ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по теме ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузина Ольга Владимировна

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема. Ознакомление с предметами Городца

Программные задачи:

  • Продолжать развивать у детей интерес к искусству городецких мастеров,
  • Учить видеть красоту их узоров, уметь рассказывать об их содержании, колорите, композиции.

Материал к занятию: предметы, украшенные городецкой росписью (всё, что было на предыдущих занятиях и новый предмет с изображением птицы). Книга с иллюстрациями.

Организация и методика проведения занятия. Предложить детям рассказать про узоры на знакомых предметах по плану: что за предмет? Чем он украшен? Какими красками пользовались мастера? Как расположен узор?

Сказать, что городецкие мастера рисуют не только сказочные цветы, но и сказочных птиц. Рассмотреть узор на кресле-качалке с изображением птицы.

Прочитать рассказ из книги Е. Каменевой «Как петух попал на полотенце».

Ещё раз подчеркнуть, что городецкие мастера пишут не только сказочные цветы, но и сказочных птиц.

Предложить детям рассмотреть предметы поближе.

Конспект НОД

Тема. Рассматривание узоров на кухонной доске

Программные задачи:

  • Продолжать развивать интерес к росписи мастеров Городца.
  • Формировать умение видеть и рассказывать о колорите, составных элементах и композиции узоров.

Словарная работа: «городецкая роспись», «розан», «яблочко».

Материал к занятию: изделия городецких мастеров с элементами «розан», «яблочко» (кухонные доски).

Организации и методика проведения занятия. Спросить, какие предметы, украшенные мастерами Городца, дети уже рассматривали (конь-качалка, кресло-качалка, петушок-щелкунчик, солонка).

Предложить рассмотреть узоры на кухонных досках. Сказать, что человек всегда стремится вносить красоту в жизнь, поэтому народ даже такую простую вещь для приготовления пищи, как кухонную доску, украшал узорами.

Предложить рассказать про узор на одной из досок («розан»).

Уточнить, что эта деревянная кухонная доска украшена городецкой росписью. Узор состоит из розанов розового и красного цвета, бутонов голубого и синего цвета, зелёных листьев. Розаны расположены вверху и внизу, бутоны – слева и справа, листья – по три между цветами.

Предложить рассмотреть узор на другой доске. Обратить внимание на новый цветок, сказать, что городецкие мастера называют его «яблочко». Спросить, из каких элементов он состоит (из большого розового круга и маленьких розовых кругов, которые симметрично располагаются по обе стороны большого круга, маленького красного круга вверху глазка, украшенного дугами, точками белого цвета).

Предложить рассказать про узор на третьей доске по плану: что это за предмет? Чем он украшен? Как расположен узор?

В конце занятия рассмотреть поближе красочные узоры городецких мастеров.

Конспект НОД

Тема. Декоративное рисование «Узор на прямоугольнике»

(Украшение для кухонной доски – «яблочко»)

Программные задачи:

  • Продолжать воспитывать интерес к искусству городецких мастеров.
  • Учить составлять узор на прямоугольнике, заполняя верх (розан) и низ (яблочко), ритмично располагать листья чёрточками, оживками, передавать колорит росписи.

Материал к занятию: изделие городецких мастеров (кухонная доска); бумага охристого цвета (20*30 см); гуашь (красная, розовая, синяя, голубая, зелёная, чёрная, белая).

Организация и методика проведения занятия. Предложить детям нарисовать узор для кухонной доски – «яблочко». Подумать, с чего лучше начать рисовать (с нового цветка – яблочка – внизу, потом розан, бутоны, листья – вверху); какими красками рисовать узор (розовой краской большой круг, внизу – яблочко, потом розовые маленькие круги, красный глазок, вверху – голубой розан, зелёные листья по два слева и справа от розана, всё украшено белой краской).

Анализ рисунков.

  • Предложить детям рассказать про свой узор.
  • Отметить красочность узора.
  • Выбрать узор, который заполняет всю доску.

Конспект НОД

Декоративное рисование по замыслу

(по мотивам городецкой росписи)

Программные задачи: 

  • Учить детей составлять узор в стиле городецкой росписи, передавая его колорит и элементы.
  • Закреплять умение строить узор на полосе, квадрате, прямоугольнике, ритмично заполняя форму листа.

Материал к занятию: предметы городецких мастеров; бумага охристого цвета (10*23 см, 20*20 см, 13*26 см, 20*33 см); гуашь (красная, розовая, синяя, голубая, зелёная, белая, чёрная).

Организация и методика проведения занятия. Воспитатель предлагает детям подумать и рассказать, какой узор и для какого предмета они будут рисовать. Затем спрашивает у 2 – 3 детей об их замыслах.

Анализ рисунков.

  • Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нём.
  • Предложить рассказать про свой узор.
  • Отметить красочность узоров по мотивам городецкой росписи.

Конспект НОД

Тема. Декоративное рисование «Сказочная птица»

Программные задачи: 

  • Воспитывать у детей интерес к народному искусству.
  • Учить составлять узор на прямоугольнике, располагая в середине птицу, передавать колорит городецкой росписи.
  • Закреплять умение рисовать сказочную птицу, работать кистью легко, свободно. Учить дополнять узор городецкими цветами, листьями.

Материал к занятию: предмет с изображением сказочной птицы; бумага охристого цвета (20*30 см); гуашь (чёрная, красная, розовая, голубая, синяя, зелёная, белая).

Организация и методика проведения занятия. Воспитатель загадывает загадку: «Есть птица с яркими перьями, но не летает она и не поёт. Как она называется? Где её можно увидеть?» (Птица сказочная, её можно увидеть в узорах городецких мастеров.)

Педагог уточняет, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть голова, хвост, лапки, но всё это украшено необыкновенными перьями. Предлагает рассмотреть птиц на узорах и сравнить их.

Воспитатель обращает внимание детей на расположение птиц на маленьком эстампе и на большом. Показывает варианты композиции на листе бумаги.

Анализ рисунков.

  • Выбрать рисунки с самыми яркими и сказочными птицами, отметить их композицию, цвет.
  • Уточнить, в чём необычность сказочных птиц.

Конспект НОД

Тема. Декоративное рисование «Узор на квадрате»

Программные задачи:

  • Учить составлять узор на квадрате, заполняя середину розаном, углы – бутонами, стороны – листьями.
  • Продолжать знакомить детей с колоритом, составными элементами городецкой росписи.

Материал к занятию: игрушка конь-качалка, бумага охристого цвета (20*20 см); гуашь (красная, розовая, синяя, голубая, зелёная, белая, чёрная).

Организация и методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушку. Спросить, какие мастера так красиво её украсили. Рассмотреть узор на сиденье.

Предложить подумать, как можно составить узор на квадрате: украшение середины, углов и сторон.

Уточнить, с чего начать рисовать: большой круг в середине, круги другого цвета по углам, глазки у розана посередине, а у бутонов – в сторону розана.

Уточнить, как держать кисточку при рисовании листьев (класть вдоль стороны квадрата на равном расстоянии от бутонов).

Обратить внимание на красочность узоров, на оживки розанов, бутонов, листьев.

Анализ рисунков.

  • Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции.
  • Выбрать самый красочный узор и рассказать про него.
  • Отметить сказочность узоров по мотивам городецкой росписи.

Конспект НОД

Тема. Декоративное рисование «Узор на полосе» (розан)

Программные задачи:

  • Продолжать формировать представления детей о городецкой росписи, учить составлять узор на полосе, выделяя середину розаном, левую и правую стороны – бутонами.
  • Учить рисовать дуги (лепестки розана) концом кисти.

Материал к занятию: изделия городецких мастеров (солонка, кресло-качалка); бумага охристого цвета (13*26 см); круги (диаметр 10 см); гуашь (розовая, красная, голубая, синяя, зелёная, чёрная).

Организация и методика проведения занятия. Уточнить название предмета, подчеркнуть, что городецкие мастера красиво оформляли самые обычные бытовые вещи.

 Обратить внимание на цветок в середине узора (его лепестки похожи на лепестки роз, поэтому городецкие мастера издавна называют их «розаны»).

Уточнить цвет (большой круг – розовый, маленький – красный, дуги – красные, оживка – чёрная).

Рассмотреть композицию: слева и справа бутоны голубого цвета. Отметить, куда направлены бутоны (левый – в левую сторону, правый – в правую). Чем они украшены (дугами, белыми точками).

Предложить нарисовать узор «розан». Спросить, с чего начать его рисовать. Предложить круги диаметром 10 см для упражнения в рисовании дуг.

Анализ рисунков.

  • Рассказать про свой узор.
  • Отметить красочность узора по мотивам городецкой росписи.

Конспект НОД

Тема: Декоративное рисование «Узор на полосе» (бутоны и листья)

Программные задачи:

  • Закрепить знания о городецкой росписи.
  • Учить строить узор на полосе, формировать умение рисовать кистью и красками.

Материал к занятию: игрушка петушок-солонка; бумага охристого цвета (10*23 см); гуашь (голубая, синяя, красная, розовая, зелёная, белая).

Организация и методика проведения занятия. Прилечь внимание детей к игрушке. Обратить внимание на её красочность. Уточнить, что её украсили городецкие мастера. Рассмотреть узор, отметить, что он состоит из бутонов и листьев. Рассмотреть бутон, спросить детей, из каких элементов он состоит, определяя одновременно цвет (из большого голубого круга и маленького синего – глазка, дуг). Сказать, что белая краска оживляет листья, бутоны, делает их объёмнее.

Рассмотреть расположение бутонов и листьев (бутоны расположены на равном расстоянии, направлены в одну сторону, в сторону глазка).

Предложить детям нарисовать узор на полосе из бутонов и листьев. Уточнить, что сначала надо нарисовать большие голубые (или  розовые) круги, начиная с середины, затем листья парами: вверху, внизу, а потом маленькие синие (или красные) круги, в ту сторону, куда направлены листья. Белой краской украсить, оживить листья и бутоны.

Анализ рисунков.

  • Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит.
  • Выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены.
  • Ещё раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО на тему "Городецкая роспись"

Конспект занятия для детей старшей группы...

Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе по теме «Городецкая роспись»

Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.  Развивать интерес и любовь к народному искусству. Закреплять умение стро...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Цель.  Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1.      Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...

Конспект открытого занятия по теме "Городецкая роспись"

Тема: «Городецкая роспись»Тип занятия: изучение нового материала, практическийТехнология занятия: рисование кистьюЦель: познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством ...