статья "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольника"
статья на тему

Лукина Ирина Викторовна

В  статье  обоснован метод применения проектов, как эфективный метод развития представлений в той или иной сфере или познаваательной области. Иетод прпоектов в  развитии и формировании представлений дошкольников в патриотическом русле  должен рассматриваться педагогами ДОК, как обязательное условие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proektnoy_deyatelnosti.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Лукина И.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №25 Калининского района

Санкт-Петербурга 

«Скажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Вовлеки – и я научусь»

(Китайская пословица)

   Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Метод проектной деятельности успешно реализуется и в такой многогранной области как патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Участие в проектной деятельности способствует самореализации учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Реализация проектной деятельности на практике ведет и  к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед».

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение дошкольника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. 

Выделяют проекты следующих типов:

• Исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

• Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

• Информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

• Практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников:).

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

  1. Открывается возможность формирования жизненного опыта.
  2. Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  3. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  4. Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
  5. Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

  • Формирует  базовые знания по истории и культуре родного края;
  • Прививает ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;
  • Способствует реализации  интересов дошкольников, их творческих способностей;

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум. Хочется отметить и то, что большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение (родители, старшее поколение, детский сад). Работа в нашем  детском саду построена так, что ребёнок знакомиться с детским садом, улицей, городом, где он живёт, постепенно, а затем уже со своей страной, её столицей, символикой, общими праздниками, которые отмечает весь народ.

В ДОУ возможно проведение  разнообразных   проектов  по патриотическому воспитанию для дошкольников:

«Почему так названы улицы вокруг детского сада?»

Цель проекта: обогащать и расширять знания детей о родном городе, закреплять умение ориентироваться на плане (микрорайон   вокруг детского сада), знать название улиц и почему они так названы. Развивать  познавательный  интерес  к  истории  родного края.

"Мой прадедушка" 

Цель: формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

 «Моя Родина — гордость моя!»

Цель: формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. 

Проектная деятельность, несомненно, является оптимальной  формой  по патриотическому воспитанию дошкольников  и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Использование проектной методики в патриотическом воспитании дошкольников».

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.   Актуальность ...

Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников.

Из опыта работы по патриотическому воспитанию. Краткое изложение опыта работы воспитателя по теме "Использование  проектного метода  в патриотическом воспитании дошкольников"....

«Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников» (Консультация для педагогов)

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология п...

Перспективный план проектной деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников

Перспективное планирование проектной деятельности впатриотическом воспитании старших дошкольников по месяцам...

Статья-«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, потому что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладывают...

Проектная деятельность "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"

Отчет опыта работы по "Проектной деятельности" Во все времена патриотизм в нашем государстве был чертой русского национального характера, сформированной на протяжении многих исторически...