Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников
консультация

Сухомлина Наталья Леонидовна

Главной задачей в воспитании русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regional_komponent.docx18.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим –

Хоть новому принадлежим.

В. Шефнер

Необходимость внедрения регионального компонента предусмотрена Законом РФ. Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция, т. к. именно традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и развивающие функции.

Главной задачей в воспитании русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Для успешного воспитания детей в национальных традициях важна реализация на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

Работая с дошкольниками по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является именно народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки, народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Русский фольклор - душа народа. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставит малышу настоящую радость.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития ребенка.

Использование устного народного творчества для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками сказками, с которым играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали более творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.

Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души, развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине, учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. В них есть и широта русской натуры, ее размах, и мягкость, задушевность, свойственные русскому характеру. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Организуя музыкальное образование и воспитание детей дошкольного возраста, следует знакомить детей с песнями различного характера – лирическими, хороводными, шуточными. При этом следует учитывать возраст детей и подбирать песни соответствующие возрасту ребенка, ориентируясь на то, вызывает ли данная музыка интерес у ребенка, то насколько она ему понятна. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, целесообразно первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить особое внимание на содержание, на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.

Народные танцы, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа. Типичными чертами русской пляски являются широта движений, плавность, мягкость.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. Самый любимый вид музыкальной деятельности – музыкальные игры, одним из видов которых являются игры с пением. Игры с пением имеют важное значение. С помощью этих игр можно развивать у детей интерес к пению, музыкевоспитывать музыкальный слух, память, чувство ритма, голос и умение правильно исполнять мелодию. Играя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.

Народные хороводные подвижные игры формируют у детей координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведение птиц, насекомых, растений.

Подготовка к народным праздникам и развлечениям идет в тесном контакте с воспитателями, при их непосредственном и активном участии. От их активности зависит и разработка намеченных мероприятий, и успех проведения самого праздника. Проводя такие праздники и развлечения, необходимо стремиться вызвать у детей радость, смех, но наряду с этим воспитывать любовь к народному творчеству, красоте родной природы, родной речи и напевов, элементами фольклора.

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусствемузыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность.

Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда, переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее существенное сходство. Следовательно, раскрытие сущности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональный компонент в эколого - эстетическом воспитании дошкольников.(Из опыта работы).

Посмотри , как всё красиво ,Посмотри , простор какой.Словно мать ,склонилась иваНад уснувшею рекой...ПРИРОДА ! Как много вмещает в себя это слово .И леса , и реки , и птицы...Можно перечислять до беск...

Выступление на педагогическом Совете «Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Региональный компонент как средство патриотического воспитания дошкольников»...

"Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников"

На педагогов дошкольного образования возлагается ответственная задача – воспитание подрастающего поколения настоящими патриотами своей страны. Именно в детском саду у малышей закладываются основ...

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников.

Чем дальше в будущее входим,тем больше прошлым дорожим......

Проект «Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа, особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Региональный компонент в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

               Региональный компонент — это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное и регионал...