«Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми»
методическая разработка на тему
«Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_v_detskom_sadu.docx | 29.37 КБ |
muzey_v_detskom_sadu.pptx | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» д. Захарвань
«Приобщение детей дошкольного возраста национальным и культурным традициям коми»
Вокуева Татьяна Семеновна, воспитатель,
Вокуева Валентина Михайловна, воспитатель,
МБОУ «ООШ» д. Захарвань
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народной культурой и творчеством. Это позволит им почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями. Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, деревни. Приобретение ребенком культурных и вечных ценностей, нравственности способствует развитию духовности, которая проявляется на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно - патриотических позиций и общего развития и укореняется в ребенке при реализации комплексного подхода к воспитанию.
Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. А прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с детства, с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Но одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом. Не знают, как люди работали, отдыхали, как украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего. Ответить на эти и подобные вопросы – значить восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями своей культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры народа коми, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Применительно к решению этих проблем в современных условиях приобретают большое значение народно - педагогические идеи о духовно богатой и общественно развитой личности с высокими нравственными качествами. Их очень много. Среди них особо можно выделить уважительное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, взаимопомощь и забота об окружающих людях, солидарность и заинтересованность, требовательность к себе. Источниками формирования этих качеств, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура коми народа. К сожалению, нынешнее поколение стало забывать свой родной язык, культуру, традиции. Находясь в долгих поисках решения данной проблемы, интересного направления работы с детьми и, чтобы наши дети хорошо знали и уважали свое прошлое, историю и культуру своего народа, в нашем дошкольном отделении МБОУ «ООШ» д. Захарвань был создан этнографический музей «Важдыр» («Отдаленная старина»), который способствует развитию кругозора детей и их гражданско – нравственно - патриотическому воспитанию, развитию этнохудожественной деятельности.
В целях систематизации музейной работы нами определены следующие направления: поисковая работа, детский фольклор, досуг и праздники.
Под музеем в нашем дошкольном отделении понимается не просто организация экспозиций, а многообразные мероприятия, включающие в себя встречи с интересными людьми, досуги и праздники, исследования и манипуляции предметами старины. А началось все с приобщения дошкольников к фольклору: потешкам, загадкам, играм, посиделкам, которые любят и взрослые и дети. Во многих из них встречаются непонятные малышам слова и выражения: «чугун», «чурк», «лайк», «самовар». Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на картинки, но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов быта.
Так началась поисково-собирательная работа, с которой мы обратились за помощью к родителям, и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили домотканые половички, чугунки, ухваты, старинные предметы, кухонную утварь. Старинных предметов собралось так много, что возникла необходимость их систематизировать. Так в нашем детском саду появилась необходимость для расширения музея народного быта. Воссоздав обстановку коми избы, мы дали детям возможность увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу. Благодаря поисково – собирательной работе музей стал творческой деятельностью не только среди педагогов и воспитанников, но и их родителей, общественности деревни. Созданный совместно с родителями и жителями деревни, музей способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство собственного достоинства, воспитывает бережное отношение к предметам старины, формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия.
Музей располагает постоянными и сменными экспозициями. Немало любви и мастерства было вложено в них. Уголок труда знакомит детей с топором, двуручной пилой, они узнают о том, что без косы, серпа, граблей полевые работы были бы невозможны. Уголок женского рукоделия рассказывает о том, какие приспособления использовали для прядения шерсти наши бабушки. Здесь у детей есть прекрасная возможность самим испытать себя в рукоделии, попробовать ставить в печь котелок при помощи ухвата, а также сравнивать современную одежду и старинную (д/и «Одень куклу»), рассматривать и сравнивать старинную и современную посуду (игра «Хорошо-плохо»), знакомиться с чунями, пимами, унтами, сравнивать с современной обувью.
Интересно и занимательно проходят в дошкольном отделении совместные праздники «Шондiбан», «День коренных народов коми», «Василей», где дети, родители и бабушки принимают участие в народных играх и забавах. Созданы танцевальный детский коллектив «Öмидз тусьяс» («Ягоды малинки») и взрослый - «Дзоридзьяс» («Цветы»), который ежегодно с 2012 года принимает участие в муниципальном фестивале «Йöлöга» («Эхо»). Воспитанники и коллектив участвуют в мероприятиях, организованных Домом культуры по направлению этнокультурного развития. Участие детей и взрослых в народных праздниках способствует повышению уровня знаний детей о культуре народа коми, истории, обычаях, прививает интерес к своей малой родине, развивает этнохудожественную творческую деятельность.
В нашем дошкольном отделении проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности.
К таким мероприятиям, прежде всего, можно отнести совместную образовательную работу с детьми, включающей в себя рассказ педагогов, общение с детьми на коми языке, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, использование дидактического материала, разучивание стихов, песен, игр на коми языке.
Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством на занятиях, в свободной деятельности детей с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы. Ребята получают возможность создавать элементарные предметы декоративно-прикладного творчества, создавать узоры по мотивам коми орнамента (геометрический орнамент). Например, рисование или аппликация «Составь узор для одежды»; лепка предметов посуды (чугунок, туесок, лоток для рыбы…); изготовление куклы-оберега; декоративное рисование и аппликация: «Укрась полотенце», «Укрась варежки» и т.д.
Знакомство с легендами и приданиями коми народа, чтение коми народных сказок «Пера- Богатырь», «Яг Морт», «Медвежьи няньки», разучивание коми загадок, пословиц и поговорок, слушание коми народных песен позволяют обогатить их внутренний мир.
Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которого дошкольники знакомятся с национальным бытом, коми народными играми, орнаментами, животными коми края.
Полученные впечатления от праздников, занятий дети отображают в разнообразной деятельности: изобразительной, конструктивной, театрализованной, игровой, трудовой, речевой.
Музейная работа пополнила знания детей о культуре и быте коми народа, приобщила детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, также сплотил коллектив и взаимодействие родителей и воспитателей. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине. Полученные результаты работы по реализации музейной работы позволяют сделать вывод о том, что вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музеев позволило систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в изучении родного края.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.
Список литературы
- Можевикина М.Ш. Этнопедагогическое обеспечение учебно – воспитательной работы// Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6
- Затямина Т. Покумимся, кума, покумимся// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 7
- Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 5
- Сапрыкина Л.И., Булатова Е.А. Рекомендации по организации краеведческой комнаты в ДОУ// Справочник старшего воспитателя. - 2009. - №4
- Артемова Е.И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников//Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7
- Резепина Е.А. Музей народного быта в детском саду// Воспитатель ДОУ. – 2011. - № 4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.
В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры народа коми, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития. Источниками формирования этих качеств, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура коми народа, поэтому в дошкольном отделении МБОУ «ООШ» д. Захарвань был создан этнографический музей « Важдыр » («Отдаленная старина»), который способствует развитию кругозора детей и их гражданско – нравственно-патриотическому воспитанию, развитию этнохудожественной деятельности.
Созданный совместно с родителями и жителями деревни, музей способствует воспитанию у детей чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему, уважению к своей нации, развивает чувство собственного достоинства, воспитывает бережное отношение к предметам старины, формирует «образ музея» как хранителя предметов культурного наследия .
В целях систематизации музейной работы нами определены следующие направления. Музейная работа Поисковая, собирательная работа Детский фольклор Досуг и праздники
Поисково – собирательная работа
бурки
Интересно и занимательно проходят в дошкольном отделении совместные праздники « Шонд i бан », «День коренных народов коми», «Василей», где дети, родители и бабушки принимают участие в народных играх и забавах.
В нашем дошкольном отделении проводится целый ряд мероприятий, направленных на изучение и приобщение детей к коми языку, культуре, историческому прошлому и внедрение национальных ценностей в условиях современности. Фото на улице
Созданы танцевальный детский коллектив « Öмидз тусьяс » («Ягоды малинки») и взрослый - « Дзоридзьяс » («Цветы»), который ежегодно с 2012 года принимает участие в муниципальном фестивале « Йöлöга » («Эхо»).
Педагоги всех возрастных групп знакомят детей с декоративно - прикладным творчеством на занятиях, в свободной деятельности детей с учетом возрастных особенностей. Художественное творчество: конструирование, ручной труд, рисование, лепка – являются неотъемлемой частью нашей работы.
Музейная работа пополнила знания детей о культуре и быте коми народа, приобщила детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, также сплотил коллектив и взаимодействие родителей и воспитателей. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....
Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду"
Реферат по самообразованию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-гигиеническим навыкам в детском саду»...
Сообщение по теме: Приобщение детей дошкольного возраста к культурно-историческому наследию России Из опыта работы
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. В Федеральном государственном образоват...
Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"
Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....
Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию через отечественную мультипликацию
В современном мире средствам массовой информации принадлежит огромная роль в воспитании и обучении подрастающего поколения. Телевидение обладает большим психовоздействующим потенциалом и может стать с...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КОМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка-дошкольника, а дошкольник испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, нео...
методическая рекомендация по приобщению детей 7 года жизни с традициями коми народа
методическая рекомендация по приобщению детей 7 года жизни с традициями коми народа...