Проект: Всё начиналось с полустанка...
проект на тему

Бобкова Ксения Афанасьевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno-poznavatelnyy_proekt.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №12 г.Слюдянки»

Информационно-познавательный проект

 «Все начиналось  с полустанка…»

1. Краткая аннотация проекта

Проект разработан и воплощается в жизнь творческой группой педагогов  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 12  г.Слюдянки». К его полной реализации  привлечены сотрудники частного музея минералов В.А.Жигалова «Самоцветы Байкала», краеведческого музея локомотивного депо станции Слюдянка, горнодобывающего предприятия по добыче мрамора «Перевал», воспитанники детского сада и их родители.

“Человеку никак нельзя жить без  Родины,                                                      как нельзя жить без сердца”.                                                          К.Паустовский

      В дошкольном возрасте, ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный период развития. Заложенные в это время нравственные, духовные основы сопровождают человека в течение всей жизни. Любовь к Родине начинается с любви к тому краю, в котором ты родился и вырос.                                                                                   Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.                                                                                          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.  Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, культурных, национальных традициях полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

                Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

    “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
     Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

    И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, природе побудило к проведению краеведческой работы в ДОУ.                                                                  Реализуя региональный компонент ООПДО ДОУ, педагоги активно используют проектную деятельность. Так, нами созданы и успешно применяются в работе с детьми следующие проекты: «Байкальский ларец», «Нерпа – загадочное животное», «Это милая сторонка, это Родина моя», «Животный мир Прибайкалья», «Хоровод дружбы» и др.                          Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.                          Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития.  Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.                                Проведенные среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ исследования показывают:                                                                                     - к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к природе,   истории и культурному наследию города, края;                                                      - у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края, природных богатствах;                                                                                             - 40 % родителей затрудняются в знании природы родного края, истории города;                                                                                                                        - 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края, природные особенности.                                                                                      Результаты исследования показали на необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Решение данной проблемы мы увидели в создании и реализации информационно-познавательного проекта «Все начиналось с полустанка», который объединил следующие темы:                                                                                                  - «Слюдянка – славный городок»                                                                                 - «Байкальский ларец»                                                                                             - «Сибирские самоцветы»                                                                                          - «Кузовок Сибирячка»                                                                                                  

Эпиграфом  к данному проекту стали слова Марии Монтессори:

        «Следует заметить, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают весьма существенные человеческие свойства… «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства».

                                                                               

2. Участники проекта:                                                                                            - педагоги                                                                                                                   - воспитанники детского сада                                                                                  - сотрудники частного музея минералов В.А.Жигалова «Самоцветы Байкала» - сотрудники краеведческого музея локомотивного депо станции Слюдянка

- родители.

3. Вид проекта: групповой                                                                      

4.Продолжительность проекта: 2 года

5. Цель и задачи проекта:

Цель:                                                                                                         Формирование нравственных основ личности у детей дошкольного возраста, через знакомство с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями родного края.

Задачи:                                                                                                                       1. Развивать у дошкольников интерес к родному краю, достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.                          2. Содействовать развитию способности чувствовать красоту природы, архитектуры малой родины и эмоционально откликаться на нее.                         3. Развивать чувство гордости, любви, бережное отношение к родному краю. 4. Способствовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях района, города, культурных мероприятиях и социальных акциях.                                                                                                                      5. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых земляков.                                                                                                    Гипотеза:                                                                                                                    Не следует ждать от детей, взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о природных богатствах родного края, истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Проблема:

Зачем нужно знать, беречь и заботиться о природе своего края, его достопримечательностях, людях живущих на этой земле?

6. Информация о команде проекта, стратегия достижения поставленных целей

ФИО, должность, категория  

Зона ответственности

1

Коношанова      Ольга Юрьевна,  воспитатель           I категория

- организует поездку в музей минералов  «Самоцветы Байкала» с экскурсией и знакомством с минералами Слюдянских месторождений, изделиями, выполненными из них;                                                      - организует посещение краеведческого музея локомотивного депо станции Слюдянка;                        - организует встречи со знаменитыми земляками для знакомства с их жизнью и творчеством;                          - организует фото и видеосъемку для создания мультимедийных презентаций о поездках и просмотра материала другими воспитанниками ДОУ, педагогами в будущем

2

- Бобкова Ксения Афанасьевна, воспитатель

- Демина            Ольга Валентиновна, воспитатель,           I категория          

- собирают материалы из книг, энциклопедий, Интернет источников об окружающей природе, истории, культуре родного края, творчестве коренного населения Прибайкалья;                                                    - создают видеопрезентации, фоторепортажи, выставки, составляют альбомы для рассматривания, посвященные этим темам;                                                 - проводят беседы с воспитанниками с использованием презентаций и выставок на темы: «Это милая сторонка, это Родина моя», «Байкал и его обитатели», «Знакомые незнакомцы» (мир животных и растений), «Тайны  Прибайкальских гор», «Народы Прибайкалья», «Творчество наших земляков»;                            - знакомят детей с художественной литературой, легендами о родном крае, Байкале, народах, населяющих территорию;                                                                        - организуют совместно с родителями творческие  выставки: «Мой, наш Байкал», «Милый сердцу городок», «Красота земли родной», «Ветры Байкала», «Мастерим из камня», фотовыставки по темам проекта;                                                                               - организуют мини музеи: «Байкальские самоцветы», «Обитатели Байкала», «Город славен талантами»;                                                                    - проводят родительские собрания - диспуты на тему: «Формирование нравственных основ личности дошкольника через ознакомление с родным краем»

3

   Попова         Равза Тагировна, музыкальный руководитель,         I категория                  

- составляет сценарии развлечений и праздников: «В гостях у Хозяйки байкальских гор», «Ангара-дочь Байкала», «День Победы в нашем городе», «Музыкально-литературная гостиная», «Детский сад-территория дружбы»; - разучивает с воспитанниками русские и бурятские национальные танцы и песни;                        - организовывает инсценировки по художественным произведениям, легендам и сказаниям о родном крае

7. План применения проекта                                                                                          План применения проекта состоит из III этапов:                                                    I Подготовительный этап:                                                                                           - сбор информации;                                                                                                   - подбор художественных произведений, произведений живописи;                   - создание видео, фото презентаций, альбомов;                                                      - организация музыкально-танцевального сопровождения;                                                                                                                 - составление сценариев праздников и развлечений;                                            - распределение материала по всем видам деятельности;                                     - создание предметно-развивающей                                                                         - взаимодействие  с родителями воспитанников.                                                             II Основной этап:                                                                                                        - экскурсии;                                                                                                                      - видео, фотопрезентации;                                                                                         - беседы, рассказы;                                                                                                    - рассматривание картин, иллюстраций;                                                                 - наблюдения;                                                                                                              - игры-эксперименты;                                                                                               - единые тематические дни;                                                                                      - организация мини-музеев;                                                                                                                                                                   - чтение художественной литературы;                                                                    - дидактические, сюжетно-ролевые игры;                                                              - художественное творчество;                                                                                  - встречи с талантливыми людьми;

- кружковая работа.

III. Заключительный этап:

- викторины, конкурсы, КВН;                                                                                  - организация праздников, развлечений, театрализованных представлений, музыкально-литературных гостиных;

- выставки, конкурсы художественного творчества.

8. Реализация  проекта

Реализация поставленных задач осуществляется через интеграцию образовательных областей, видов деятельности:

ОО

Содержание темы

Взаимодействие с семьями воспитанников

Итоговое мероприятие

П

ХТ

Ч

С

ФК

Б

К

М

1. «Слюдянка – славный городок»

Задачи:

Дать детям представления об истории     возникновения города Слюдянка, его достопримечательностях. Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому и  настоящему. Познакомить детей с      жизнью и творчеством некоторых знаменитых    земляков.

2. «Байкальский ларец»

Задачи:                                                                 Формировать у детей представления об озере    Байкал, отмечая его уникальность (величина,   глубина, чистота воды).

Расширять, обогащать знания детей о животном

мире Байкала, представления о правилах экологической безопасности.

Развивать умения детей самостоятельно  устанавливать

взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении     каких-либо живых организмов в составе     сообщества, изменяются условия среды, что        может привести к   гибели других организмов.

Продолжать знакомить детей с легендами о     Байкале, обогащать детей новыми впечатлениями        о Байкале   через знакомство с музыкальными произведениями

                                                                                                 3. «Сибирские самоцветы»

Задачи:                                                                               Дать детям представления о природных        богатствах Слюдянских месторождений.   Познакомить с трудом работников   горнодобывающих предприятий города.

4. «Кузовок Сибирячка»

Задачи:                                                                               Дать детям представление о природных        богатствах сибирской тайги, развивать умение    видеть красоту в привычных, обыденных видах. Воспитывать бережное отношение к      использованию природных ресурсов   своего          края.

1.Организация  экскурсий в музей минералов, краеведческий музей, горное предприятие по добыче мрамора «Перевал».

2. КВН «Что, где, когда?», викторина «Знатоки природы», брей-ринг «Путешествие

в прошлое и будущее».

3.Выставка камней «Сибирские самоцветы»,

«Рисунки на камнях», «Мозаики из камня».

4.Конкурсы рисунков, фотографий на тему: «Слюдянка – славный городок», «Мы любим наш Байкал», «Знакомые

незнакомцы».

5.Сбор гербария «Таежные травы».

6.Конкурс семейных газет «Отдых на природе».

7.Организация    выставки для    родителей

« Ветры Байкала», «Легенды в рисунках».

8.Организация мини музеев: «Город славен талантами», «Байкальские самоцветы»

9.Изготовление       макета  из папье- маше  «Реки - дети
Байкала», макета «Горное царство Прибайкалья»

10.Туристические походы в природу

1.Игра «Поле чудес».

2.Развлечение «В гостях у Хозяйки байкальских гор». 3.Театрализованное пред ставление «Ангара-дочь Байкала». 4.Праздник «День Победы в нашем городе»,  «Праздник леса».            5. Музыка льно- лите ратурная гостиная «Красота земли сибирской». 6.Развлечение «Детский сад-террито рия дружбы».

7. КВН «Родной край люби и знай», «Что, где, когда?».

8.Творческие выставки по темам проекта. 9.Единые тематические дни: «День города», «День Байкала», «День встречи с интересными людьми», «День удивительных открытий», «День творчества».

ОО – образовательные области, П – познание, ХТ – художественное творчество, Ч – чтение художественной литературы, С – социализация, Б – безопасность, К – коммуникация, М – музыка.

Виды деятельности:                                                                                                    - игровая;                                                                                                                                  - познавательно-исследовательская;                                                                            - музыкально-художественная;                                                                                            - продуктивная;                                                                                                             - двигательная;                                                                                                               - коммуникативная;                                                                                                        - чтение художественной литературы.            

Принцип реализации поставленных зада в данных видах деятельности:

- последовательность и регулярность в работе над темой;

- интегрированный подход.

9. Ресурсное обеспечение проекта:

- нормативно – правовые ресурсы;

- методические;

- материально – технические ресурсы;

- кадровые.

10. Ожидаемый результат:

- итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. - активное участие детей в выставках, конкурсах, патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности;

- освоение доступных знаний о природе родного края, об истории родного города, его достопримечательностях;

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;

- проявление внимания и уважения к творчеству людей нашего города.

11. Результаты работы:                                                                                                 - дети получают необходимые знания о своем городе, природе родного края;

- рост познавательной активности детей  повысился на 20 %;

- продолжается тесное сотрудничество с родителями;

- педагоги повышают педагогическое мастерство;

- расширилось сотрудничество детского сада с организациями города (музеями, предприятиями города);

- созданы мини - музеи;

- детский сад вышел со своим опытом работы по данной теме на муниципальный уровень.

12. Предложения по возможному распространению опыта работы

  Проект можно использовать в  старшем дошкольном возрасте, в кружковой работе.  В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей, взрослых общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться  к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Экология начинается с семьи"

В рамках проекта "Экология начинается с семьи"  представлена презентация опыта экологического воспитания в двух семьях группы. в материал входит план мероприятий в рамках проекта и конспекты....

Проект "Как начинается вежливая песенка"

Проект направлен на нравственное воспитание через театральную деятельность...

Образовательный проект "Будущее начинается сегодня"

Проект направлен на  создание инновационной  модели развивающей образовательной среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образован...

Проект "Доброта начинается с детства"

Проект "Доброта начинается с детства"(среднесрочный, познавательный, творческий)Первый этап. Целеполагание. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адрес...

Проект «ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С КОЛЕСА»

Познавательно-творческий воспитательско-детско-родительский проект по ознакомлению детей с историей возникновения транспорта...

Проект "Город начинается с семьи"

Проект помогает ребенку лучше знать свой город. В проекте есть конкурсы дляродителей и детей....

Проект «Всё начинается с семечка» Экологический образовательный проект с детьми в дошкольных организациях.

Цель:  Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-      Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;-...