Мини-музей "Россия - родина моя"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Степанова Анастасия Анатольевна

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес.

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_muzey_rossiya-_rodina_moya.docx122.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Паспорт мини – музея

«Россия – родина моя»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cd10dcc822f8dc6eda5d1c52fdf00caa-l&n=13

Воспитатель: Степанова А.А.

2017-2018 уч. год

Содержание

Актуальность -----------------------------------------------------------------------3

Роль мини-музея-------------------------------------------------------------------4

Цель -----------------------------------------------------------------------------------4

Задачи---------------------------------------------------------------------------------5

Принципы ---------------------------------------------------------------------------5

Совет мини-музея------------------------------------------------------------------6

Характеристика помещения----------------------------------------------------6

Структура управления мини-музея------------------------------------------6

Имеющиеся кспонаты------------------------------------------------------------6

План работы мини-музея--------------------------------------------------------7

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес.

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес!

Актуальность

«Музейная педагогика» сегодня - это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем «Россия – родина моя» понимается не просто организация экспозиций или выставок в нашей группе, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, участие во встречах с интересными людьми, в досугах и праздниках, в исследовательской и проектной деятельности.

Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Они становятся близкими и понятными каждому ребенку. Такая форма работы позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, малую Родину, страну в целом. 

Одна  из  задач  дошкольного  образования - это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения,  направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств, привычек). Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность. Важно  сформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей, их взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  

Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.

Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.

Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предметы,  сделанные  руками  детей и их родителей, воспитателей.

Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудиоматериалов,  просмотр  мини-презентаций. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:

  • помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
  • способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
  • позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. 

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности.

Цель создания мини-музея – это осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музея, а именно:

  • воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, малой Родине, стране;
  • формирование бережного отношения к природе родного края (флора и фауна)  и всему живому;
  • воспитание уважения к труду взрослых;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам, к культуре и обычаям коренных народов Севера – ханты и манси;
  • усвоение элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России, её богатствах;
  • знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Такая работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: 

  • "позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. 

При создании мини - музея учитывались требования к развивающей предметно – пространственной среде, изложенные в ФГОС дошкольного образования. Все материалы соответствуют возрастным особенностям детей и содержанию Программы.  Материалы и пособия разнообразны по своему содержанию и используются в разных видах детской деятельности, Данная среда может изменяться в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, она безопасна и доступна для свободного выбора детей и педагогов ДОУ.

Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку.

Наш мини – музей расположен в групповой комнате. Экспонаты располагаются согласно типу управления и размещены на полках в доступном для детей месте.

Совет мини-музея: 2 человека.

Характеристика помещения: игровая  комната группы.

Руководитель мини-музея: Степанова Анастасия Анатольевна, воспитатель.

Ковалева Нина Николаевна, воспитатель.

Структура управления мини-музеем:  Руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее.

Экспонаты

  • карта России,
  • герб России,
  • гимн России,
  • флаг России,
  • карта Ужурского района,
  • герб Ужурского района,
  • книги о России,
  • столица России.

 ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«Россия – родина моя»

Название этапа

Содержание работы

Срок реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.

Ноябрь

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 
3. Создания мини-музея «Россия – родина моя».

2.

Практический этап.

  1. Беседа

«Наша страна Россия»

  1. Изготовление макета «Спасская и Сенатская башни».
  2. НОД - Аппликация «Российский Флаг»

Ноябрь

 1.У детей формируется в воображении образ Родины, представления о России как о родной стране, воспитываются патриотические чувства.

2.Пополнение экспонатом:  макет «Спасская и Сенатская башни».

  1. Беседа «Главный город нашей страны».
  2. Изготовление макета «Оружейная и Боровицкая башни»
  3. НОД – рисование «Кремль»

Декабрь

1.Систематизируются знания детей о столице России, формируется представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитываются гражданско-патриотические чувства.

2.Пополнение:

-макет «Оружейная и Боровицкая башни»,

-альбом «Москва –сердце России»

  1. Беседа «История Московского кремля».
  2. НОД - Лепка «Царь колокол»
  3. Изготовление макета «Троицкая им кутафья башни московского кремля»

Январь

1.Дети знакомятся с историей возникновения Московского Кремля, формируется чувство восхищения его красотой, воспитываются патриотические чувства.

2.Пополнение:

- макет «Троицкая им кутафья башни московского кремля»,

- детские работы «Царь Колокол».

  1. Беседа «Города России».
  2. Создание альбома «Города России»
  3. Изготовление макета «Константино-Еленинская, Набатная и Царская башни»

Февраль

1. Дети знакомятся с крупными городами России, с историей Санкт - Петербурга, восхищаются красотой Санкт - Петербурга, воспитание патриотических чувств.

2.Пополнение:

- альбом «Города России»,

- макет «Константино-Еленинская, Набатная и Царская башни»

  1. Беседа  «Какие народы живут в России»
  2. Создание альбома «народы России»
  3. Аппликация «Мы разные но мы вместе»
  4. Изготовление макета «Храм Василия Блаженного»

Март

1.Знакомство  детей с многонациональным составом населения России, воспитываются уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

2.Пополнение:

- сказки народов России,

- альбом иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы,

- альбом блюд национальной кухни разных народов (сладости),

- иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

- работы детей «Мы разные но мы вместе»

  1. Беседа «Климатические зоны России»
  2. Рисование «Березовая роща»
  3. Создание альбома «Природные просторы нашей страны»

Апрель

1.Формируются знания детей о климатических зонах России: тундра, тайга, средняя полоса, степь;

формируется  в представлении детей образ огромной по территории Родины,

воспитание патриотических чувств.

  1. Пополнение:

- альбом «Природные просторы нашей страны» (изображения разных климатических зон, животных, растений),

- работы детей «Березовая роща»

  1. Беседа «Голубые реки России»

Май

1.Расширяются представления детей о природе России, 

формируются знания о реках России с озером Байкал.

2.Пополнение:

- альбом с изображением рек, озера Байкал.

3.

Заключительный этап.

Литературно-музыкальный праздник «Что мы родиной зовём?»

Май

Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...