Взаимодействие педагога с детьми в процессе реализации проектов "Туристическое агентство" и "Семь чудес Зеленогорска"
методическая разработка на тему

Горлышкина Татьяна Михайловна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 9 «Семицветик»

Взаимодействие педагога с детьми в процессе реализации проектов познавательной направленности

«Туристическое агентство» и «Семь чудес Зеленогорска»

Горлышкина

                                                                                                Татьяна Михайловна,                                                                                    воспитатель МБДОУ д/с № 9

март 2017 г.

Взаимодействие педагога с детьми в процессе реализации проектов познавательной направленности

«Туристическое агентство» и «Семь чудес Зеленогорска»

Современный стандарт дошкольного образования определяет одним из

психолого-педагогических условий реализации образовательной программы - взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития. Одной из значимых форм личностно-ориентированного  взаимодействия ребёнка и взрослого является проектная деятельность.  

Проектная деятельность, как вид культурной практики - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Я хочу рассказать о взаимодействии с детьми в процессе реализации проектов познавательной направленности «Туристическое агентство» и «Семь чудес Зеленогорска». Проект «Туристическое агентство» возник летом 2015 года и был приурочен ко «Дню рождения» нашего города и летним отпускам воспитанников, во время которых они с родителями путешествовали по стране и миру.

     Одним из условий развития проектной деятельности является организация предметно-пространственной среды. В процессе работы над проектом для поддерживания детского любопытства, способствовала  проявлению  у детей умения удивляться и восхищаться через насыщение патриотического уголка познавательной литературой, наборами открыток о достопримечательностях (города, края, страны, мира).

     Работа над проектом велась через такие формы, как беседы, мини-исследования, составление рассказов из личного опыта, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов и др.

      Итогом летнего проекта стали: выставка коллекции магнитов «Наши путешествия» и квест-игра «Искатели сокровищ Зеленогорска». Выставка коллекции магнитов вызвала наибольший интерес у детей. Они делились друг с другом своими впечатлениями, и мы совместно с детьми приняли решение продолжить работу над проектом.

     Как-то ребёнок принёс из дома книгу «Тайны древних цивилизаций», в которой были описаны чудеса Древнего мира. Из книги мы узнали, что эти древние достопримечательности называют «Чудо Света». У детей возник вопрос «Что можно назвать Чудом?», «Почему на свете чудес семь?». Поставленные вопросы были темами будущих сообщений. Дети самостоятельно выбирали, на какой вопрос они хотят найти ответ. Использовали те же формы работы, что и озвученные выше.

Далее дети заинтересовались «А есть ли в г. Зеленогорске подобные чудеса?». Так возник подпроект  «Семь чудес Зеленогорска».

Детско-взрослый проект «Семь чудес Зеленогорска»

Тип проекта:

по количеству участников: групповой,

по характеру контактов: межгрупповой,

по содержанию:        интегративный (охватывает две и более образовательные области),

по продолжительности: долгосрочный,

по доминирующему виду проектной деятельности: информационно-исследовательский,

по характеру координации: скрытая координация (педагог незаметно направляет деятельность детей).

С использованием модели «Трёх вопросов» мы определили: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам это узнать? Все детские высказывания фиксировались на листе ватмана. В ходе проекта дети поняли, что чудом можно назвать что-то красивое, необычное, большое, знаменитое. Чудо может быть посвящено кому-нибудь или чему-нибудь. Они говорили о том, что это могут быть памятники, музеи, фонтаны, природные объекты и т. п. Дети хотели узнать, какие объекты города можно было бы назвать чудом. Но как выбрать несколько наиболее значимых из многих достопримечательностей они не знали. Возник вопрос: «А как можно сделать выбор?». В ходе обсуждения, мы решили провести опрос в форме интервью среди сотрудников детского сада, детей и родителей двух подготовительных групп.

Используя книгу «Путешествие по Зеленогорску», совместно с детьми были выбраны достопримечательности для списка голосования и составлена анкета.

Опрошено было 33 воспитанника и 164 взрослых. Я создала условия для проявления детской самостоятельности  при подсчёте голосов в своей группе. Выбор детей и взрослых совпал по 5 пунктам. При назывании достопримечательностей детьми прослеживалась гендерная принадлежность, посещаемость детьми объектов и их расположение в непосредственной близости от места проживания детей.

В результате анкетирования были выявлены 7 достопримечательностей города, достойных звания «Чудо Зеленогорска».

Ими стали:

Стела Победы

Фонтан «Кан и Енисей»

Камень основания города

Храм Серафима Саровского

Стела Мирный атом

Музей боевой славы

МБДОУ д/с № 9

Далее работа над проектом велась таким образом: дети самостоятельно выбрали какую-то достопримечательность из списка для изучения и с помощью той же технологии совместно с родителями готовили сообщения, которые презентовали в своей группе, и детям других групп.

В ходе реализации проекта мной осуществлялась недирективная помощь детям (наличие партнерской позиции взрослого, создание ситуаций,  побуждающих детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск решений), содержание моей деятельности определялось фразой: «практическая помощь по необходимости». И ключевым является не слово «помощь», а слово «необходимость». Помощь необходима только там, где это действительно нужно.

В качестве основы совместной деятельности я ориентировалась на разработанные академиком Ю. Б. Гиппенрейтер правила общения с ребёнком, взятые мной из книги «Общаться с ребенком. КАК?»

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть!
  2. Эмоциональный контакт с ребёнком – залог успеха деятельности.
  3. Дружелюбный тон общения - главное условие совместной деятельности. 
  4. Партнёрская позиция взрослого: на «над», а вместе «на равных».
  5. С уважением относитесь к интересам ребёнка. Предоставьте возможность выбора деятельности по желанию и интересам.
  6. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого.

Итогом работы над проектом стал «интерактивный планшет» с картой города и обозначенными на ней достопримечательностями, созданный выпускниками группы и их родителями, который используют педагоги и воспитанники других групп.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Взаимодействие педагога с детьми в процессе развития связной речи при ознакомлении с окружающей природой в условиях ДОУ"

В проекте говорится об ознакомлении с природой как одном из средств, которое способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. В проекте даны модели взаимодействия педагога с д...

Особенности личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предлагается научный взгляд на проблему  личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности. В ...

Формы взаимодействие педагога с детьми в условиях реализации образовательной программы «Югорский трамплин»

Наши педагоги создают условия для развития ответственности детей, помогая им брать на себя определённые роли в группе. Они вовлекают детей в создание обязанностей в группе вместо того, чтобы просто ра...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Взаимодействие педагога с детьми как условие реализации образовательной программы дошкольного образования. Как правило, взаимодействие в отечественной психологии рассматривается в контексте общения....