Национально- региональный компонент.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Региональный компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalno.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Национально- региональный компонент в 2младшей группе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развитие игровой деятельности

  • Познакомить с куклой в мордовской национальной одежде.
  • Познакомить детей с мордовскими подвижными играми («В зайчиков» («Нумолняса»); «В белочек» («Урняса»); «В гусей и волка» («Мацикс да върьгазкс»). Привлекать к просмотру народных праздников с использованием мордовских подвижных игр в средней, старшей и подготовительной группах.
  • Воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (села, поселка), его достопримечательностях. Продолжать знакомить с названием родного города (села, поселка). Наблюдать организацию праздников народного календаря (Масленицы, Пасхи, Праздника урожая) с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп.

Формирование предпосылок экологического сознания

  • Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными мордовского края: рассматривать растения, не нанося им вреда; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; не кормить животных без участия взрослых. Чтение художественных произведений С. Кинякина «Обиженный кот», А. Терентьева «Рыбки».

  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
  • Привлекать внимание детей к наблюдению за трудовой деятельностью взрослых на участке и в уголке природы. Чтение художественных произведений А. Ежова «Мастер», Т. Тимохиной «Андрюшка».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

  • Формировать представления о цветовой гамме, характерной для мордовских узоров (красный, черный, белый цвета).

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • Познакомить с названием родного города (села, поселка), его достопримечательностями и ближайшим окружением ребенка (объекты, которые ребенок видит рядом с родным домом, по дороге в детский сад, недалеко от детского сада).
  • Расширять представления о растительном и животном мире Мордовии. Рассказать о растениях, которые растут на участке детского сада. Расширять представления о диких животных Мордовии (медведь, лиса, белка, еж и др.).
  • Познакомить с растениями родного края (деревья: береза, рябина, сосна; цветущие травянистые растения: одуванчик, ромашка, подорожник); животными и их детенышами из ближайшего окружения; дикими животными Мордовии (волк, лиса, заяц, медведь и др.); птицами своей местности (воробей, синица, голубь); насекомыми (бабочки, комары, пчелы). Чтение художественных произведений о природе: П. Машканцев «Хитрая морковка», «Воробей», Ф. Бобылев «Лягушки-попрыгушки».

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Побуждать к общению на тему «Расскажи, где и с кем ты живешь?»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Воспитывать интерес к аппликации по мотивам мордовского орнамента. Учить составлять узоры из геометрических фигур способом моделирования узоров на столе, фланелеграфе. Учить накладывать одну деталь на другую, получать простейшие комбинации узоров из 3—4 деталей. Учить составлять узоры из геометрических форм, подготовленных педагогом, на квадрате, круге, полосе.
  • Воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.
  • Учить выделять изделия мордовского декоративно-прикладного искусства из группы предметов и изделий быта. Вызывать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образов и оригинальность форм этих изделий. Познакомить детей с мордовской народной игрушкой — птичкой-свистулькой, стилизованной матрешкой-мордовочкой.
  • Ввести в образовательное пространство мордовскую стилизованную матрешку, предметы быта с мордовской народной орнаментикой (салфетки), кукол в мордовской одежде.
  • Продолжать знакомить с мордовским фольклором (сказками, потешками, прибаутками), с авторскими художественными произведениями.

Примерный список литературы для чтения детям

  • Мордовский фольклор: колыбельные песни «Абаву, баву, баву...», «Баю-баюшки», потешка «Тьфу, тьфу, церяня...», прибаутки «Пянаклангса катоня», «Пачкалга, пачкалга», «Косо ульнить, раужо баран», «А сезяка, сезяка», пестушка «Дюгу-дюгу, дегушти, Марюсь касы сёксети», приговорка «Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска».
  • Произведения мордовских писателей и поэтов: П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу», «Хитрая морковка», «Воробей», Л. Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка», С. Кинякин «Обиженный кот», А. Терентьев «Рыбки», Ф. Бобылев «Лягушки-попрыгушки».
  • Познакомить с народной музыкой и музыкой композиторов Мордовии (слушание, исполнение народных песен, музыкально-ритмические движения).
  • Познакомить с русскими народными песнями различных жанров: колыбельной, пестушкой, потешкой, прибауткой, закличкой, игровой и плясовой песней; учить эмоционально отзываться на них.
  • Формировать навык выразительного прочтения стихотворного текста русских песен и учить подпевать повторяющиеся мотивы, правильно интонировать в пределах терции.
  • Учить совершать несложные движения, характеризующие персонаж или действия персонажа при исполнении народной песни.
  • Познакомить с мордовскими народными песнями, учить эмоционально отзываться на них. Учить различать плясовую и колыбельную мелодии и сопровождать их простейшими движениями. Продолжить знакомство с произведениями композиторов Мордовии, написанными в народном стиле, учить выражать свое отношение к музыке с помощью движений. Учить различать мелодии лирического и радостного характера.
  • Продолжить знакомство с русскими и мордовскими плясовыми мелодиями и инструментальными наигрышами, произведениями композиторов Мордовии. Формировать навык движения под музыку в соответствии с характером. Учить выполнять русские (притопы, «каблучки», «ковырялочка») и мордовские танцевальные движения (притопы, «полочка», покачивание поднятыми вверх руками).
  • Формировать навык творческого использования различных ранее изученных танцевальных движений в свободной пляске.
  • Формировать навык исполнения танцевальных элементов в парной пляске и сольного исполнения ряда танцевальных движений в ходе проведения хороводных игр.
  • Формировать навык создания образных движений персонажей при драматизации игровых песен.
  • Познакомить с русскими (коробочки, жужжалки, свистульки) и мордовскими (пайгонят - колокольчики, кевонь тутушка - свистушка, сюрьхцем - гребенка, лопа — лист дерева, шпулька, акациянь видь-мекс — стручок акации) народными музыкальными инструментами.
  • Формировать желание слушать и играть на данных инструментах, учить узнавать их и называть. Формировать навык игры и импровизации звукоподражаний на данных инструментах.

Примерный музыкальный репертуар

  • Слушание: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А.        Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина.
  • Пение: «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Су-раева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», рус. нар. песня; «Нумол-нэ» («Зайчик»), эрз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина.

Музыкально-ритмические движения

Образовательная область «Физическое развитие»

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

  •  Познакомить с мордовскими подвижными играми. Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умения играть в несложные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умений передавать простейшие действия некоторых персонажей (прыгать, как зайчик).
  • Игры с ходьбой и бегом: «В зайчиков» («Нумолнякс»); «В белочек» («Урнякс»); «В гусей и волка» («Мацикс да върьгазкс»)

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

  • Познакомить с мордовскими подвижными играми «В зайчиков» («Нумолняса».); «В белочек» («Урняса» — мокш.); «В гусей и волка» («Мацикс да върьгазкс»).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни посредством использования фольклора (колыбельная «Баю-баюшки», потешка «Тьфу, тьфу, церяня», прибаутка «Пачкалга, пачкалга»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...