Мини-музей "Россия - родина моя"
рабочая программа (старшая группа) по теме
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey_rossiya-_rodina_moya.docx | 122.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Паспорт мини – музея
«Россия – родина моя»
Воспитатель: Степанова А.А.
2017-2018 уч. год
Содержание
Актуальность -----------------------------------------------------------------------3
Роль мини-музея-------------------------------------------------------------------4
Цель -----------------------------------------------------------------------------------4
Задачи---------------------------------------------------------------------------------5
Принципы ---------------------------------------------------------------------------5
Совет мини-музея------------------------------------------------------------------6
Характеристика помещения----------------------------------------------------6
Структура управления мини-музея------------------------------------------6
Имеющиеся кспонаты------------------------------------------------------------6
План работы мини-музея--------------------------------------------------------7
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою
Глубже морей оно, выше небес!
Актуальность
«Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Под мини-музеем «Россия – родина моя» понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие во встречах с интересными людьми, в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом.
Одна из задач дошкольного образования - это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств, привычек). Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей и их родителей, воспитателей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудиоматериалов, просмотр мини-презентаций. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
- помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
- способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
- позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.
Цель создания мини-музея – это осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея, а именно:
- воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой Родине, стране;
- формирование бережного отношения к природе родного края (флора и фауна) и всему живому;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культуре и обычаям коренных народов Севера – ханты и манси;
- усвоение элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России, её богатствах;
- знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:
- "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
- непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка.
При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы. Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности, Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.
Наш мини – музей расположен в групповой комнате. Экспонаты располагаются согласно типу управления и размещены на полках в доступном для детей месте.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: игровая комната группы.
Руководитель мини-музея: Степанова Анастасия Анатольевна, воспитатель.
Ковалева Нина Николаевна, воспитатель.
Структура управления мини-музеем: Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.
Экспонаты
- карта России,
- герб России,
- гимн России,
- флаг России,
- карта Ужурского района,
- герб Ужурского района,
- книги о России,
- столица России.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«Россия – родина моя»
№ | Название этапа | Содержание работы | Срок реализации | Ожидаемый результат |
1. | Подготовительный этап. | 1. Сбор экспонатов. | Ноябрь | 1.Определение темы и названия музея. |
2. | Практический этап. |
«Наша страна Россия»
| Ноябрь | 1.У детей формируется в воображении образ Родины, представления о России как о родной стране, воспитываются патриотические чувства. 2.Пополнение экспонатом: макет «Спасская и Сенатская башни». |
| Декабрь | 1.Систематизируются знания детей о столице России, формируется представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываются гражданско-патриотические чувства. 2.Пополнение: -макет «Оружейная и Боровицкая башни», -альбом «Москва –сердце России» | ||
| Январь | 1.Дети знакомятся с историей возникновения Московского Кремля, формируется чувство восхищения его красотой, воспитываются патриотические чувства. 2.Пополнение: - макет «Троицкая им кутафья башни московского кремля», - детские работы «Царь Колокол». | ||
| Февраль | 1. Дети знакомятся с крупными городами России, с историей Санкт - Петербурга, восхищаются красотой Санкт - Петербурга, воспитание патриотических чувств. 2.Пополнение: - альбом «Города России», - макет «Константино-Еленинская, Набатная и Царская башни» | ||
| Март | 1.Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитываются уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. 2.Пополнение: - сказки народов России, - альбом иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, - альбом блюд национальной кухни разных народов (сладости), - иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России. - работы детей «Мы разные но мы вместе» | ||
| Апрель | 1.Формируются знания детей о климатических зонах России: тундра, тайга, средняя полоса, степь; формируется в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитание патриотических чувств.
- альбом «Природные просторы нашей страны» (изображения разных климатических зон, животных, растений), - работы детей «Березовая роща» | ||
| Май | 1.Расширяются представления детей о природе России, формируются знания о реках России с озером Байкал. 2.Пополнение: - альбом с изображением рек, озера Байкал. | ||
3. | Заключительный этап. | Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?» | Май |
Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"
Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
"Малая Родина - милая Родина"
занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"
Предлагаю вам конспект игры-путешествия в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...
Тематический досуг «НАША РОДИНА-РОССИЯ», посвящённый патриотическому воспитанию детей, воспитанию любви и уважения к любимой Родине – России. Подготовительная к школе группа. Подмосковье г.Красногорск 2015г.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8197648","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]Подготовила : воспитатель Андрюхина Наталья Николаевна...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...