«Технология проектного метода»
статья по теме

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна
«Проект – метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов» Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Реализация проектов проходит через несколько этапов. Я предлагаю конкретно разобрать последовательность, содержание и структуру проекта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_kak_pedagogicheskaya_ideya.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология проектного метода»

(Азы планирования и содержания работы над проектом)

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине ХХ в. В нем отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. А это означают, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения, и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем.

По определению Евгении Семеновны Полат – доктора педагогических наук, автора многочисленных исследований по теории и практике личностно-ориентированного подхода и метода проектов: «Проект – метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов» Таким образом, основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Наше дошкольное учреждение уже на протяжении нескольких лет использует в своей практике метод проекта. Все вы знаете, что реализация проектов может быть  различной направленности. Дети старшего дошкольного возраста часто являются инициаторами в выборе темы для проектов. Проект  должен вызывать энтузиазм, увлекать детей и идти от сердца.

Реализация проектов проходит через несколько этапов. Я предлагаю конкретно разобрать последовательность, содержание и структуру проекта.

Посмотрите на экран – паспорт пед.проекта.

  1. Тема проекта
  2. Адресация проекта –  дети, воспитатели и родители (для кого)
  3. Руководитель – кто разрабатывает проект
  4. Участники – дети, воспитатель, узкие специалисты
  5. Возраст – сколько лет детям
  6. Особенности проекта – см. приложение №1
  7. Цель проекта – цель для педагога-конкретно по проекту(точная) и обязательно цель для детей, цель для детей должна быть конкретной, ощутимой (что-то создать)
  8. Задачи - по программе «Детство»
  9. Ресурсы проекта – что конкретно необходимо для реализации проекта(игры, пособия, репродукции картин, музыка и тд.) в ресурсы проекта и входит требования к уровню подготовленности воспитанников-из программы «Детство» на данный момент. Требования подготовленности педагогов – что знать, изучить, профессиональные качества.
  10. Предполагаемые продукты проекта – конкретно для педагогов и конкретно для детей.
  11. Аннотация – короткое резюме данного проекта (в каком направлении)
  12. Этапы работы над проектом- 5этапов: Iэтап- вхождение в проблему, определение темы проекта, цели и задачи проекта , создание методической базы, сюда же входит мотив(проблема какую поставили перед детьми) –почему взяли именно эту тему для проекта. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.IIэтап – организация деятельности – прежде всего написание перспективного плана, подготовка ресурсов (игры, картины, музыка и тд.), координация действий участников проекта – прежде всего напарник, специалисты ДОУ.  С детьми выясняете, что они знают по данному вопросу, что хотят узнать, где это можно узнать – метод «Три вопроса». IIIэтап – практический, осуществление деятельности по плану, который вы создали. Работа с родителями –консультации, совместные экскурсии, досуги и тд. Анализ своей работы. IV этап – оформление продуктов проектной деятельности и педагогов и детей, может быть и презентация детьми своих продуктов деятельности для других детей. Презентации могут проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры занятия, игры – викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Все участники проекта (прежде всего дети) должны получить ответ на последний вопрос «Что мы узнали?» Только на этапе презентации, когда есть конкретные результаты, подведены итоги работы, проект можно считать завершенным.  V этап – презентация проектов педагогом. Презентация отражает последовательность работы над проектом (пояснительная записка).

Пояснительная записка – актуальность проекта, плавно вытекающая в тему проекта, отсюда же цель проекта и задачи проекта, мотивация, конкретная работа по этапам проекта.

Отдельно хочется остановиться на оформлении проектной папки.

1.Титульный лист

2. Содержание

3. Паспорт педагогического проекта

4. Пояснительная записка

5.Приложения

  • Календарно-тематическое планирование
  • Конспекты занятий по порядку перспективного планирования
  • Конспекты развлечения
  • Беседы для детей
  • Подборки  игр для детей
  • Консультации для родителей
  • Работа с педагогами – консультации, семинар-практикум, круглый стол
  • Фоторепортаж

В результате проделанной работы над проектом можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

•        проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

•        самостоятельны и гибки в принятии решений;

•        сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

•        осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

•        способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

•        проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

•        обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;

•        осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

•        реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

•        проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

•        обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;

•        осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

•        реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Технология проектирования, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс. Желаю Вам творческих успехов, вдохновения в работе!

Приложение 1

Классификация проектов

1.По характеру создаваемого продукта:

  • Практико-ориентированный
  • Информационный
  • Исследовательский
  • Ролево-игровой (игровой)
  • Творческий

2. По количеству создателей:

  • Индивидуальный
  • Парные
  • Групповой

3.По количеству детей, вовлеченных в проект:

  • Групповой
  • Подгрупповой

4. По продолжительности:

  • Краткосрочный (до 4-х недель)
  • Средней продолжительности (1-2 месяца)
  • Долгосрочный (до года)

5. По профилю знаний:

  • Монопроекты ( рамках одного учебного предмета. При этом выбираются сложные разделы или темы проекта)
  • Межпредметные проекты (по двум или более предметам, чаще используются в качестве дополнения к занятиям)

6. По уровню контактов:

  • На уровне образовательного учреждения
  • Региональные (проекты, организуемые между ДОУ )
  • Международные (В них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами)

Приложение2

Метод «Три вопроса»

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Где мы это можем узнать?

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Структура

Содержание

Тема

Адресация проекта

Воспитатели дошкольных учреждений, дети дошкольного возраста.

Руководитель проекта

Участники проекта

Возраст воспитанников

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта:  

по количеству участников:

по продолжительности:

по профилю знаний:

по уровню контактов:

Цель проекта

Цель педагогов:

Цель, поставленная перед детьми:

Задачи проекта

Ресурсы проекта

- репродукции картин

- материалы к занятиям

- модели

 - дидактические игры; словесные игры и т.п.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Воспитанники должны уметь:

Воспитанники должны иметь представления:

Предполагаемые продукты проекта

- продукты деятельности педагогов:

- продукты деятельности детей

Аннотация

Могут быть вынесены отдельным материалом в пояснительной записке.

Этапы работы над проектом

Могут быть вынесены отдельным материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проектного метода для повышения эффективности экологического образования и воспитания дошкольников»

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Активно идет ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с младшими дошкольниками».

В условиях введения новых стратегических ориентиров обозначенных в ФГОС, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость.  Проектная деятельнос...

Памятка для педагогов "Технология проектного метода"

Одной из задач ФГОС стоящих перед педагогами является: формирование предпосылок учебной деятельности, а также, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование технологии проектного метода в работе с детьми подготовительной к школе группы»

В моей работе систематизирован теоретический и практический материал по использованию метода проектной деятельности в воспитательно – образовательной деятельности. Представлена система работы с ...

Мастер - класс "Использование технологии проектного метода в театрализованной деятельности"

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчест...