Проект по гражданско - патриотическому воспитанию "ЯМАЛ - мой край родной"
проект (старшая группа)

Минченко Виктория Владимировна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-yamal_moy_kray_rodnoy.docx269.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______

ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ:

 «Ямал – мой край родной».

                                                                 Подготовила: воспитатель

Минченко Виктория Владимировна.

 

                                      с. Мыс Каменный, 2019 г.

      Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем.

                         И.Истомин.

Актуальность:
      Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной, северный край. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.

Поэтому, очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Очень важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём. 

Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Задача педагогов- воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов. 
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм творческой познавательной деятельности. 
      Поэтому был разработан долгосрочный проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

  Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.

Задачи:

1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине.

2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.

4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).

5. Воспитывать уважение и гордость за свой родной край.

6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

Сроки реализации проекта: с 01.09.2019 по 31. 05. 2020г.

Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-7 лет,

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели, педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Обоснование актуальности проекта

       На крайнем севере Западной Сибири, где расположен Ямало-Ненецкий автономный округ, веками живут коренные малочисленные народы. Народы Ямала прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.

       Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированны, путешествуют с родителями по разным странам, знают их названия, рассказывают о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о памятных местах, жизни людей, природных особенностях северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера. Диагностический срез знаний детей и родителей показал, что:

- к 5 годам у 35% дошкольников низкий уровень познавательного интереса к истории;

- у 25 % детей отмечается низкий уровень знаний истории  о быте традициях и культуре коренных народов Севера;

- 45 % родителей (законных представителей) не имеют возможности посещать культурные учреждения из-за высокой занятости;

- 37 % родителей затрудняются ответить о быте и культурном наследии коренных северных народов;

- 45% из опрошенных родителей не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

 В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давно – давно) и настоящее (в наши дни).

- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Основными формами работы являются:

  • создание уголков «Северные просторы», «Природа северного края», «Быт и традиции народов Севера»;
  •  родительские гостиные «Фольклор народов Севера»;
  • выставки народно-прикладного искусства народов Севера «Северные россыпи», «Горжусь тобою мой Ямал»;
  • создание картотеки подвижных игр народов Севера;
  • создание детских сборников «Сказки народов Севера»;
  • спортивный праздник «День коренных народов Севера»;
  •  составление перспективно – тематического плана по теме.

Работа с родителями:

1.Помощь в создании развивающей среды (фото - выставка «Мой Северный край», создание альбомов «Животные Севера», «Растительный мир ЯНАО», «Быт и традиции народов Севера», «Птицы Севера», «Писатели Севера», стенгазеты, создание сборника «Писатели народов Севера», изготовление макета чума, северного сияния и других принадлежностей быта народов севера…)

2. Подготовка родителями рассказа о народах севера.

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

      Увеличатся знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов севера. У воспитанников будет сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера. Будут сформированы основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов севера. Родители воспитанников станут активными участниками реализации проекта.

           

           ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Программное содержание

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.

Показать на карте наш край: Обскую губу, тундру, лесотундру, реки, озера, болота.

Знать самую большую и тихую реку, кормилицу Ямала – Обь.  

Молодые города округа - Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск.

Рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб, флаг ЯНАО.

Расширять представление о родном крае: чем славиться, рассказать о достопримечательностях.

Поддерживать интерес к событиям, происходящим в посёлке: День села; праздник народов Севера.

Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала, некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота). Рассказать о типичном для образа жизни – сезонные перекочевки: весной к северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов. Расширять представления о жизни  детей. С воспитателем обсуждать, то, как живут, как они дружат, играют.

Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.         

Ознакомление с художественной литературой

Способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.

Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера.

Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.

Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.

Ознакомление с природой родного края

Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера.

Углублять и конкретизировать представления о растительном и животном мире нашего края. Познакомить с новыми видами деревьев и кустарников, грибов и ягод (растения тундры, лесотундры). Продолжать знакомить с дикими животными их повадками, приспособленности к среде обитания. Формировать представление об оседлых и перелетных птицах.

Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширить представления об обитателях северных водоемов.

Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

Художественно-творческая деятельность

Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социально культурного развития личности.

Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной,  социально  культурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

Сформировать системное представление о Северном крае.

Формировать культуру дошкольников через приобщение  к музыкальному наследию Северного края.

Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.

Познакомить с традиционным народным  искусством и рукоделием: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.

Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ – ТЕАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Ямал – мой край родной!».

Ознакомление с художественной литературой

Ознакомление с окружающей и социальной действительностью

Художественно-творческая деятельность

музыкальная

театральная

Изобразительная

Что нам стоит чум построить?

 П.С.: Уточнить представление детей о жилище – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера.

Занятие-путешествие «Чум»

П.С.: Познакомить детей с традиционным жилищем народом Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Слушание музыкального репертуара:

 «Северный наш край» муз. Ю.Юнкерова; «Оленёнок» сл. Н.Соловьевой, муз. Р.Гуцалюка

Театральная игра «Каслание»

П.С.: Знакомить детей с бытом кочевых ненцев. Прививать любовь к родному краю. Формировать интерес к культуре народов Севера

«Стойбище»

П.С.: Учить передавать в деталях ненецкие нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представления детей о жизни оленеводов; о взаимосвязи человека с природой.

Пересказ ненецкой сказки

«Два оленя».

П.С.: Познакомить детей с ненецкой сказкой. Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки. Закреплять знания детей о животных севера, характерном внешнем виде, повадках. Воспитывать интерес и уважение к диким животным.

«Благородное животное Севера – олень»

П.С.: Познакомить детей с животным оленем; установить взаимосвязь животных и человека; учить передавать в движениях, жестах повадки животных; воспитывать любовь к животным.

Музыкально-театральная игра «Оленевод – профессия героическая»

П.С.: Формирование интереса и уважения к профессии оленевода с использованием традиционных для культуры народов севера понятий – добро, уважение. Подвести к взаимосвязи целесообразности деятельности человека в природе на примерах северных народных промыслов.

Ручной труд «Аргиш» (караван из груженных нарт) П.С.: Продолжать учить делать коробки прямоугольной формы, придавать форму нарт. Закреплять представления о жизни коренных народов Севера.

Чтение сказки «Айога».

П.С.: Познакомить детей с образом жизни и бытом жителей тундры; учить чувствовать взаимосвязь сказки с реальностью, воспитывать уважение к людям другой культуры. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера.

Путешествие по Сибири.

П.С.: Продолжать формировать интерес к своей малой Родине. Расширять представление о родном городе, крае.

Прослушивание музыкального репертуара о родном городе, крае, малой родине. Разучивание песен и стихотворений, музыкальных этюдов.

Инсценировка сказки «Айога»

П.С.: Закреплять представления о эталонах семейных взаимоотношений. Побуждать детей выражать свои чувства мимикой и жестами.

Ручной труд «Девочка в ненецком национальном костюме»

П.С.: Учить передавать национальный колорит: ягушка с ненецким узором и меховой отделкой, подбирать цветовую гамму.

Чтение ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял».

П.С.: Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

«Охота в жизни северных народов»

П.С.: Сформировать представления детей о традиционном занятии северных народов – охоте, познакомить с представителями животного мира тундры – северном олене, песце, полярном волке и сове

Музыкально-дидактическая игра «Кто как идет» (музыка Г.Левкодимова)

П.С.:  Развивать ритмический слух у детей, упражнять детей в восприятии и различении акцента на примере животных Северного края. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных.

Театрализованная игра «Гордый карась»

П.С.: Продолжить знакомство с  фольклором (сказками).

Обобщить э опыт способами проявления сочувствия, сострадания, сопереживания.

Совушка – сова (рисование)

П.С.: Учить изображать сову, сидящую на ветке дерева, передавать окружающий фон, оттенком окрас птицы, соблюдать пропорции дерева и птицы, располагать рисунок во весь лист.

«На полярном круге…»

П.С.: Познакомить детей со столицей нашего края г. Салехард. Активизировать словарь (Полярная ночь, северное сияние, тундра, лишайник, ягель, карликовая береза, обелиск, хлебосольный Салехард). Воспитывать уважительное отношение к людям народов Севера, бережное отношение к природе родного края.

«Северные тайны»

П.С.: Познакомить детей с легендами, мифами коренных жителей, связанных с их основным занятием, воспитывать интерес и уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Музыкально-литературная композиция "Ямал мой необыкновенный!".

П.С.:  Взаимообогащение с музыкальной культурой народов округа.

Изучение традиций и обычаев народов Севера. Знакомство с творчеством, напевными интонациями языка, мелодичностью и красотой песен, самобытностью творчества.

Самовыражение детей в театральных этюдах.

Объемная аппликация «Герб ЯНАО»  

П.С.: Обобщать знания детей о геральдике родного края; Воспитывать чувство гордости, любви, уважения к родному краю.

Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. В детском саду создан мини-музей « ЯМАЛ - мой край родной». В группе оформлен уголок Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.

В нашем ДОУ разработана  система мероприятий по воспитанию любви к родному краю: перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, картотеки подвижных игр и упражнений самобытных  народов севера.

На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» мы знакомили детей с красотой наших городов, именами писателей, воспевающих родной Север, богатстве и разнообразии устного творчества северных народов. Сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки, приметы, песни, сказания из далёкого прошлого принесли нам сведения о культуре и обычаях северных народов.

Невозможно в полной мере познакомить детей с культурой народов Севера, но в организованных формах обучения, совместной и самостоятельной деятельности мы обогащаем и расширяем кругозор детей о жизни народов Севера. Полученные знания и умения закрепляются в сюжетно-ролевых, дидактических играх, играх–драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности. Беседы с детьми старшего дошкольного возраста расширят их знания о природе, климате, растительном и животном мире, о жизни народов Севера. Рассказы, беседы сопровождаются авторскими стихами, загадками, сказками, а также вопросами, заданиями и играми, которые помогут лучше усвоить материал и вовлечь в процесс творчества.

Художественно-творческая деятельность оказывает положительное влияние на детей, обладает свойством вызывать активные действия ребенка. К тому же предоставляются богатые возможности общения взрослого с ребенком, что создает основу для эмоционального контакта между ними. Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальной культурой Северных народов неотъемлемая часть изучения истории родного края. Краеведческий материал дети дошкольного возраста получают на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, во время проведения досуговых мероприятий.

        Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой край – малую Родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, спортивные мероприятия         

Результат:

Расширение и улучшение  знаний детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера. У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов Севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

 Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Несомненно, мероприятия по краеведению – одна из актуальных задач методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.

Литература:

  1. Журнал «Культура Ямала» №3-4, 2001г. статья С.К.Нарышкина «Песни народа Неща (Лесные ненцы)».
  2. Журнал «Ямальский меридиан» №1,2002г. Статья Ю.Юнкерова «Песня да хорей».
  3. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Статья Р.Ругин «Олень и солнце».
  4. Журнал «Северяне» №2, 2005г. Фотоматериал «Оленья упряжка», «Образы земли Ямальской. №1, 2007г. «Хантыйская семья».
  5. Журнал «Ямальский меридиан»№8, 2006г. Статья С.Няруй «Певец Ямальской тундры», фотоматериалы «Весомые достижения», «Первый слет оленеводов».
  6. Журнал «Севернее» №4, 2005г. Статья «Движения чувств» - Стихи Л.Г. Ефремовой
  7. Сборник песен «Мой дом Север» Н.Дудников.
  8. Сборник песен «Северный калейдоскоп» Юрия Юнкерова.
  9. Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
  10.  Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
  11. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  12. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  13.  Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера,   2008 г.
  14. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  15. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  16. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
  17.  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и  Пеньковская Л.А. .  М., «Просвещение», 1976.
  18. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  19. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  20. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  21. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  22. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  23. Богун П.Н. Национальные и народные игры ненцев Тазовского района.              Учебное пособие. Салехард 1993.
  24. Прокопенко В.В., Красильников В.П., Прокопенко В.В. Традиционные           средства физического воспитания сургутских хантов.
  25. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс "Воспитание гражданско-патриотических чувств через историю родного края"

    Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне  развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошло...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

В1.Модель гражданско-патриотического воспитания дошкольников «КРАЙ СВОЙ РОДНОЙ, ЛЮБИ И ЗНАЙ»

АктуальностьВоспитание гражданина и патриота страны - одно из главных условий национального возрождения. Происходящие процессы в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию циви...

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край родной, тобой любуюсь»

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложн...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию Любимый край, Родной мой!!!

Актуальность темы проекта: Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребенок не рождается патриотом, а становится. Патриотизм –это любовь к мате...