Конспект НОД во 2 мл гр группе по теме «Волшебный орнамент»
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Иванова Ирина Михайловна

Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; обучать детей по образцу в аппликации выполнять композицию в виде бурятского орнамента,соблюдая симметрию и сходство с образцом.Познакомить с новым элементом бурятского орнамента-круг.

Развивающие: Развивать творческие способности детей; сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.

Воспитывающие: Воспитывать уважение к национальной культуре, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Руковичка39.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД во 2 мл гр  группе по теме «Волшебный орнамент»

Автор:

Конспект НОД во 2 мл гр группе по теме «Кто потерял рукавичку.»

Область: «художественно-эстетическое»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,»Музыка»
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; обучать детей по образцу в аппликации выполнять композицию в виде бурятского орнамента,соблюдая симметрию и сходство с образцом.Познакомить с новым элементом бурятского орнамента-круг.
Развивающие: Развивать творческие способности детей; сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук.
Воспитывающие: Воспитывать уважение к национальной культуре, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с бурятскими мелодиями: к танцу « ёхор», к игре рукавичка, песня о Байкале; образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании); салфетки, кисти, баночки с клеем, подставки для кисточек, изображение элементов орнамента-по количеству детей ,образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.

Персонаж: Дедушка Бадма.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Чтение и показ (пальчикового театра) русской народной сказки «Рукавичка»;
3) Дидактическая игра «Найди пару».

4) Беседа и рассматривание иллюстраций: быт, одежда, жилье, посуда, обычаи и традиции русских и бурятских народов.
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, пальчиковая игра «Рукавичка», танец –ёхор, организационный момент-«доброе утро», анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», «баяртэ», «самбайне», «бэлэ».
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.

Ход НОД

 Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята!   Я очень рада видеть вас, вы такие нарядные и красивые и конечно же очень веселые и сообразительные, поэтому спешу поскорее сказать вам “Доброе утро!” (ответы детей):

Придумано кем-то 
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро, солнцу и птицам!
- Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро и добрый день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.

Педагог: А сейчас повернемся к нашим гостям и скажем дружно «здравствуйте» по русски, а теперь по бурятски «самбайнэ».

Дети, когда я шла сегодня на работу, нашла эту рукавицу. Случайно она не ваша?

Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.

Педагог: давайте спросим гостей, может кто-то из них потерял рукавицу?

Гости: нет.

Педагог: дети что-же нам делать, как найти хозяина этой рукавицы?

Ответы детей.

Педагог: давайте сделаем много, точно таких же рукавичек, напишем объявление и раздадим нашим гостям, а они развесят их у себя в детском саду, может быть и найдется тогда хозяин рукавицы. Для начала внимательно рассмотрите рукавицу и расскажите о ней. Какого она цвета? Чем она украшена?

Ответы детей.

Педагог: эта рукавица украшена бурятским орнаментом (показ отдельных элементов орнамента рукавицы-желтый круг), этот узор завиток называется « бараний рог», потому что он похож на бараньи рога. Ведь раньше у бурят было очень много баран и овец, ( показ следующего элемента орнамента – голубую волнообразную полоску)- а на что похож этот элемент?

Ответы детей.

Педагог: обозначают волны , которые бывают на озерах и реках нашего родного Забайкалья. Вот мы и рассмотрели, внимательно рукавицу, скажите какой орнамент на варежке?
Ответы детей: бурятский орнамент.
Педагог:Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру. «Бэлэ», что такое бэлэ.

Ответы детей.

Педагог: бэлэ – это рукавица.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».

Дети передают рукавицу по кругу под бурятскую музыку «Топ –тобороп».

Показ презентации «Бурятский национальный орнамент».


Педагог: Узор по-бурятски звучит-« Угалза».

С некоторыми элементами мы уже знакомы. У бурят есть много узоров,которые приносят радость, удачу. Отдельными элементами орнамента они украшают предметы, одежду шкатулки и.т.д.

       А сейчас узнаем, значения нового для вас элементы бурятского орнамента.. Круг. Круг это солнце. Оно жёлтого цвета.Солнце почитали все народы мира. Поклонялись солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят- это  «ёхор»-круг.

Физкультминутка: солнышко

Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Педагог: А сейчас ребята пройдите все к столам сделаем такую же рукавичку для объявления. У вас на столах лежат шаблоны ркавиц и разные элементы орнамента. Показ образца рукавички воспитателем(последовательность выполнения работы). Выберите нужный элемент и разложите узор на рукавице. А затем приклеить. Но перед тем как мы приступим к работе нам нужно размять наши пальчики.

Пальчиковая игра: «Рукавичка.»

Маша варежку надела.

«Ой , куда я пальчик дела?

Нету пальчика , пропал

в свой домишко не попал»

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь,

Здравствуй ,пальчик, как живешь?»

Дети выполняют творческое задание- аппликация «Рукавичка».Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой – песня про Байкал.В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами наклеивание элементов узора, правильным использованием материалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Анализ детских работ, рассматривание рукавиц на мольберте.

Стук в дверь, входит расстроенный дедушка. Что - то ищет. Здоровается со всеми на бурятском языке.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка: пусть ваши дети расскажут мне  про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором).

Ответы детей.

Дедушка ( подводит итог): Да это моя рукавичка- белая как молоко, украшена бурятским орнаментом. Спасибо ,ребятки, что нашли мою рукавичку. Я с вами очень хочу подружиться и  приглашаю вас всех на танец дружбы-ёхор, смотрите на меня и выполняйте движения за мной.

Танец « Ёхор».

После танца , воспитатель отдает дедушке рукавицу.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).  А теперь подойдите ко мне поближе и по очереди опустите руки в рукавичку, и достаньте-то что там лежит. (дети достают конфеты). Это вам угощение, за то что вернули мне мою рукавицу и за то что вы такие молодцы!(дети благодарят за угощение). Ну , а мне пора возвращаться домой(прощается на бурятском языке и уходит ).

Педагог: А мы скажем спасибо нашим гостям, за то что заглянули к нам в гости и до свиданья. Баяртэ!


Конспект комплексного занятия во второй младшей группе "Украсим рукавичку-домик. Комплекс упражнений "Теремок"

Цели: закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного цвета; развивать умение работать с красками, любоваться своей работой; воспитывать чувство сострадания; упражнять в беге; продолжать учить выполнять двигательные упражнения вслед за воспитателем; формировать навыки правильного выполнения прыжков на двух ногах с продвижением вперёд.

Материалы и оборудование: мольберт, варежки красного и жёлтого цветов или с полосками такого цвета, корзинка, образец рисунка, краски. кисти, салфетки, стаканы с водой, листы бумаги, вырезанные в виде рукавички.

 Ход занятия:

1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель незаметно кладёт рукавичку в таком месте, где ребята могут её увидеть.

- Ребята, чья рукавичка? Ничья?

Наша варежка осталась
Без хозяйки. Вот беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё зима.

Что же делать рукавице?
Нету ручки той родной,
Что согреет всю трятицу
Своим маленьким теплом.

Плачет наша рукавичка,
Мёрзнет, лёжа на снегу,
И мечтает, что хозяйка
Прибежит за ней в пургу. 
(Е. Александрова — Снежная)

- Может быть это рукавичка деда из сказки? Помните, потерял дед свою рукавичку, а когда нашёл, то в ней жили уже зверята. Назовите их. (Ответы детей). В рукавичке поселились мышка, лягушка, зайка, лисичка, волк, кабан, медведь. Забрал дедушка свою рукавичку, и звери остались в зимнюю пору без тёплого дома. Давайте вернём зверятам их тёплый домик.

2. Рисование "Украсим рукавичку- домик".

В-ль: Есть у меня одна рукавичка. (Показывает рукавичку, вырезанную из бумаги белого цвета). Каког она цвета?

Дети: Белого.

В-ль: Да, рукавичка не украшена. Но у меня есть краски и кисточка, поэтому я могу сделать узор на ней. Скажите, какого цвета краска стоит на столе?

Дети: Красного и жёлтого.

В-ль: Я нарисую на ней разноцветные полосы.

Воспитатель рисует орнамент на рукавичке белого цвета и предлагает детям украсить другие рукавички.

3. Игра "Найди варежку".

Вомпитатель предлагает детям найти варежку по его описанию. (Найдите варежку красного цвета. Есть ли здесь рукавичка жёлтого цвета с красными полосками).

4. Комплекс упражнений.

В-ль: Давайте вспомним, как герои сказки рукавичку находили. (Кладёт в середину группы рукавичку).

Первой прибежала мышка — поскрубушка. (Построение в колонну по одному. Бег змейкой вслед за воспитателем с проговариванием звуков "пи-пи-пи").

Потом прискакала лягушка — попрыгушка. (Построение в круг. Рукавичка в центре. Дети на четвереньках подскакивают к рукавичке, приговаривая: "Ква-ква-ква").

Затем прибежал зайчик- побегайчик. (Построение в круг. Дети прыгают на двух ногах к центру круга).

А вот лисичка — сестричка бежит. (Бег по кругу).

А вот и медведюшка — батюшка идёт. (Дети имитируют ходьбу медведя).

Вот как много зверей поместилось в рукавичке! (Широко разводят руки).

5. Итог занятия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

В-ль: Вот сколько разных рукавичек, украшенных полосатым узором, мы сделали для зверят. Теперь у каждого из них будет тёплый домик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного занятия с родителями на тему "Волшебные краски"

Способствовать формированию доверительных отношений между педагогом, родителями и ребенком. Привлекать родителей к участию в педагогическом процессе. Развитие у детей познавательных процессов, когнити...

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это кон...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «рисование» на тему «Волшебные цветы» в старшей группе ДОУ

Основные задачи занятия:Познакомить детей с новой техникой рисования «по сырому». Совершенствовать технику рисования акварелью.Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.Развивать интерес ...

Разработка плана - конспекта по социально-личностному развитию на тему "Волшебное путешествие"

Конспект занятия по социально - личностному развитию на тему "Волшебное путешествие" с детьми подготовительной группы....

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....