"Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников"
консультация по теме

Гикаева Наира Шаликоевна

На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у малышей закладываются основы уважительного отношения к традициям предков, гордость за малую Родину. Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников"

Весь мир мой храм

Любовь -моя святыня

Отечество – вселенное мое.

Коста Хетагуров.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.

Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является именно народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души, развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине, учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. В них есть и широта русской натуры, ее размах, и мягкость, задушевность, свойственные русскому характеру. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Разнообразен фольклор осетинского народа: нартский эпос, сказания о героях, даредзанах, сказки, песни, пословицы, притчи, предания и таураги (былины)

Заговоры – шутки (Ныфсдæттæн ныхæстæ)

Расцвет детского фольклорного репертуара приходится на период, когда социальная жизнь детей наиболее  активна, наиболее интенсивна – от пяти-семи до четырнадцати лет. Заметно меняются как жанры, так и способы передачи фольклорных текстов. Дети ищут, творят, выдумывают и создают для себя условия, необходимые для приобщения к детской традиции. Они стараются находить места, чтобы им не мешали, и они свободно посвящали себя игре, полностью ей отдавались.

В старине люди большое значение придавали силе слова – заговорным формулам. Они употреблялись как мнимое средство, избавляющее от различных болезней. Со временем стали появляться заговоры на все случаи жизни. Это были заговоры при первом  купании, первом шаге, первом зубе, первом слове, первом срезе ногтей, первой стрижке и т.д. [9].

Здоровые дети, известно, не могут спокойно  сидеть. Они подвижны, и если соринка  попала ребенку в глаз, стоит ему произнести: «Мæ цæсты  цы ис – мæ къахы бын», и он успокаивается, т.е ему кажется, что после этих слов соринка выскочила из его глаза и оказалась под ногой [14].

Безусловно, все дети хотят скорее вырасти, многие из них даже делают метки на каком – то стволе дерева или дверном косяке, прислоняясь и следя за своим ростом. Но бывают случаи, когда случайно через сидящего или лежащего на полу ребенка кто-то перешагивает. В этом случае ребенок заставляет перешагнуть обратно и произносит магические слова: «Мæ рæзæнтæ мæхи». Ребенок убежден, что при этом перешагнувший через него не помешает его росту.

Заговоры- шутки имеют психологическое воздействие. В их основе лежит «житейский практический фундамент, выработанный многовековым опытом поколений»  

Обрядовые песни (Фæткы зарджытæ)

В детский репертуар входили хороводные колядки «хæдзаронтæ», проводимые в праздник нового года, «сойгæнæнтæ» – (в честь мальчика – первенца) в начале июля, «киунудзатæ»( хороводные колядки девочек) – за неделю до Великого поста, пасхальные колядки в течение недели во время празднования разговения. На участие детей в религиозных и магических обрядах обращали внимание многие ученые. Этнограф В.С. Уарзиати писал: «Ребенок является существом чистым и безгрешным, поэтому его участие в ответственном деле, связанном с культовой практикой, является богоугодным делом, гарантирующим его успех» .

Песни-колядки исполнялись преимущественно к Новому году:

Хæдзаронтæ, хæдзаронтæ! Уæ алы аз уыл хорзæй цæуа,

Уæ сæдæ фидæн хорзæй фенат, уæ лæг саг амара,

Уæ ус тыр ныййара, уæ басылы къух мæн фæуа!

Новогодние колядки можно встретить почти у всех нароодов, но праздник «Кæхцгæнæн» кроме осетин ни у кого не встречается. Именно в этот день мальчики- сойгæнджытæ с большими палками, стуча по стенам дома, где был новорожденный, заходили и исполняли песню.

Уæлæ къулыл дидитæ. Сой цæуы, сой.

Рахæссут нын чъиритæ. Сой цæуы, сой.

Теместæм Гака. Сой цæуы, сой.

Раттут нын дзыкк. Сой цæуы, сой.

Дети колядуют и на праздники Воскресения Хреста. Родители обычно стараются в этот день одеть ребенка получше: чище, наряднее, покупают новые вещи, обувь. Дети раньше с утра начинали ходить из дома в дом со словами: «Чырысти райгас». Их угощали сладостями, пирогами, и обязательно подавали крашеные яйца ( красили обычно в шелухе лука). Праздник длился неделю.

Перечисленные обрядовые песни исполняются и сегодня, хотя не все обряды оказались живучими.

Народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа. Народное хореографическое искусство – одно из ярчайших проявлений национального творчества осетин.

Искусство танца неразрывно связано с музыкальным и песенным творчеством и представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства, с древнейших времен занимая важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин. В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств, связанных с древнейшими языческими, а позднее и христианскими верованиями. Танец являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах, а также имел обрядовое значение.

В танце молились богам, на языке танца выражали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Игра служит для ребенка «инструментом» его отношений, приобретения знаний, где он учиться контролировать и оценивать себя, проявляет свою инициативу и творческую активность. Подвижные национальные игры имеют коррекционную направленность, т. к снимают: негативное настроение, излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, преодоление неуверенности в себе, создают позитивный настрой, возможность настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

 Самый любимый вид музыкальной деятельности – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыке, воспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.

Народные праздники и традиции.  Организация народных праздников – одна из традиционных форм образовательной деятельности в детском саду. Особая ее значимость заключается в том, что приобщение к национальной культуре в форме праздника, живо затрагивающего эмоциональную сферу дошкольников, позволяет заложить в них чувственную основу национальной принадлежности, сформировать определенный опыт.

Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для их знакомства (когнитивный, мыслительный компонент) с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмами, но и для позитивных эмоциональных переживаний, собственного непосредственного участия, собственной деятельности по реализации народных традиций.

Наряду с музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и те чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства.

Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о осетинском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее существенное сходство. Следовательно, раскрытие сущности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в эколого - эстетическом воспитании дошкольников.(Из опыта работы).

Посмотри , как всё красиво ,Посмотри , простор какой.Словно мать ,склонилась иваНад уснувшею рекой...ПРИРОДА ! Как много вмещает в себя это слово .И леса , и реки , и птицы...Можно перечислять до беск...

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников.

Чем дальше в будущее входим,тем больше прошлым дорожим......

Проект «Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

               Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и регионал...

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников

Главной задачей в воспитании русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самос...