Формирование у дошкольников основ нравственного воспитание любви к малой Родине
статья на тему

Чекалина Людмила Николаевна
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников основ нравственного сознания через воспитание любви к малой Родине».

Чтобы воспитать гуманную, духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России. Мы поставили перед собой следующие задачи:

-Привить детям чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

-Сформировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

-Расширить представления о России, как о родной стране.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мир ребенка начинается с его семьи.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Также  совместно с детьми родители оформляют альбом, в который входят разделы: «Моя семья», «Наш дом», «Наш огород», «Любимое семейное блюдо», «Наша мечта» и др. Мы стараемся воспитывать в детях трепетное отношение к своим близким.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему селу. История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в небольшом городе Куса, с его необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего села, но и воспитать чувство уважения к нему.

В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даём детям краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках.

Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наше город Куса – частица Родины, поскольку во всех местностях, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- везде соблюдают традиции;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие национальные и общественные праздники.

      Родная природа. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу.

Через экскурсии и прогулки в лес, в поле, к реке мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Совместно с родителями мы выходим отдыхать на лесную поляну.  Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции.

Родная страна. Знакомя детей с родной страной, мы  расширяем их представления о значении государственных символов России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. В группах оформлены уголки «Мы живем в России», «Моя Россия».

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы  прививаем  детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству. Подводим  ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

Каждый год наши дети принимают участие в мероприятиях проводимых сельской библиотекой для участников ВОВ и тружеников тыла, принимают участие в акции «Никто не забыт, ничто не забыто»- делают своими руками подарки для ветеранов и тружеников тыла

В нашем ДОУ совместно с родителями, сотрудниками создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Дети знакомятся с бытом, традициями, отдельными историческими моментами. 

Произведениями  устного народного творчества не только формируем любовь к традициям своего народа, но и способствуем развитию личности в духе патриотизма.

Изучение фольклора осуществляется  через  совместное участие детей и родителей в детских календарных праздниках и развлечениях. Весной мы встречаем и провожаем Масленицу, зазываем Весну, закликаем птиц. Осенью проводим капустную вечеринку. В рождественские праздники поём колядки. Данные  мероприятия позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс, сплотить детско-родительский коллектив.

Одним из немаловажных факторов нравственно-патриотического воспитания детей является труд.

Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Совместно с родителями проводим субботники. Особую значимость имеет труд детей  в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой, «Елочка – живая иголочка!», и  др.

Постепенно от прогулок, экскурсий, бесед и чтений книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины. Дети – будущее нашей большой Родины, им беречь и охранять ее просторы, красоты, богатства.

 Свое выступление хочу закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Чекалина Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности»

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны, воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовн...

Методическая разработка для дошкольников старшего возраста.Тема" Воспитание любви к малой Родине"

Методическая разработка для дошкольников  старшего возраста. Тема: "Воспитание любви к малой Родине". План разработан на весь учебный год....

Рабочая программа по кубановедению : «Воспитание любви к малой родине, ознакомление дошкольников с природой родного края»

Воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины....

Опыт работы: "Воспитание любви к малой родине,через ознакомление дошкольников с природой родного края."

Теоритическая часть: зничение работы по ознакомнению детей с природойродного края Практическая часть: прогулки,экскурсии,наблюдения,труд природе, правилаповедения,работа с родителями....

Воспитание любви к малой Родине - один из аспектов нравственного воспитания

Статья содержит рекомендации по воспитанию любви дошкольников к малой Родине на примере города Санкт-Петербурга....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....

Представление опыта работы по теме " Нравственно-патриотическое воспитание детей в режимных моментах"на ГМО "Воспитание любви к малой Родине"

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время Россия переживает один из непр...