Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Руссова Татьяна Валерьевна

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

 

Автор: Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель изодеятельности МАДОУ комбинированного вида детский сад "Солнышко", посёлка Каменск.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;

Развивающие: Развивать творческие способности детей;

Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.

Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой,  образцы элементов бурятского орнамента  (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.

Предварительная работа:

1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;

2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями  «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;

4) Дидактическая игра «Найди пару».

Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко»,  продуктивная деятельность детей,  дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.

Обогащение словаря: «угалза», линия круга.

Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.

Ход НОД

Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада,  дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.

Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?

Дети: Нет.

Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?

Лексическое упражнение  «Скажи, какая?». Ответы детей.

Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.

Что мне с ней делать? Придумала!

Давайте поиграем в игру.

 Проводится бурятская игра «Рукавичка». В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.     

По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию,  может там откроется тайна найденной рукавички.

I основная часть

Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок.  Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.

Педагог: Сундучок волшебный наш,  помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!

Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).

Педагог: Что нам с этим делать?

Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.

II основная часть

Раздается стук в дверь.  Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку.  На экране  презентация.

Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?

Ответы детей.

Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)

У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)

Узор по-бурятски звучит так -  «угалза».

Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента  бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг.
(Показ слайдов)

Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).

Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.

Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.

Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.

Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).

Физминутка

Солнышко
Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 

Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.

Практическая часть

Самостоятельная работа детей.

Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.

В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.

После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.

Дыхательное упражнение « Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.

III заключительная часть

Анализ, подведение итогов

После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились  рукавички,  и они очень  понравились гостям.

Получив согласие детей,  предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек  так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.

Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.

- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?

(Ответы детей).

Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что- то ищет.

Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?

Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.

Дедушка,  расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.

Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).

Ответы дедушки.

Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.

Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает). А теперь опустите руки в рукавичку, достаньте то, что лежит там. (Дети достают конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого занятия средней группы на тему "Волшебные превращения"-развитие выразительности речи и движений средствами театрализованной деятельности. Игра - драматизация по сказке В.Сутеева "Под грибом"

Цель: Создание условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности и формировать интерес к игре-драматизации.Задачи:Обучающие:-активизировать речевую деятельность детей;-фо...

Конспект НОД во 2 мл гр группе по теме «Волшебный орнамент»

Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента; обучать детей по образцу в аппликации выполнят...

Конспект ООД в средней группе на тему: «Волшебный воздух»

Конспект ООДв средней группена тему: «Волшебный воздух»...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»

Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....

Досуг в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Приобщение детей к культуре бурятского народа....

Конспект НОД в средней группе по теме: "Волшебные зонтики!"

Конспект НОД в средней группе по теме: "Волшебные зонтики!"...