Главные вкладки

    ПРОЕКТ: «Деревянное царство родной Пышмы» для детей старшего дошкольного возраста
    проект (старшая группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    ПатриотизмВ дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному посёлку, близким людям, а затем к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Поэтому необходимо в этом возрасте ещё и преобщать ей к регион истокам региональной кульуры родного края.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл letniy_proekt_2017.docx22.27 КБ
    Файл etapy_proekta.docx29.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, р.п. Пышма,  ул. Комсомольская, д. 21

    ПРОЕКТ:

    «Деревянное царство

    родной Пышмы»

    для детей старшего дошкольного возраста

    2016 год

    Нет на свете Родины дороже,

    Надо всё нам сделать для неё,

    Чтобы день, который  нами прожит,

    Каждым часом радовал её.

    Актуальность.

    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

     В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к семье, родному поселку, близким людям, а затем к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Поэтому необходимо в  этом  возрасте еще и  приобщать детей к истокам региональной культуры родного края.

    Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного поселка необходимо  помочь детям увидеть общее в архитектурных строениях и их различия. С помощью этого дети смогут получить представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; познакомиться с понятиями «изба», «терем расписной»; узнать о деревянной резьбе и её значении.

    Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всём протяжении своей истории. История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева, как материала для изготовления необходимых в быту вещей. Но и научились вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. То, что нам досталось в наследство доказывает,  что деревянное зодчество, художественное творчество мастеров резьбы по дереву – это значительный вклад человеческой культуры.

    Традиция украшать свои дома резьбой пришла к нам из давних времен. Резьба по дереву своими руками – это наше истинно русское, близкое, родное. Человек всегда стремился сделать свое жилище более нарядным и красивым. Деревянные украшения прекрасно помогали им в этом.

    Украшали абсолютно все: ставни окон, орнамент крыши, вырезали различные фигурки на крыши, даже украшали выступающие срубы брёвен различными рисунками. Все это придавало индивидуальный дизайн каждой избе.

    Одевая скромный дом в деревянные кружева, хозяева не только украшали его, но и показывали свое мастерство, свой художественный вкус. Резьбой украшали все дома, начиная от домов крестьян и заканчивая величественными храмами и соборами. В каждой местности узоры различались по виду и сложности.

    Печальным фактом считается то, что многие деревянные здания не сохранились до нашего времени. Многие были уничтожены после пожаров, многие из-за недобросовестного отношения людей. К счастью, некоторые здания зодчества являются памятниками архитектуры и охраняются государством.

    Наша главная задача в настоящее время – это продолжение древних традиций. Народное творчество – это самая истинная ценность. А резьба по дереву – одна из неотъемлемых частей. Нужно помнить традиции наших предков. И как можно больше воплощать их в наше время.

    С этой целью был создан  проект: «Деревянное царство родной Пышмы».

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Форма организации проекта: индивидуально-групповая.

    Срок реализации: 1,5 месяца (с 1 июня по 18 июля 2016 года).

    Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, социальные партнёры: районная и детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

    Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели старшей группы.

    Гипотеза проекта: приобщение дошкольника к традиционному художественному ремеслу родного края , способствует эстетическому развитию, а также формирует у него коммуникативную культуру и воспитывает патриотические чувства: внимание и уважение к людям, живущих в родном поселке.

    Проектная идея: сформировать у детей представление о произведениях народных художественных промыслов, расположенных на территории поселка, о необходимости бережного и сознательного отношения к ним, путем вовлечения родителей воспитанников в совместную деятельность по разработке альбома «Пышма - глазами детей!», а также по изготовлению предметов из дерева.

    Цель: познакомить дошкольников с наследием художественной обработки дерева, привить любовь к данному традиционному художественному ремеслу; учить детей создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла.

    Задачи проекта:

    - создание системы экологических знаний, представлений о народных художественных промыслах, расположенных на территории родного поселка Пышма;

    - совершенствование условий для эффективного экологического, художественно-эстетического и патриотического образования дошкольников, способствующих воспитанию экологической культуры, патриотических чувств, формированию художественного вкуса и осознанной любви к малой Родине;

    - развитие познавательного интереса ко всему живому, объектам исследования, желания получать новые знания через наблюдение и экспериментирование поисково-познавательной деятельности;

    - содействие укреплению и развитию детско-родительских отношений через совместную поисково-познавательную деятельность;

    - систематизация знаний родителей по основам экологического, эстетического и патриотического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по истории возникновения и развития местного промысла художественной резьбы по дереву;

    - воспитание осознанного чувства гордости за своих земляков, эмоционально-ценностного отношения к родному краю.

    Ресурсное обеспечение проекта:

    1). Зона экологии и экспериментирования в групповой комнате;

    2). Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии бесед и т.д.);

    3). Библиотека юного художника и архитектора;

    4). Подборка художественной литературы «Познавательное чтение»

    5). Подборка опытов и экспериментов «Опыты Экоши»;

    6). Строительный ресурс (конструктор, строительный и природный материал).

    Ожидаемые результаты для детей:

    - сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;

    - сформированное бережное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы родного края;

    - овладение основными знаниями об архитектуре и начальными умениями, необходимыми для народного художественного промысла резьбы по дереву.

    Ожидаемые результаты для родителей:

    - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие ребенка, его потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Ожидаемые результаты для педагогов:

    - повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;

    - повышение профессионального уровня в области реализации проектов среди детей дошкольного возраста.

    Проблемные вопросы:

    1). Могут ли человек и природа обойтись друг без друга?

    2). Можно ли сделать дом более привлекательным?

    3). Для чего люди украшали свои дома деревянной резьбой?

    Методы, используемые в реализации проекта:

    Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

    Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, архитектурные объекты поселка, театральное представление.

    Словесные: беседы, чтение литературы, объяснение, словесные инструкции.

    Список литературы:

    1). «Декоративное искусство – детям» Н.Г. Пантелеев «Просвещение» - 1996г.

    2). «Уральская народная роспись крестьянских домов и предметов быта» И.Д. Самойлова - издательство «Уральский рабочий» - 1989г.



    Предварительный просмотр:

    Этапы осуществления проекта в работе с детьми:

    1 этап – подготовительный

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    • Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.
    • Формирование проблемных вопросов.
    • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
    • Планирование совместной деятельности.
    • Создание условий для реализации проекта.

    Принимают задачи проекта.

    Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

    2 этап – основной (практический)

    Вид деятельности

    Мероприятия

    Беседа

    • «Наш дом – природа»,
    • «Значение древесины в жизни человека»,
    • «Лес – дерево – бумага» (хозяйственное использование дерева),
    • «Кто такой – архитектор?»,
    • «Стоит домик – ставенки резные, окна расписные…»,
    • «Жилища разных стран»,
    • «Труд взрослых – мастера по дереву»,
    • «История возникновения и жизнь родного посёлка» (беседы о родном поселке Пышма).

    Рассматривание

    Книг, иллюстраций, альбомов:

    • «Красная книга России»,
    • «Лечебные свойства дерева»,
    • «Природа Урала»,
    • «Дом, в котором я живу»,
    • «Достопримечательности Пышмы»,
    • «Деревянная архитектура посёлка Пышма» (украшения домов резьбой по дереву),
    • «Уральская народная роспись» (предметы быта, ворота, ставни),
    • Энциклопедия «Дома и жилища».

    Картины художников:

    • «Наш дом» С. В. Воронцова,
    • «Берёзовая роща» И. И. Левитана,
    • «Утро в сосновом бору» Шишкина.

    Коллекция картин местных художников: А. Жукова, Сухова Ю.Д.

    Просмотр фильмов:

    •  «Какие бывают дома», «Памятники архитектуры»,
    • Мультфильма «Мудрые сказки тётушки Совы», «Крокодил Гена» .

    Чтение

    • Л. Яхнина «Дом, в котором мы живём»,
    • С. Я. Маршак «Дети  нашего двора»,
    • Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки»,
    • М. Пришвин «Разговор деревьев»,
    • Г. Х. Андерсен «Последний сон старого дуба».
    • В. Берестов «Где было пустое место…»,
    • В. Пальчинскайте  «Есть у каждого свой дом»,
    • Загадывание загадок о деревьях, домах,
    • Пословицы о труде.

    Наблюдение

    • «Они такие разные» (деревья на участке и территории детского сада),
    • «Такие маленькие ростки» (озеленение  участков, газонов детского сада)
    • «Летом – белый снег»( семена тополя),
    • «Музыка в лесу» (прогулка в уголок природы),
    • За трудом взрослых по обрезке деревьев и кустарников,
    • «Посёлок готовится к празднику» (за благоустройством и озеленением в посёлке).

    Экскурсии

    • Рассказ библиотекаря об архитектуре родного посёлка (детская библиотека),
    • «По тропинкам любимых маршрутов» (пешие прогулки по улицам посёлка),
    • «Уголок крестьянского быта» (в краеведческий музей),«Мой посёлок – моя судьба»,
    • «Художники пейзажисты и фотографы Пышминского района

     (в краеведческий музей),

    • «Многоцветье» (в магазин саженцев, цветов),
    • «Глаза облюбовали, а руки сделали» (в мебельный магазин)

    Творческое рассказывание

    • «Край, в котором я живу» (творческое рассуждение о том, что я могу сделать для посёлка),
    • «Если я был бы деревом…»,
    • «Если бы ты был лесником…»
    • «Если я был архитектором (резчиком по дереву)» (по мнемотаблице),
    •  «В гостях у Федоры Фёдоровны» (составление сказок, историй, загадок о предметах быта).

    Рассказывание из личного опыта

    • «Вот моя улица, вот мой дом родной»,
    • «Зелёные друзья – возле дома моего».

    Игра

    • Сказка «Три поросёнка»

    (кукольный театр),

    • Игра – путешествие «В лесное царство – к Лесовичку», «В лес и сад»,
    • Письма от тётушки Совы, Лесника (о правилах поведения …),
    • Сюжетно – ролевые игры: «Строители», «Проектировщики», «Я – фотограф», «Семья», «Мы юные мастера по дереву»,
    • Подвижные игры: «Берёзки – ёлочки», «Где растёт дерево», «Ветер дует» и т.д.

    Экспериментирование

    • «Секреты старого Крота» (опыты с почвой),
    • «Зелёные пылесосы» (опыты с воздухом, кислородом),
    • «С кем дружат растения?»,
    • «Свойства древесины».

    Познавательная деятельность

    • Викторина «Юные знатоки природы»,
    • Интеллектуальная игра «Что вы знаете об Уральском лесе?».
    • «Эко – дома» (дома будущего)
    • Вечер открытий «История народной культуры и традиций»,
    • Выпуск народного календаря «Приметы природы» (деревья),
    • Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы?», «Переезжаем в новый дом», «Стройка», «Узнай, где я нахожусь?», «Что лишнее?», «Раз, два, три – к дереву беги», «Угадай по описанию».

    Продуктивная деятельность

    Рисование:

    • «Моя семья и мой дом»,
    • «Роспись по дереву» (кухонная утварь),
    • «Причудливые узоры» (уральская народная роспись),
    • «Русская красавица – берёзка»,
    • «Праздник в родном посёлке»,
    • «Природа нашего края» (совместное творчество учеников школы искусств).

    Лепка:

    • «Мой дом, должен быть красивым»,
    • «Дерево – дом» (дом и столовая для насекомых и животных),
    • «Цветочная клумба» (создание собственного  дизайна).

    Аппликация:

    • «Выгляни в окошко» (узоры на ставнях),
    • «Красота ворот и окон…» (растительные и  геометрические орнаменты) ,
    • «Берёзовая роща» (аппликация с элементами рисования),
    • Коллажи  «Путешествие в прошлое и настоящее», «Наш детский сад», «Посёлок будущего» .

    Конструктивно – модельная деятельность

    • «Дом моей мечты» (конструирование из строительного материала) ,
    • «Постройки домов, дорог, украшение улиц» (макеты из строительного материала),
    • «Лесные человечки» (разнообразные скульптуры из природного материала),
    • « Дома -шалаши для кукол»,

     (из соломы),

    • «В природе нет ничего лишнего» (создание  композиций из бросового материала),
    • «Мой дом в посёлке» (подборка чертежей, схем по украшению деревянного дома).

    Трудовая деятельность

    • «Я цветочек посажу, наш газон наряжу» (посадка рассады для летнего газона),
    • «Экологический десант» (посадка саженцев, деревьев на территории детского сада),
    • Акция «Войди в природу другом» (сбор мусора по территории детского сада),
    • Сбор природного материала для поделок,
    • Оформление цветочного газона, детского участка фигурками из деревянной фанеры.

    Музыкальная деятельность

    • Ю. Чисков «Это называется природа»,
    • П. И. Чайковский, А. Вивальди из цикла «Времена года»,
    • Музыка в стиле релакс (шум листьев деревьев, пение птиц, журчанье  ручья….)
    • Мелодии  пышминского композитора Л. А. Мазурова.

    Этапы осуществления проекта в работе с родителями:

    1 этап – подготовительный

    Деятельность педагога

    Деятельность родителей

    • Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.
    • Формирование проблемных вопросов.
    • Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
    • Планирование совместной деятельности.
    • Создание условий для реализации проекта.

    Принимают задачи проекта.

    Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

    2 этап – основной (практический)

    Вид деятельности

    Мероприятия

    Консультации

    • «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой» ,
    • «Клуб выходного дня» (экологические и познавательные экскурсии по посёлку),
    • «Сохраняя традиции  - искать новое»

    Беседа

     «Играя, познаем  декоративно – прикладное искусство».

    Рассматривание

    • «Необычные дома мира» (видео – презентация).
    • «Какие дома в нашем поселке?»

    (совместные прогулки детей и родителей по родному посёлку с рассматриванием архитектуры) .

    Экспериментирование

    «Во саду, ли в огороде» (уход за растениями в домашних условиях).

    Продуктивная деятельность

    • «Природа рисует пейзажи» (совместная деятельность ребёнка и родителей),
    • «Дом нашей семьи» (фоторепортаж),
    • Свой дом с планом расположения комнат.

    Конструктивно – модельная деятельность

    • «Выставка чудес» (поделки из природного материала),
    • «Маленькие хозяева родного края» (совместная садово – парковая скульптура возле дома).

    Трудовая деятельность

    • «Чистый двор»(помощь родителям в уборке прилегающей к дому территории) ,
    • «Сделай дом красивее» (помощь родителям в ремонте дома для своей семьи),
    • «Во саду, ли в огороде» (помощь родителям в уходе за овощными и фруктовыми культурами).

    3 этап – заключительный

    (в работе с детьми и родителями)

    • Создание альбома «Пышма – глазами детей!» (архитектурные постройки и резьба по дереву в  посёлке).
    • « Диво – дивное» изготовление поделок, предметов, резьбы из природного материала.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Путешествие деревянной ложки" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

    Музыкальное развлечение совместно с родителями, для детей старшего дошкольного возраста. В  гости к ребятам приходит домовенок Кузя,который потерял свою деревянную ложку. У ребят на столах мешочк...

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект программы «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.           ...

    Инновационый проект: «Первенство по плаванию среди детей старшего дошкольного возраста»

    Соревнования дошкольников по  плаванию - это одна из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы, способствующая приобщению подрастающего поколения к ЗОЖ....

    Проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста:"Человеку друг огонь - только ты его не тронь"

    В данной работе представленно перспективное планирование непосредственной образовательной деятельности, деятельности с детьми в ходе режимных моментов, самостоятельной  деятельности детей, а такж...

    Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

    Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...