательности, патриотических

чувств.

  1. Диагностика: в раздел включены критерии диагностики по

усвоению задач данной программы.

        ТЕМА:  МОЯ СЕМЬЯ

  1. А это – Я
  2. Семь Я
  3. Альбом «Моя семья»
  4. Мой дом
  5. Язык общения
  6. Что в имени моём?
  7. Баю – баюшки – баю
  8. Очень люблю я маму и бабушку свою
  9. Любимые книги
  10. Животные в доме
  11. Мужчины в доме

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

А это - Я

  • Пробудить желание познать себя;
  • Учить правильно называть части тела;
  • Помочь ребёнку отождествлять себя со своим полом;
  • Создать радостное эмоциональное отношение к себе как к человеку
  • Занятия;
  • Создание альбома «Дневник моей жизни»
  • Беседы;
  • Разучивание песни «Бу - мин»;
  • Рисование «Мой портрет»;
  • Составление  «Сам о себе». Бу мин, мин матур, зур, әйбәт, чиста кыз.
  • Фотографии;
  • Альбом «Дневник моей жизни»;
  • Схема «Сам о себе»

Семь Я

  • Учить называть членов семьи;
  • Внушать чувство гордости за свою семью;
  • Прививать заботливое отношение к своим родственникам
  • Занятия;
  • Викторина «Что ты знаешь о своих близких?»;

  • Беседы;
  • Дидактическая игра «Бу бармак», «Семейный цветок»;
  • Рисование «Я рисую свою семью»
  • Семейные фотографии;
  • Схемы: «Расскажи о своей семье»; «Я и мои близкие»

Альбом «Моя семья»

  • Пробудить желание помочь взрослым в составлении альбома;
  • Прививать уважение к труду взрослых
  • Составление альбома «Каких я корней»
  • Рассматривание альбома;
  • Сбор материала;
  • Чтение и разучивание стихотворения Г.Тукая  «Минем гаиләм»;
  • Беседы по содержанию альбома
  • Семейные фотографии;
  • Рисунки детей

Мой дом

  • Прививать любовь к своему дому, желание поддерживать в нём порядок; помогать взрослым членам семьи

  • Сюжетно – ролевая игра «Строители»;
  • Занятие «В этом доме я живу»
  • Дидактическая игра «Строим дом»;
  • Чтение стихотворения Р.Хариса «Матур өй»;
  • Проектирование сказочного дома по проекту “Минем өем”
  • Строительный материал, куклы

1

2

3

4

Язык общения

  • Прививать любовь к родному языку;
  • Научить культуре общения
  • Развлечение «Дөньяда иң матур тел»;
  • Праздник языка;
  • Занятие «Туган телдә сөйләшәм»
  • Разучивание:  песня на слова Г.Тукая «И туган тел»; стихотворение Ш.Маннура «Яхшы бел»;
  • Словесная игра «Назови ласково»
  • Куклы в национальных костюмах

Что в имени моём?

  • Помочь ребёнку отождествлять себя со своим именем
  • Занятие «Исемең матур, кемнәр куйган?»;

  • Беседы о значении имени;
  • Дидактическая  игра «Назови имя»;
  • Чтение стихотворения Х. Гарданова «Исәнмесез, иптәшләр!».
  • Словарь имён;
  • Схемы;
  • Загадки

Баю-баю-баюшки

  • Приобщать детей к народному творчеству
  • Занятие «Курчакны йоклатабыз»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Укладываем куклу спать- Курчакны йоклатабыз»;

  • Разучивание колыбельных песен на татарском языке;
  • Слушание колыбельных песен на русском языке
  • Кроватка, кукла в национальном костюме, кукла младенец

Очень люблю я маму и бабушку свою

  • Прививать любовь к близким людям; желание помочь им и заботиться о них; воспитывать уважение к старшим.
  • Развлечение «Әбием, алтыным»;
  • Праздник мам - 8 Марта;
  • Занятия;
  • Экскурсии в музей детского сада «Әбиемнең өе”;
  • Составление альбома «Профессии наших мам»;
  • Выступление детей на конференции женщин;
  • Конкурсы с участием мам  и детей;

  • Рисование «Портрет моей мамы или бабушки»;
  • Разучивание песен, стихов;
  • Рассматривание альбома «Профессии наших мам»;
  • Беседы о мамах, бабушках;
  • Чтение: рассказ А.Алиша «Әниләр»; тат. нар. сказка «Три дочери»; Рассмотрение мултьфильма “Три дочери”; УМК.
  • Рассказы детей о своих мамах, бабушках;
  • Дидактическая игра «Собери цветок»; «Семейный цветок»
  • Изготовление подарков
  • Картины, альбом «Профессии наших мам»; выставка детских рисунков «Портрет мамы, бабушки»

1

2

3

4

Любимые книги

  • Прививать любовь к книгам;
  • Пробуждать потребность в познании и освоении окружающей действительности через художественную литературу;
  • Пробуждать личностное отношение к литературным персонажам
  • Воспитывать бережное отношение к книге.
  • Экскурсия в библиотеку, книжный магазин;
  • Выставка книг в группе по темам.
  • Рассмотрение анимционного сюжета по УМК «Китапханәдә”.
  • Беседа «Самая интересная книга»
  • Книги с различной тематикой

Животные в доме

  • Прививать любовь и заботливое отношение к животным.

  • Занятие «Наши меньшие друзья»
  • Д\игра “Угости Акбая и Мияу”.
  • Составление описательного рассказа о своих любимых животных;
  • Рисование «Мой друг»
  • Отгадывание загадок;
  • Игры «Песием, песием», «Мин - куян, син – эт, мине куып тот»
  • Картинки, игрушки;
  • Выставка рисунков;
  • Опорные схемы

Мужчины в доме

  • Пробудить положительное эмоциональное отношение к близким людям, внушать детям чувство гордости за них
  • Спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • Оформление стенда «Папы – наши защитники»;
  • Экспозиция «Великая Победа»
  • Д/игра “Әтигә бүләк алабыз” УМК
  • Беседы;
  • Разучивание песни «Солдатлар»;
  • Изготовление подарков для пап, дедушек, мальчиков;
  • Рисование «Я рисую мир»;
  • Слушание песен военных лет;
  • Пословицы о героизме
  • Стенд «Наши защитники»;

иллюстрации

ТЕМА: МОЙ  ЛЮБИМЫЙ  ДЕТСКИЙ  САД

 

  1. По дороге в детский сад
  2. Заботливые люди
  3. Двор детского сада
  4. История детского сада
  5. Праздники в детском саду
  6. Мои друзья
  7. Детский сад – мой второй дом
  8. Моя группа
  9. Новоселье
  10. Мои игрушки
  11. Музей – это особое место в детском саду
  12. Моё любимое занятие

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

По дороге в детский сад

  • Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями;
  • Учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес
  • Занятия;
  • Сюжетно-ролевая игра «Мой детский сад»
  • Разучивание:  песня  «Балалар бакчасында» на сл.Н. Гайсина;
  • Дидактическая игра «По дороге в детский сад»;
  • Беседы;
  • Работа с картой поселка;
  • Составление схемы «Я иду в свой детский сад»
  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;
  • Карта поселка

Заботливые люди

  • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада;
  • Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь
  • Экскурсии по детскому саду: на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет;
  • Сюжетно-ролевые игры «Кухня», «Прачечная»;
  • Утренник «Прощание с детским садом»
  • Рассматривание альбома «Кто работает в детском саду»
  • Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;
  • Беседы;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказа;
  • Рисование «Я люблю свой детский сад»
  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;
  • Опорные схемы для составления рассказа «Мой любимый детский сад »

Двор детского сада

  • Знакомить детей с прогулочными участками детского сада;
  • Воспитывать желание поддерживать порядок на участке, бережно относиться к оборудованию, ухаживать за растениями

  • Прогулки;
  • Занятия;
  • Трудовые поручения;
  • Экологические тропинки на территории детского сада

  • Рассматривание альбома «Кто работает в детском саду»
  • Дидактическая игра «Двор детского сада»;
  • Работа с картой участка детского сада;
  • Беседы;
  • Моделирование участков;
  • Рисование «Участок летом», «Участок зимой»;
  • Уборка территории;
  • Работа в огороде

  • Фотоальбом «В нашем детском саду»;

1

2

3

4

История детского сада

  • Познакомить детей с историей детского сада
  • Вечера воспоминаний;
  • Встреча с ветеранами – сотрудниками детского сада;
  • Праздник «С днём рождения, детский сад!»
  • Беседы;
  • Рассматривание фотоальбомов;
  • Составление рассказов
  • Альбом «Мой любимый детский сад»

Праздники в детском саду

  • Создать праздничное настроение
  • Прививать уважение к традициям детского сада
  • Совместные с родителями досуги: КВН, праздники, конкурсы, соревнования.

  • Беседы;
  • Рассматривание альбома «Праздники в детском саду»;
  • Составление рассказов;
  • Создание книги «История детского сада»
  • Альбом «Праздники в детском саду»

Мои друзья

  • Научить культуре общения со  своими сверстниками;
  • Пробудить стремление к положительному контакту с другими людьми;
  • Воспитание чувства товарищества
  • Праздник Дружбы
  • Беседы;
  • Пение песен и разучивание стихов о дружбе, друзьях;
  • Рисование «Портрет моего друга»
  • Фотографии друзей

Детский сад – мой второй дом

  • Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями, с сотрудниками детского сада;
  • Воспитывать любовь к своему детскому саду

  • Экскурсия по детскому саду;
  • День открытых дверей;
  • Стенд «Яблоко от яблони»;
  • Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»;
  • Концерт с участием детей, сотрудников и родителей

  • Беседы;
  • Рисование;
  • Рассматривание иллюстраций, картин, альбомов.

  • Фотоальбомы;
  • Стенд «Яблоко от яблони»

1

2

3

4

Моя группа

  • Знакомить детей с расположением группы, оборудованием;
  • Воспитывать бережное отношение к имуществу, желание поддерживать порядок в группе
  • Занятия
  • Рисование;
  • Составление рассказа о группе, опираясь на схемы;
  • Дидактическая игра «Что где…»;
  • Беседы
  • Схемы, иллюстрации

Новоселье

  • Научить видеть динамику жизни (взросление себя )
  • Праздник «Новоселье» при переходе в другую возрастную группу
  • Беседы;
  • Чтение стихов, пение песен;
  • Изготовление поделок

Мои игрушки

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам
  • Занятие «Моя любимая игрушка»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек», «детский сад»
  • Рисование;
  • Заучивание стихов А. Барто «Игрушки», Р.Курбанова «Куян» и др.
  • Составление описательного рассказа о любимых игрушках;
  • Отгадывание загадок
  • Игрушки;
  • Картинки;
  • Схемы

Музей – это особое место в детском саду

  • Знакомить детей с музейными экспонатами;
  • Приобщать к ценностям национальной культуры, быта, истории;
  • Прививать любовь к родному краю
  • Занятие «История татарского костюма», «Истории говорящих вещей», «В гости к бабушке», «Вот так жили мои предки»;
  • Экскурсии в музей;
  • Использование экспонатов на занятиях, праздниках;
  • Тематические выставки, коллекционирование
  • Дидактическая игра «Что было, что будет», «разновидности часов»;
  • Беседы;
  • Изготовление схем, макетов;
  • Выставка изделий
  • Костюмы, предметы народного быта; экспонаты музея.

Моё любимое занятие

  • Формировать положительный отклик через включение в совместные действия в различных видах деятельности
  • Занятие;
  • Кружок
  • Беседы;
  • Рисование

ТЕМА: МОЙ ПОСЕЛОК

  1. История поселка
  2. Улицы поселка
  3. Организации поселка
  4. Транспорт поселка
  5. Детские учреждения поселка
  6. Карта и символы поселка
  7. Мой поселок на карте Татарстана
  8. Профессии моего поселка

                9.Твоя гордость, п. Круглое Поле

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

История поселка

  • Познакомить детей с историей возникновения поселка его названия

  • Занятия;
  • Развлечение «День рождения поселка»;
  • Экскурсии по поселку;
  • Составление альбома «Мой поселок»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя об истории поселка
  • Рассматривание фотоальбома;
  • Викторина «Мой край»
  • Альбом, иллюстрации

Улицы поселка

  • Познакомить детей с происхождением названий некоторых улиц

  • Экскурсии по улицам поселка;
  • Составление макета поселка
  • Работа по карте;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»;
  • КВН с участием родителей
  • Карта поселка

Предприятия и учреждения  поселка

  • Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям

  • Занятия;
  • Экскурсии на предприятия и в учреждения поселка
  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Почта», «Магазин», «Железнодорожники» и др.

Дидактическая игра «Предприятия и учреждения поселка»; «Что где …»

  • Беседы с рабочими предприятий;
  • Чтение художественной литературы о людях труда
  • Пословицы о труде;
  • Рисование «Кем я хочу стать»;
  • Рассматривание иллюстраций, альбома «Мой поселок»

  • Альбом «Мой поселок»

1

2

3

4

Транспорт  поселка

  • Дать представление о транспорте;
  • Учить детей правилам поведения пешехода и  в общественном  транспорте

  • Занятие «Светофор», «Юлда йөргәндә дә акыл кирәк»;
  • Экскурсия на автостанцию;
    Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Шофёр» и т.п.
  • Развлечение «Юные пешеходы»
  • Концерт детей в день водителей
  • Чтение художественной литературы;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Отгадывание загадок о транспорте;
  • Рисование
  • Пение «Шофёр булам»;
  • Дидактическая игра «Каждую машину – на своё место»; «Что лишнее»;
  • Чтение стихов
  • Иллюстрации;
  • Модули для строительства транспорта

Детские учреждения  поселка

  • Дать представления о других детских учреждениях поселка и об их назначении

  • Экскурсии в школу;
  • Концерт с участием детей их Школы искусств; ( в СОШ)
  • Концерты ансамбля «Балкыш»;
  • Конкурсы;
  • Сюжетно – ролевая игра «Детский сад»;
  • День открытых дверей
  • Дидактическая игра «Детские учреждения поселка»;
  • Беседы;
  • Работа по карте;
  • Составление рассказа;
  • Рассказ воспитателя ;
  • Рассматривание фотографий
  • Карта поселка;
  • Выставки рисунков учащихся СОШ п.Круглое поле и Школы искусств

Карта и символы моего поселка

  • Знакомить детей с картой поселка;
  • Дать понятие о символах поселка

   Праздник «На шаре земном много поселков»;

  • Отметка знакомых мест на карте поселка
  • Разучивание песни «Туган ягым»
  • Рассматривание карты;

 Карта поселка

Мой поселок на карте Татарстана

  • Дать понять детям, что родной поселок – это часть большой Родины;
  • Вызвать чувство гордости за свой родной поселок
  • Занятия;
  • Экскурсии
  • Работа по карте Татарстана;
  • Рассказ воспитателя о местонахождении поселка;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»;
  • Рассматривание герба республики  Татарстан
  • Альбомы, карта Татарстана

1

2

3

4

Профессии моего  поселка

  • Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям

  • Экскурсии на предприятия, в учреждения;
  • Встречи с  людьми разных профессий;
  • Составление альбомов «Все работы хороши», «Профессии моего поселка»;
  • Занятие «Трудом красен человек»;
  • Развлечение «Поселок мастеров»
  • Беседы;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки, стихи о труде, профессиях;
  • Рассматривание иллюстраций, альбома.
  • Дидактическая игра «Кому что?»
  • Рисование «кем я хочу стать»
  • Альбомы «Все работы хороши», «Профессии моего поселка»

Достопримечательности  поселка

  • Учить определять памятные места на фотографии, их расположение на карте поселка;
  • Воспитывать любовь к малой Родине и желание лучше её узнать;

Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники поселка

  • Занятия
  • Экскурсии;
  • Игра – путешествие;
  • Сюжетно-ролевая игра «Автобус»
  • Дидактическая игра «Достопримечательности  поселка»;
  • Работа с картой поселка;
  • Рассказ воспитателя;
  • Беседы;
  • Рассматривание альбома «Мой поселок»
  • Фотографии, карта поселка

1

2

3

4

ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

  1. Уж небо осенью дышало.
  2. Поёт зима, аукает.
  3. Весна. Весна на улице!
  4. Лето в поселке.
  5. Растительный мир;
  6. Животный мир.
  7. Водоёмы.
  8. Леса - наше богатство.
  9. Правила поведения на природе.
  10. Уроки безопасности.
  11. Природа и человек.
  12. Мой край родной (заповедные места и памятники природы).

                     13.Земля – наша кормилица

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

Уж небо осенью дышало

  • Учить видеть красоту осенней природы;
  • Обеспечить развитие сопричастности  ребёнка к природе в соответствии со спецификой  своего края;
  • Воспитывать любовь к природе
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в осенний парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Осень – вопросов восемь»;
  • Календарные праздники «Сөмбелә», «Алтын көз бүләкләре», «Осень, в гости просим»
  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песен «Көз һәм балалар», «Көз, көз, әйт әле», «Көз төсе»;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы

1

2

3

4

Поёт зима, аукает…

  • Учить видеть красоту зимней природы, отмечать особенности этого времени года
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в зимний парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Здравствуй, гостья зима!»
  • Календарные праздники «Нардуган».
  • КВН
  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайчак туган?»;
  • Чтение стихов;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песни «Күңелле безнең шәһәр» и др.
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Хороводные игры «Нардуган», «Кыш бабай»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации

1

2

3

4

Весна, весна на улице

  • Учить видеть красоту и своеобразие весенней природы
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в  парк, лес;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Солнце землю радует»;
  • Календарные праздники «Нәүрүз», «Масленица», «Проводы зимы», «День Воды», «День Птиц», «День Земли»

  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов, рассказа К.Ушинского «Четыре желания»;
  • Составление рассказов;
  • Слушание и разучивание песен «Яз җитә», «Гөрләвек җыры», «Яз һәм балалар»;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Хороводная игра «Нәүрүз», «Чума үрдәк, чума каз», «Там, там, тамчы там»
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации

1

2

3

4

Лето в поселке

  • Учить видеть красоту летней природы
  • Занятия тематические, интегрированные;
  • Экскурсии в  парк, лес;
  • Походы;
  • Экологические тропы;
  • Викторина «Лето красное пришло»;
  • Календарные праздники «Сабантуй», «Сөмбелә»,  «День Нептуна»

  • Дидактическая игра «Времена года», «Бу кайсы вакыт?», «Бывает – не бывает»;
  • Отгадывание загадок;
  • Пословицы, поговорки о погодных условиях;
  • Сезонные приметы;
  • Работа с календарём погоды;
  • Слушание классической музыки из цикла «Времена года»;
  • Рисование индивидуальное и коллективное;
  • Разучивание стихов Г.Тукая «Бу кайсы вакыт?»;
  • Чтение стихов,
  • Составление рассказов;
  • Опыты;
  • Сбор гербария;
  • Словесные игры, подвижные игры;
  • Беседы;
  • Рассказ воспитателя
  • Экологические тропы;
  • Календарь погоды;
  • Выставки детских рисунков;
  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации, слайды;
  • Красная книга природы;
  • Гербарий

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приёмы

Развивающая среда, оборудование, материалы

1

2

3

4

Животный мир

  • Знакомить детей с животным миром поселка, с исчезающими видами животных и птиц;
  • Прививать бережное заботливое отношение к животному миру

  • Экологические тропы;
  • Организация зимних столовых для птиц;
  • Занятия;
  • Игры;
  • Экскурсии в грачевник;
  • Праздник «Карга боткасы»;
  • Викторины;
  • КВН
  • Наблюдение за животными и птицами;
  • Установка скворечников и кормушек;
  • Чтение художественной литературы;
  • Загадки;
  • Пословицы, поговорки;
  • Заучивание стихов, закличек, прибауток;
  • Рисование;
  • Беседы;
  • Рассматривание картин;
  • Дидактическая игра «Кто где живёт», «Угадай, какая птица», «Животный мир», «Зоологическое лото», «Кәҗәкәй»
  • Иллюстрации;
  • Красная книга

Водоёмы

  • Дать представления о водоёмах поселка, их растительности и животном мире;
  • Учить соблюдать правила поведения на водоёмах
  • Экологические тропы;
  • Экскурсии;
  • Занятия;
  • Праздники: «День Воды, «День Нептуна», «Челтер -челтер чишмәбез»
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование
  • Дидактическая игра «Водоёмы»;
  • Подвижные игры «Очисти водоём», «Рыбалка»

  • Иллюстрации, фотографии

1

2

3

4

Леса - наше богатство

  • Знакомить детей с растительным и животным миром лесов нашего края;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Учить соблюдать правила поведения в лесу
  • Экскурсии, походы в лес;
  • Занятия;
  • Праздник Леса;
  • Экологические тропы
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;
  • Дидактическая игра «Очисти лес», «Кто живёт в лесу»; «Какой ветки детки?»
  • Рассматривание герба

  • Опорные схемы;
  • Иллюстрации;

Правила поведения на природе

  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Учить сознательно соблюдать их
  • Занятия;
  • Театрализованное представление на природе;
  • Экологические тропы;
  • Составление  Красной книги
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;
  • Дидактическая игра «Правила поведения на природе»;
  • Решение ситуаций
  • Красная книга;
  • Плакаты с правилами;
  • Экологические тропинки

Уроки безопасности

Дать понятие:

  •  об опасных растениях и ядовитых животных;
  • о возможных травмах на природе;
  • Учить оказывать первую помощь
  • Занятия;
  • Уроки доктора Айболита;
  • Экологические тропы
  • Наблюдения за природой;
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;
  • Беседы;
  • Уроки безопасности;
  • Составление рассказа;
  • Рисование;

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»;

  • Экологическая тропа;
  • Символы

ЛИТЕРАТУРА

Антонова Л.И. Мы живём на Волге: ж. «Дошкольное воспитание», 2004г. №6, 2005г. №1

Артемьев Л.А. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах: Казань, 1995

Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур: Казань, 2004

Богомолова М.И. Дошкольникам о Татарстане: Н.Челны, 1995

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Воронеж, «Учитель», 2002

Ботякова О.А. Российский этнографический музей – детям: СПб, «Детство- Пресс», 2004

Бурганова Р.А. Туган як табигате белән таныштыру: Казан, 1990

Бурганова Р.А. Знакомство с культурой татарского народа: Казань, 1990.

Горбунова Н.А. ОБЖ: М., 2004

Дыбина О.В. Рукотворный мир: М., 2004

Закирова К.В., Гаффарова С.М. Гаиләдә һәм балалар бакчасында әхлак тәрбиясе: Казан, 1990

Корчикова О.В. Детский этикет: М. «Феникс», 2002

Михайлова Е.Г. Нравственно-патриотическое воспитание. ж.«Дошкольное воспитание», 2005г. №5

Набиуллина И.Ш. Балаларны туган якның тарихы белән таныштыру: Казан, 2003

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: М. «Новая школа», 1995

Николаева С.Н. Юный эколог: М. «Мозаика - синтез», 1999

Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне»: М. «Мозаика-синтез», 2004

Тихонова М.В, Смирнова Н.С. Красна изба: СПб «Детство-Пресс», 2000

Халикова Р.Ш. народное творчество как средство воспитания любви к родному краю: ж. «Дошкольное воспитание», 1988г.№5

«Мозаика-синтез», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"

Конспект занятия по ручному труду в средней группе...

Авторская разработка коррекционно-дидактической игры "Волшебные бутылочки"

Надеюсь, что моя игра поможет в коррекционной работе систематизировать знания детей о цвете, размере. Развить пространственные ориентировки, закрепить количественный и порядковый счёт, снизить напряже...

"ВЕСЕЛИНКА - 1" - сборник танцев для детей младшего и среднего возраста.(Авторские разработки)

1. ОБЩИЙ ТАНЕЦ ВОКРУГ ЁЛКИ.( "Новогодняя" слова и музыка В.Оншин)2.ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕВОЧЕК "ЗАЙКИ" ("Зайка" В.Оншин)3. ТАНЕЦ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ "СНЕГИРИ"   ("Воробушки" И.Пономарёвой)4. ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕВОЧЕК "Ц...

"ВЕСЕЛИНКА - 2" сборник танцев для детей старшего дошкольного возраста. (Авторские разработки)

Общий танец "ГОРОШИНКИ ЦВЕТНЫЕ" сл. В.Кузьминой, муз. А.ВарламоваХоровод "ПОД НОВЫЙ ГОД" сл. В.Шумилина, муз.Ю.Верижниковапарный танец "ТАНЕЦ С ПРЯНИКАМИ", муз. А.Зацепинаобщий танец "ЗИМА" сл. С.Остр...