Проект "Эрьзя - скульптор мира"
проект (подготовительная группа) на тему

Исаева Флора Вялиулловна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С.Д.Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Степан Эрьзя – скульптор мира»

 Вид проекта: краткосрочный

по типу: познавательно-развивающий

Объект исследования — жизнь и творчество С. Эрьзи.

Предмет исследования — творчество С. Эрьзи как важнейший аспект культуры мордовского народа

Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

                                                                                 Ты - чародей резца

                                                                                 Ты - славный сын земли

                                                                                 Ты - лучший из эрзян

                                                                                 Я признаюсь в любви

                                                                                 Воспел людей Земли.

                                                                                 Воспел ты свой народ.

                                                                                 И в камне - ты резцом

                                                                                Свой возвеличил род

                                                                                 Мордовию свою

                                                                                 Прославил на весь мир!

                                                                                 На Родину твою

                                                                                 Пришелся славы пир!

                                                                                                /Д. Надькин./

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, его  достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.

           Родители имеют недостаточно знаний жизни и творчестве известного скульптора Степана Эрьзи, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, родители и дети не владеют информацией о музее, где собраны его работы. Не имея достаточного количества знаний о достопримечательностях и великих людях, прославивших Мордовию, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

   Следовательно, данная проблема является актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии.

Искусство является основой художественного развития ребенка, важным средством его эстетического воспитания. Искусство окружает ребенка с момента рождения и вводит в мир через систему художественных образов. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. 

Новизна проекта заключается в том, что ознакомление с творчеством С. Эрьзи будет осуществляться через проектную деятельность. Это позволит дополнить традиционную систему работы с детьми по данному направлению.

Цель проекта: Патриотическое воспитание подрастающего поколения; использование богатейшего культурного наследия музея им. С.Д.Эрьзя в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре родного города.

Задачи

-  знакомство с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи; со средствами выразительности, используемыми в скульптуре.

- создание условий для восприятия сведений об историческом прошлом изучение истории музея С.Эрьзя , культуры родного края.

- приобщение детей к нравственным и духовным ценностям.

 обеспечение социальной адаптации дошкольников путем введения их в культурную традицию родного края.

-  привитие  любви  к родному краю, народному искусству, труду;

-  развитие стремления изучать историю родного края, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти своих предков.

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, уважения и восхищения художественным мастерством великого скульптора.

Гипотеза:

Реализация проекта способствует накоплению  знаний об историческом и культурном наследии народов Республики Мордовия, проявлению интереса к искусству, к обычаям и традициям своего народа.  Дети будут знать имена тех, кто прославил свой город.

Ожидаемый  результат.

Знакомство с творчеством всемирно известного скульптора позволит более глубоко познать вид изобразительного искусства скульптуру и развить художественные способности детей, расширение представления об образе человека - великого скульптора Степана Эрьзи , проявляние творческой активности в познании окружающего мира.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования, среди которых выделяются следующие:

  • определение проблемы, выдвижение гипотезы их решения,
  • оформление конечных результатов, анализ полученных данных,
  • подведение итогов,
  • выводы,
  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • социологический опрос, интервьюирование,
  • работа со средствами массовой информации, с литературой.

Словесные: беседа, чтение стихов, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением скульптур С.Эрьзи, демонстрация презентаций.

Практические:  Экскурсии, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и викторины.


 Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

 I этап – подготовительный, включает в себя:

  • Изучение методической литературы.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор игр и оборудования .
  • Создание  условий  для изобразительной  и продуктивной деятельности
  • Анкетирование родителей  «Представления о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи».
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи.

II этап – основной, включает в себя:

  • Тематический план работы по ознакомлению детей логопедической группы с жизнью и творчеством мордовского скульптора С.Д.Эрьзи.
  • Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
  • Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
  • Экскурсии 

III этап. Заключительный :

  • Презентация проекта.
  • Папка передвижка  «Экскурсия по выставке работ – фотографий С.Эрьзи».
  • Выставка детских работ и работ родителей.

Перспективный план

Содержание работы

Срок

Участники

Практический выход

«Это интересно» - Биографические моменты из детства скульптора.

Инсценировка

29 января

Воспитатель, дети

Приложение1

Приложение2

Школьные годы Степана

30 января

Воспитатель, дети

Трудовая жизнь скульптора

1 февраля

Воспитатель, дети

Знакомство с основным материалом для его работ - породы дерева – квебрахо, альгарробо.

2 февраля

Воспитатель, дети

Рассматривание скульптур : Женская фигура 

Изображение «Эрзянки»

Портрет«Моисея»

 Сказочные образы

6 февраля

Воспитатель, дети

Экскурсия в музей д/сада

Познакомить со средствами вы-

разительности, используемыми в скульптурах « Тоска», «Горе», «Радость», «Мечты»,

«Спокойствие», «Каприз», «Скорбь»,«Сон», «Ужас».

8 февраля

Воспитатель, дети

Экскурсия в музей д/сада. Презентация

Лепка фигур детьми.

Работы родителей

29.01.-09.02.

Воспитатель, дети, родители

Чтение и заучивание стихов об Эрьзе и его работах

29.01.-09.02.

Воспитатель, логопед, родители, дети

Приложение3

Папки передвижки «Экскурсия по выставке работ – фотографий С.Эрьзи», «Краткие биографические данные», Рубрика «Это интересно»

29.01.-09.02.

Воспитатель

Приложение 4

Показ открытого занятия для родителей «Путешествие по творчеству С.Эрьзи»

Май

Воспитатель, родители

Конспект занятия с презентацией

Приложение5

Задание родителям «Отгадай кроссворд», викторину «Здравствуйте, Эрьзя»

8 февраля

Воспитатель, родители

Кроссворд «Нефедов», викторина «Здравствуйте, Эрьзя»

Приложение 6

Экскурсия «Где можно увидеть скульптуры С.Д. Эрьзи».

По выбору родителей

Воспитатель, родители, дети

Поездка в Музей изобразитель-

ных искусств имени С.Д. Эрьзи.

Достигнутые результаты

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о жизни скульптора. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей.

Дети проявляют желание сделать поделки из пластилина и глины собственными руками, лепка как один из видов изобразительного творчества позволил дошкольникам постигать азы художественного мастерства создавать с помощью пластилина или глины объемные фигурки. Детям доставляет радость узнавания реального в художественном образе.

В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился на 28 %,
  • анализ результатов навыков и умений по лепке показал: среднее развитие у 78% детей, выше среднего у 22% детей,
  • повысился уровень художественно– эстетического вкуса детей группы.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • смогли реализовать свои творческие способности.

Необходимо  нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности, поведения и опыта.

Проектная деятельность базируется, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми (участие в инсценировках, беседы по слайдам презентации, быть активными собеседниками на занятиях по изучению жизни и творчества скульптора С.Д. Нефедова, заучивание стихов), а с другой — на постоянно расширяющихся самостоятельных действиях ребенка (собственных пробах, поиске, выборе темы по  лепке, желании рассматривать изображения скульптур)

        

Теоретическая значимость

         Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает

процесс знакомства детей дошкольного возраста с творчеством выдающегося мордовского скульптора С.Д. Эрьзи. Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефедова, раскрывая одну из ярчайших страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры.  

В своем творчестве Эрьзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, оставаясь при этом сыном своего народа, неуловимыми нитями связанным с родной землей, ее природой, с ее вековыми традициями в области народного творчества. В данном проекте представлен анализ выразительных средств одного из видов изобразительного искусства скульптуры, приводятся факты биографии мордовского скульптора. Вопросы изучения истории родного края, в том числе людей, внесших вклад в развитие родного края,  являлись предметом изучения многих известных ученых историков. Теме феномена Эрьзи в мировой культуре посвящено множество научных работ и монографий известных ученых, таких как Кончин Е., Баранова М. Н., Дорфман Н. А., Блинов В. А., Воронина Н., Клюева И. и др.

Практическая  значимость

Основным показателем эффективности данного проекта является формирование познавательного интереса детей к искусству, творческой активности, бережного отношения к памятникам культуры, понимания роли искусства в жизни общества, т. е. духовное развитие воспитанников. Главное - воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.  Практическая деятельность ребенка направлена отражением, доступным для его возраста художественными средствами, своего видения окружающего мира.

Реализация данного проекта не только повысит профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысит Интерес  родителей к искусству, к труду художников, стремление к поиску все новых и новых проявлений искусства в жизни.

А дети в свою очередь, узнают биографию Степана Эрьзи, художника большого таланта и поразительного трудолюбия,  познакомятся со скульптурными  произведениями признанного мастера. Проведенная работа поможет детям и родителям увидеть необычную выставку работ знаменитого скульптора. Экскурсии в музеи, посещение выставок, просмотр экспозиций Совместная работа с музеями оказывает неоспоримую помощь в приобщении детей и взрослых к истории и культуре родного города, края.

Познавательная значимость

Содержание проекта, ее познавательный характер, определяет тесную связь восприятия произведений искусства, окружающей действительности, детских работ и практической художественной действительности.

Познавательное значение проекта проявляется в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни конкретных людей  и дает обширные знания об их творчестве. Дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Приобщая ребенка к искусству, рассматривая скульптурные образы С.Эрьзи формируются представления о многообразии народов, можно подвести дошкольников к пониманию того, что наряду с многообразием представлений народов о красоте, определенной разными условиями жизни, существуют и общечеловеческие ценности.



Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о жизни и творчестве мордовского скульптора С.Д.Эрьзи интересны детям и взрослым. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Список использованных материалов :

  1. Баранова М. Эрьзя. Альбом (второе издание). Саранск, 1989
  2. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995
  3. Осянина Н. « Десять путешествий скульптора Эрьзи».Саранск,2008
  4. Журнал «Дошкольное воспитание»  № 06/2011

Интернет-ресурсы:

  • http://www.argentina,mid.ru/RUS/SobreArgentina/4.html
  • http://www.erzya.info/
  • http://www.erzia-muzeum.ru
  • http://www.megabook.ru/
  • http://www.piplz.ru/page-id-105
  •  http://referat-lib.ru/view/referat-art/105/104711.htm

Приложения

  1. Рубрика «Это интересно»
  2. Текст инсценировки
  3. Стихи
  4. Папка передвижка «Биографические данные»
  5. Конспект занятия с презентацией
  6. Кроссворд и викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план кружка "Юный скульптор"

Цель кружка: Учить детей пользоваться стекой, доской, соленым тестом, формочкой. Учить детей нетрадиционным методам в своих работах. Учить делить большой кусок на несколько маленьких кусочков. Развива...

Совместный экологический проект с родителями на тему: « ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР?»

Совместный экологический проект с родителями на тему:« ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР?» Информационно – практико – ориентированный, творческий проект.Возраст участников проекта – старшая группа.Продолжительность...

Юный скульптор

Образовательная программа по лепке для детей 6-7 лет рассчитанная на один учебный год...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по рассматриванию памятника Петру I работы скульптора Фальконе.

Конспект познавательного занятия по развитию речи, направленного на воспитание интереса к памятникам города и развитию любознательности у старших дошкольников....

Знакомство с трудом скульптора и лепка Куклы

НОД по изодеятельности по лепке, знакомство с профессией скульптора...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Юный скульптор»

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так,...

Занятие по познавательному развитию "Вулканы - скульпторы Земли?"

Может быть полезно для педагогов старших и подготовительных групп....