Конспект НОД "Ямал - мой край родной"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Гасанова Эльмира Играмудиновна

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_yamal-moy_kray_rodnoy.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

 « Мой родной край, что зовется Ямал»

 

Программное содержание:

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.

Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Родного края.

Развивать познавательный интерес, речь, память.

Воспитывать уважение к представителям коренных народов, проживающих в ЯНАО.

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в интересное путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения:

Ямал наш край,

Ямал- наш дом,

         Ямал – наша малая родина.

Край Земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «ЯМАЛ».

Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере Западносибирской равнины. Природа Ямала сурова и добра. Зима продолжительная и суровая, а лето тёплое и короткое.

Ямал- «житница» нашей Родины. Скажите, ребята, что добывают на Ямале?

Дети: На Ямале добывают нефть и газ, а работают здесь нефтяники и газовики.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство  Ямала. Пользуются газом и нефтью не только Ямальцы, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

- Ребята, как называется столица нашего округа?

Дети: Столица нашего округа город Салехард.

Воспитатель: Назовите эти города.

Дети: Ноябрьск, Салехард, Муравленко, Губкинский, Надым, Новый Уренгой, Тарко-Сале, Лабытнанги.

Воспитатель: А мы с вами в каком поселке живем?

Дети: Пурпе

Воспитатель: Теперь поговорим о символике нашего округа Ямала: флаге и гербе. Посмотрите на флаг. Наличие трёх цветов на флаге Ямала подтверждает вхождение автономного округа в состав Российской федерации.

         Красный цвет – цвет мужества, силы. Белый цвет – цвет чистоты, мудрости. Сине- голубой цвет – цвет моря, воды, неба, газа – основного вида природного богатства Ямала. Белый орнамент «оленьи рога» символизирует основу жизни коренных народов Севера.

Герб Ямала состоит из геральдического щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя.

         В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи с червлеными пастями и с черными носами и когтями, стоящие на серебряных заснеженных льдинах, соединенных лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

- Какие национальности народов Севера вы знаете?

Дети: – Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

Воспитатель:

– Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у ненцев. Ребята, а где живут ненцы и ханты?

Дети: – В тундре.

Воспитатель: Правильно, они живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Дети: – Чум.

Воспитатель: – Как вы думаете, почему чум, а не дом?

Дети: – Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум?

Воспитатель: – Давайте заглянем в него, и посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху покрываются покрытием. Покрытие, по  ненецки «нюк» (повторите ребята).

Воспитатель: В зависимости от времени года чум бывает зимний и летний. Какая разница между зимним и летним чумом?

Дети: На зимнем чуме покрытие из оленьей шкуры.

Воспитатель: Раньше летний чум покрывали берестой (берёзовая кора), а сейчас покрывают брезентом (эта такая плотная ткань, которая не пропускает дождь, ветер).

Воспитатель: Ребята, в чуме живёт одна большая семья, и живущие в чуме поддерживают порядок. Хозяйством занимается женщина (чум работница).

Воспитатель: что она делает?

Дети: Ведёт хозяйство, готовит еду, убирается в чуме, занимается рукоделием, смотрит за детьми.

Воспитатель: Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Воспитатель - Несмотря на то, что у женщины много работы по хозяйству, она находит время  заниматься рукоделием. Она большая мастерица:  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи, выполняет узоры из меха, ткани, плетёт из бисера. Шить одежду и плести бисером - это очень трудоёмкая работа. В чуме у  работниц очень устают глаза и кисти рук,  чтобы отдохнули глаза, и пальцы рук давайте научим хозяев делать пальчиковую гимнастику.

«Помощники»

 

Раз, два, три, четыре,                                            

Мы посуду перемыли:                                            

Чайник, чашку, ковшик, ложку                                         

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

         

Воспитатель: У хозяина тоже много работы. Чем занимается хозяин? (оленеводством, рыболовством, охотой).

Воспитатель:   Для чего им нужны олени?

Дети:  Они едят мясо оленя – оленину.

Дети:   Они на оленьих упряжках  передвигаются по тундре.

Дети:  Из шкур оленя они строят  свои дома – чумы.

Дети:  Из шкур оленя они шьют себе  одежду.

Воспитатель: Как называются сани,  на которых передвигаются  коренные жители?

Дети:  Нарты.

Воспитатель: Что такое нарты? На что они похожи?

Дети:         «Нарты» похожи на русские санки.

Воспитатель: Как вы думаете, в тундре холодно?

Дети: Холодно.

Воспитатель: - Тундра – это открытая  местность, там  нет  леса, и дуют очень сильные ветры и метели. Чтобы не замерзнуть, жители тундры шьют  себе тёплую одежду.

Воспитатель: А как называется верхняя мужская одежда?

Дети: «Малица».

Воспитатель: Кто расскажет о малице? (из чего шьют, и какая она).

Воспитатель: Как называется женская верхняя одежда?

Дети: «Ягушка».

Воспитатель: Если мы посмотрим на одежду, что в ней необычного? Похожа она на нашу одежду. Что бросается в глаза, на всех вещах, что можно заметить? (орнамент)

Воспитатель: Да, ребята, есть орнамент и на обуви, которую ненцы носят зимой. Как она называется? (кисы)

           Воспитатель: Ямал – это наш край родной, здесь живут ваши родители, здесь есть ваш дом. Вы родились на Ямале. Ямал – это наша малая Родина. Все кто живет на Ямале, должны любить, беречь и знать свой край. Сейчас мы узнаем, что же вы знаете о Ямале, о своей малой Родине. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по патриотическому воспитанию «Ямал – мой край родной!»

Проект по этнокультурному  воспитанию дошкольников....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Сценарий праздника "Ямал - мой край родной!"

Сегодня наш вечер посвящен родному краю, Ямало- Ненецкому округу. Сегодня о Ямале знает весь мир. На бескрайних просторах округа сегодня кипит работа. На нашем Ямале добывают нефть, газ. Рыбаки ловят ...

Квест - игра «Ямал – мой край родной»

Планируемый результат:повышение интереса детей к растительному и животному миру севера;сформированность знаний о быте народов севера  (жилища, одежда, труд);повышение речевой и познавательн...

План по кружковой работе в старшей группе «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »

План по кружковой работе в  старшей группе  «Всезнайки» на тему: «Ямал - мой край родной »(возраст: 5-6 лет)Аннотация к  плану «Ямал - мой край родной &raq...