Главные вкладки

    Мини-музей "Россия - родина моя"
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Степанова Анастасия Анатольевна

    Родина – слово большое, большое!

    Пусть не бывает на свете чудес.

    Если сказать это слово с душою

    Глубже морей оно, выше небес!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mini_muzey_rossiya-_rodina_moya.docx122.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

    Паспорт мини – музея

    «Россия – родина моя»

    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cd10dcc822f8dc6eda5d1c52fdf00caa-l&n=13

    Воспитатель: Степанова А.А.

    2017-2018 уч. год

    Содержание

    Актуальность -----------------------------------------------------------------------3

    Роль мини-музея-------------------------------------------------------------------4

    Цель -----------------------------------------------------------------------------------4

    Задачи---------------------------------------------------------------------------------5

    Принципы ---------------------------------------------------------------------------5

    Совет мини-музея------------------------------------------------------------------6

    Характеристика помещения----------------------------------------------------6

    Структура управления мини-музея------------------------------------------6

    Имеющиеся кспонаты------------------------------------------------------------6

    План работы мини-музея--------------------------------------------------------7

    Родина – слово большое, большое!

    Пусть не бывает на свете чудес.

    Если сказать это слово с душою

    Глубже морей оно, выше небес!

    Актуальность

    «Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
    Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

    Под мини-музеем «Россия – родина моя» понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие во встречах с интересными людьми, в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности.

    Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом. 

    Одна  из  задач  дошкольного  образования - это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения,  направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств, привычек). Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность. Важно  сформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей, их взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  

    Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

    Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

    Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предметы,  сделанные  руками  детей и их родителей, воспитателей.

    Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудиоматериалов,  просмотр  мини-презентаций. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.

    Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:

    • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
    • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
    • позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 

    В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.

    Цель создания мини-музея – это осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

    Для достижения данной цели решаются следующие задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея, а именно:

    • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой Родине, стране;
    • формирование бережного отношения к природе родного края (флора и фауна)  и всему живому;
    • воспитание уважения к труду взрослых;
    • развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культуре и обычаям коренных народов Севера – ханты и манси;
    • усвоение элементарных знаний о правах человека;
    • расширение представлений о городах России, её богатствах;
    • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
    • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
    • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: 

    • "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
    • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
    • дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
    • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
    • деятельностный подход;
    • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. 

    При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы.  Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности, Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ.

    Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.

    Наш мини – музей расположен в групповой комнате. Экспонаты располагаются согласно типу управления и размещены на полках в доступном для детей месте.

    Совет мини-музея: 2 человека.

    Характеристика помещения: игровая  комната группы.

    Руководитель мини-музея: Степанова Анастасия Анатольевна, воспитатель.

    Ковалева Нина Николаевна, воспитатель.

    Структура управления мини-музеем:  Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

    Экспонаты

    • карта России,
    • герб России,
    • гимн России,
    • флаг России,
    • карта Ужурского района,
    • герб Ужурского района,
    • книги о России,
    • столица России.

     ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

    «Россия – родина моя»

    Название этапа

    Содержание работы

    Срок реализации

    Ожидаемый результат

    1.

    Подготовительный этап.

    1. Сбор экспонатов.
    2.Оформление выставки.

    Ноябрь

    1.Определение темы и названия музея.
    2. Выбор места для размещения. 
    3. Создания мини-музея «Россия – родина моя».

    2.

    Практический этап.

    1. Беседа

    «Наша страна Россия»

    1. Изготовление макета «Спасская и Сенатская башни».
    2. НОД - Аппликация «Российский Флаг»

    Ноябрь

     1.У детей формируется в воображении образ Родины, представления о России как о родной стране, воспитываются патриотические чувства.

    2.Пополнение экспонатом:  макет «Спасская и Сенатская башни».

    1. Беседа «Главный город нашей страны».
    2. Изготовление макета «Оружейная и Боровицкая башни»
    3. НОД – рисование «Кремль»

    Декабрь

    1.Систематизируются знания детей о столице России, формируется представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываются гражданско-патриотические чувства.

    2.Пополнение:

    -макет «Оружейная и Боровицкая башни»,

    -альбом «Москва –сердце России»

    1. Беседа «История Московского кремля».
    2. НОД - Лепка «Царь колокол»
    3. Изготовление макета «Троицкая им кутафья башни московского кремля»

    Январь

    1.Дети знакомятся с историей возникновения Московского Кремля, формируется чувство восхищения его красотой, воспитываются патриотические чувства.

    2.Пополнение:

    - макет «Троицкая им кутафья башни московского кремля»,

    - детские работы «Царь Колокол».

    1. Беседа «Города России».
    2. Создание альбома «Города России»
    3. Изготовление макета «Константино-Еленинская, Набатная и Царская башни»

    Февраль

    1. Дети знакомятся с крупными городами России, с историей Санкт - Петербурга, восхищаются красотой Санкт - Петербурга, воспитание патриотических чувств.

    2.Пополнение:

    - альбом «Города России»,

    - макет «Константино-Еленинская, Набатная и Царская башни»

    1. Беседа  «Какие народы живут в России»
    2. Создание альбома «народы России»
    3. Аппликация «Мы разные но мы вместе»
    4. Изготовление макета «Храм Василия Блаженного»

    Март

    1.Знакомство  детей с многонациональным составом населения России, воспитываются уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

    2.Пополнение:

    - сказки народов России,

    - альбом иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы,

    - альбом блюд национальной кухни разных народов (сладости),

    - иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

    - работы детей «Мы разные но мы вместе»

    1. Беседа «Климатические зоны России»
    2. Рисование «Березовая роща»
    3. Создание альбома «Природные просторы нашей страны»

    Апрель

    1.Формируются знания детей о климатических зонах России: тундра, тайга, средняя полоса, степь;

    формируется  в представлении детей образ огромной по территории Родины,

    воспитание патриотических чувств.

    1. Пополнение:

    - альбом «Природные просторы нашей страны» (изображения разных климатических зон, животных, растений),

    - работы детей «Березовая роща»

    1. Беседа «Голубые реки России»

    Май

    1.Расширяются представления детей о природе России, 

    формируются знания о реках России с озером Байкал.

    2.Пополнение:

    - альбом с изображением рек, озера Байкал.

    3.

    Заключительный этап.

    Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?»

    Май

    Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

    Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

    Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

    ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

    "Малая Родина - милая Родина"

    занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

    Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

    Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

    Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

    Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...