досуг в старшей группе по поликультурному направлению с использованием подвижных игр
материал (старшая группа) на тему

Лещук Антонина Геннадьевна

Дети приходят в зал, где их встречает Петрушка. Он предлагает пройти на ярмарку народных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гостях у Петрушки318.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Досуг

 по поликультурному направлению с использованием подвижных игр

 в старшей группе.

C:\Users\User\Desktop\все о родине\весел ярмарка\1 (2).jpg

Подготовила: Лещук А.Г.

Саранск

2018

Тема: «В гостях у Петрушки»

Образовательная область: Социально - коммуникативное развитие.

Вид: Досуг

Возрастная группа: старшая группа.

Досуг по поликультурному направлению.

Цель: Вызвать у детей интерес к народным играм, желание играть в них.

Программные задачи: 

Обучающие: Формировать интерес к традициям народа; закрепить умение соблюдать правила игр, умение действовать по сигналу; продолжать знакомить детей с народными играми; приобщать детей к народному творчеству, культуре. Познакомить детей с веселой ярмаркой, как с одним из народных праздников.

Развивающие: Развивать связную речь, способности у ребёнка участвовать в различных играх; умение отгадывать загадки; умение соблюдать правила игры; развивать внимание, память, воображение.

Воспитательные: Воспитывать выдержку, интерес к культурному наследию русского народа, доброжелательность, умение действовать в коллективе; вызвать эмоциональное проявление радости; формировать дружеские взаимоотношения; воспитывать чувство коллективизма.

Интеграция образовательных областей: 

ОО «Речевое развитие»: продолжать работу по обогащению словаря. Обогащать словарь детей за счёт использования слов: ярмарка, фольклор, юрта. Развивать умение отгадывать загадки. Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формировать дружеские взаимоотношения между детьми. Продолжать знакомить детей с играми разных народов. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Знакомство детей с играми разных народов.

ОО «Физическое развитие»: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре вместе с воспитателем; развивать ловкость, смелость, быстроту движений; воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, ориентироваться в пространстве; прививать любовь к спорту; приучать дошкольников к участию в совместных играх, развлечениях

Словарная работа:

Активизация существительных: фольклор, ярмарка, юрта, «маут»

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: беседы с детьми о народных традициях, знакомство с играми разных народов.

ОО «Художественно-эстетическое развитие: рассматривание иллюстраций с изображением народных игр.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Собери флаг», «Угадай спортивную игру», настольно-печатная игра «Наши соседи».

ОО «Речевое развитие»: заучивание текста из народных игр, потешек, считалок.

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: костюм Петрушки.

Раздаточный: платки, кольца, палки, стойки.

Оборудование: музыкальный центр, телевизор.

Используемая форма организации деятельности детей: групповая.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, беседа, загадки, рассказ.

Практический: самостоятельное выполнение задания.

Мотив детской деятельности: присутствие персонажа.

Ход досуга.

Воспитатель: Ребята! Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в народные игры. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

На стульчике сидит Петрушка. Воспитатель обращает внимание на него.

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

 Я, Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка! Ты куда идешь?

Петрушка: Я иду на ярмарку.
Вот собрался народ
Скоро Ярмарка придет.
С разноцветными флажками
!

Но! Блины и калачи –
В теплой пусть сидят печи!
Наша ярмарка другая,
Я– с народом поиграю!

Участники проходят и становятся на свои места.

Воспитатель: А, я думала, здесь товары продают!

Петрушка: Нет, наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире. Это ярмарка народных игр. У каждого народа своя игра. Я сегодня вас приглашаю поиграть в игры разных народов. Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём? (Россия)

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).

Воспитатель: Кто знает, как называется республика, где мы живём?

(Мы живем в республике Мордовия) (Показать на карте России).

Петрушка: Чем же знаменита наша страна? Чем она богата?  (Ответы детей)

Воспитатель: Ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор. (Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки)

Воспитатель: Кто их сочинил?  (Народ)

Петрушка. Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Ну, а теперь предлагаю превратиться в лошадок.

Спутанные кони (Тышаулы атлар) татарская народная игра.

Играющие делятся на команды и выстраиваются за линией. Напротив, линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Правила игры. Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

Петрушка: Молодцы, всех коней распутали.

Воспитатель: История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.

Петрушка: Теперь нужно кур поймать.

«В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)

мордовская народная игра.

Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на пол, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается 2-3 раза, после чего дети меняются местами.

Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.

Воспитатель: Народные игры — вид художественного творчества народа. Мордовские народные игры возникли в глубокой древности и отражали семейно-бытовые и социальные отношения людей, их трудовую деятельность, связь с окружающей средой. Основу народных игр мордвы составляли сюжеты из сельской жизни.

Народные игры имели целевую направленность в соответствии с возрастом. Детские отличались непосредственностью, бескорыстием, простотой, в основном изображали различный труд, взаимоотношения людей в трудовом процессе.

Петрушка: Ребята, какие вы молодцы!

У кого там хмурый вид,

 Снова музыка звучит.

 Собирайся детвора,

 Ждет вас русская игра.

 «Игровая» русская народная игра.

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится Петрушка. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Воспитатель: В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Воспитатель: Петрушка, а ты любишь загадки?

Петрушка: Люблю! Давай загадаем участникам, смогут ли они их отгадать?

Загадки.

  1. Растет в поле решето, 
    Черных зернышек полно.

(Подсолнух)

  1. Мышка дом себе нашла
    Мышка добрая была
    В доме том, в конце концов,
    Стало множество жильцов.

(Теремок)

  1. Не портной, а всю жизнь
    С иголками ходит.

(Ежик)

  1. Всегда во рту, а не проглотишь

 (Язык)

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит?

 (Солнце)

Петрушка: На наших игрищах игр разных тыща!

                    В играх рот не разевай

                    Ловкость, смелость проявляй!

Хантыйская народная игра «Олени и пастухи».

Каждому участнику дается кольцо (диаметр – 20 см). По очереди каждый набрасывает кольцо – «маут» на палку, которую держит Петрушка, на расстоянии 2.50-3 метра. (Оценивается меткость).

Петрушка: Молодцы! Очень меткие, а сейчас предлагаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

Башкирская народная хороводная игра «Юрта»
Правила: дети делятся на две группы, каждая образует круг. В центре каждого круга стул, на нем платок с узором. Оба круга идут и напевают:

Мы все ребята, 
Соберемся все в кружок. 
Поиграем, и попляшем, 
И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Но нам пора прощаться.

Петрушка: Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья!
До приятных, новых встреч!»

Тут и ярмарки конец, 
Кто играл, тот молодец!

Петрушка вручают детям сладкие призы и прощается с участниками.

C:\Users\User\Desktop\папки\петрушка2\1.jpg

Список литературы:

  1.  Детские народные подвижные игры / Сост.А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. – М., 1995
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва: 'Просвещение', 1988.
  3. Елкина Н.В.“1000 загадок”.
  4. Бурляева О.В. и др. «Мы в Мордовии живем». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования»; С. 2011.
  5. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», творческий центр, М., 2005 г.

Русская народная игра №2.

Воспитатель:У нас в старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем.

Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку?

«Цынцы-брынцы балалайка,

Цынцы-брынцы заиргай-ка».-

«Цынцы-брынцы не хочу,

Цынцы-брынцы спать хочу».-

«Цынцы-брынцы куда едешь?»-

«Цынцы-брынцы в городок».-

Цынцы-брынцы чего купишь?»-

Цынцы-брынцы сухарек».

Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» ударит в бубен, тот назначается водящим.

                   

C:\Users\User\Desktop\папки\петрушка2\1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Традиции и обычаи белорусского народа»

Программное содержание: Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.Познакомить с  Белоруссией, ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда,...

Сценарий досуга для старших групп С использованием здоровьесберегающих, ИК, игровых, исследовательских технологий «Весна идёт! Весне дорогу!»

Данный сценарий помогает обобщить и закрепить все ранее пройденные весенние темы: "Природа весной", "Безопасность" , "Музыкальная весна" и другие. Расчитан на детей старшей группы с использованием инт...

Сценарий досуга для старших групп С использованием здоровьесберегающих, ИК, игровых, исследовательских технологий «Весна идёт! Весне дорогу!»

Данный сценарий помогает обобщить и закрепить все ранее пройденные весенние темы: "Природа весной", "Безопасность" , "Музыкальная весна" и другие. Расчитан на детей старшей группы с использованием инт...

Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Белоруссия»

Конспект занятия для старшей группы по поликультурному воспитанию на тему: «Белоруссия»...

Физкультурный досуг в старшей группе с использованием ИКТ "Ярмарка подвижных игр"

Цель досуга:  создавать условия для расширения представлений у дошкольников об окружающем мире. Закреплять знания детей о животных, учить в движениях подражать повадкам животных....

Познавательно - развлекательный досуг в старшей группе с использованием современной технологии интегрированного обучения . " Удивительное рядом " опыты и эксперименты (старшая группа)

quot; Удивительное рядом "( опытно - эксперементальная деятельность )Воспитатель : Храпова Наталья Юрьевна ( первая квалификационная категория )Цель : учить детей организовывать собс...

Методическая разработка по теме: "Практическое использование элементов логопедической ритмики в коррекционной (логопедической) работе в старшей группе ДОУ компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР)

Наш практический опыт позволяет заключить, что системное использование методик логоритмического воспитания, опирающихся на психофизиологическую взаимосвязь музыки, движения и речи в комплексе  ле...