Опыт работы по патриотическому воспитанию
материал на тему

Мамедова Наталья Павловна

Первые чувства патриотизма… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родной станице, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по патриотическому воспитанию воспитанников детского сада

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт К. Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; со двором, где посадил первое деревце.

Актуальность: рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные перемены в развитии системы образования. Это повлекло изменение в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

Мы живем в небольшом хуторе Карла Маркса, который стал для нас родным. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш Краснодарский  край. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

Исходя из вышесказанного, была поставлена следующая цель:

  • Формировать нравственно-патриотические чувства дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей родного края.

Данная работа включает целый комплекс задач:

  1. Дать детям представления об истории нашего края.
  2. Познакомить детей с символами России и города: гербом, флагом, гимном.
  3. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
  4. Расширять знания детей о родном городе, как частице русской земли.
  5. Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
  6. Обогащать знания детей о природных богатствах родного края, их роли в социальном и экономическом развитии области.
  7. На примере жизни знаменитых людей станицы Новотитаровской, х.Карла Маркса,  воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
  8. Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родной станице и родному краю.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, станицей являются познавательные занятия, которые активизируют мыслительную деятельность детей. С этой целью использовались приемы сравнения (например: сравниваем культуру разных народов), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. У детей формировалось умение анализировать, делать выводы. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа, активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению. Например: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? или Почему так называют наш край, город? т. д.

Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т.д.)

     Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому были  разработаны, изготовлены и использованы в работе разнообразные дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку. Дидактические игры являются составной частью занятий и режимных моментов в жизни группы. Знания, полученные детьми, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют, лепят, изготавливают поделки из природного и бросового материала.

Первые чувства патриотизма… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эта заповедь А.С.Макаренко является девизом моей работы с детьми и их родителями. Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной ” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов.

Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Моя станица», «Мой край», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

  • народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
  • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
  • православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
  • бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Работая в данном направлении, мы уже достигли результатов:

  • дети получили необходимые знания о своем крае, России;
  • продолжается тесное сотрудничество с родителями;
  • педагоги продолжают повышать педагогическое мастерство;
  • расширилось сотрудничество детского сада с организациями города;
  • пополняются групповые уголки по нравственно-патриотическому воспитанию новыми материалами;

Планы на будущее:

  • продолжить работу по патриотическому воспитанию;
  • использовать в дальнейшем проектный метод работы;

Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того взрослый это или ребенок.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Литература :

  1. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина УЦ Перспектива. Москва 2008 г.
  2. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет». Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Творческий центр. Москва 2007 г.
  3. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Дошкольная педагогика. (февраль 2009г).
  4. Журнал «Ребенок в детском саду».
  5. Журнал «Дошкольная педагогика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Нравственно-патриотическое воспитание"

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста...

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

Мой опыт работы в рамках решения задач по реализации и освоению содержания регионального компонента....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой....

Опыт работы по патриотическому воспитанию Подберёзной Елены воспитателя МБДОУ № 16 ст.Луковской

Данный опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений по патриотическому воспитанию с детьми....

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы

Опыт работы по патриотическому воспитанию к 70 летию Победы...

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова»

в статье рассказывается о работе, проводимой в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...