Программа по формированию социальных компетенций через проектно - исследовательскую деятельность "Я гражданин села"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Нецветаева Альбина

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного дошкольного образования, иными словами, детский сад - это не местоподготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми, в том числе приобретать необходимые навыки и умения. Одним из способов решения этой проблемы является метод проектов применяемый в воспитательно-образовательном процессе нашего ДОО. Учитывая механизмы социализации дошкольника, обеспечивая необходимые условия для развития гражданственности, патриотизма,  создавая единую развивающую образовательную среду, в ДОО была разработана программа "Я гражданин села"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Я гражданин села"100.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Чумлякский детский сад»

641020 с. Чумляк ул. Комсомольская д.15 Курганская область, Щучанский район.

                             тел.: 8(352 44)36537                      E – mail: dietskiisad.chumliakskii@mail.ru 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ

«Чумлякский ДС»

__________________

Г.В. Перескокова

                                                                                                              от»___»________2016г. № _____

ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

« Я ГРАЖДАНИН СЕЛА»

Чумляк

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….4
  2. Цели и задачи Программы………………………………………………………………….5
  3. Социально значимые компетенции……………………………………………….…..6
  4. Основные принципы и подходы воспитательно-образовательной деятельности……………………………………………………………………………………….6
  5. Методические и организационные принципы построения

Программы………………………………………………………………………………………….7

  1. 1 блок – проект «Мой дом, моя семья»
  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….9
  2. План реализации проекта……………….………………………………………11
  3. Методическое обеспечение проекта…………………………………….14
  4. Список литературы…………………………………………………………………..15
  1. 2 блок – проект «Мой детский сад»
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………16
  2. План реализации проекта……………………………………………………….18
  3. Методическое обеспечение проекта…………………………………….22
  4. Список литературы………………………………………………………………….23
  1. 3 блок – проект «Мое село родное»
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………24
  2. План реализации проекта……………………………………………………….26
  3. Методическое обеспечение проекта…………………………………….31
  4. Список литературы………………………………………………………………….32
  1. Литература и источники……………………………………………………………………34
  2. Приложение………………………………………………………………………………………38

Пояснительная записка

        Дошкольный возраст является важным этапом в развитии целенаправленного поведения, познавательной деятельности и социального ориентирования ребенка. Также происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением.

      Образование детей дошкольного возраста на современном этапе строится в соответствии с новой парадигмой - компетентностной, согласно которой основной целью образования становится формирование ключевых компетентностей дошкольников:

  • Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  • Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;
  • Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  • Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

*[Компетенции – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешную социализацию, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений, навыков, входят также мотивационная и эмоционально – волевая сферы].

       Развитие социальных компетенций важный и необходимый этап социализации ребенка в общественную жизнь и общественные отношения.

Изучив литературу по данной тематики (О.В. Солодянкина, С.А. Лебедева, О.А. Шварцмана,  С.В. Никитина и др.), было сформулировано понятие «социальная компетентность» относительно детей дошкольного возраста.

Итак, социальная компетентность дошкольника – это приобретаемые им компетенции: познавательные, коммуникативные, физические, гражданские, ценностно – смысловые, социально – бытовые, информационные, необходимые для вхождения в общество, умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели,

осуществлять исследовательскую, познавательную деятельность.

Благодаря этому формируется социальный опыт и социальная зрелость, раскрываются скрытые потенциальные возможности ребенка.

    Одним из условий социального становления ребенка, формирования у него социальных компетенций является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, изобразительная деятельность, труд, общение, организованная через многообразие форм и методов работы, в том числе и метода проектно – исследовательской  деятельности.

    Общая тенденция развития современного мира таковы, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии, как стиль жизни современного человека.

     Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного дошкольного образования, иными словами,  детский сад - это не место подготовки будущих взрослых, а место, де ребенка учат жить в окружающем мире, общаться с другими людьми, в том числе приобретать необходимые знания, умения и навыки. Одним из способов решения этой проблемы и является метод проектов применяемый в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.

* [«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями (Л.А. Каменщикова)].

     Учитывая механизмы социализации дошкольника, обеспечивая необходимые условия, создавая единую развивающую образовательную среду, в ДОУ была разработана программа по формированию социальных компетенций через проектно – исследовательскую деятельность

«Я гражданин села» (далее Программа).

Цель: создание условий для формирования социальной компетентности, социального развития личности, социальной адаптации в современных условиях.

Задачи:

Для педагогов

  • Определить место проектной и исследовательской деятельности в воспитательно – образовательном процессе ДОУ.
  • Активизировать работу педагогов с социальными партнерами ДОУ по направлению деятельности данной Программы.

  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей  

      в  вопросах  исследовательской и проектной работы ДОУ.

  • Отслеживание динамики развития социальных компетенций путем мониторинга.

Для детей

  • Формирование ценностного отношения к своему «Я».
  • Формирование социально – гражданской позиции дошкольника (чувства гордости за свою семью, детский сад, село, край, страну), создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации (наиболее полного использования своих возможностей и способностей).
  • Знакомить дошкольников с историческим прошлым своего села, страны, народа, его обычаями, традициями.
  • Содействовать овладению навыками исследовательской и проектной деятельности, совместно с социальными партнерами ДОУ, родителями.
  • Способствовать профессиональному определению.

Социально значимые компетенции, которыми должны обладать воспитанники ДОУ в результате освоения данной Программы:

  • Ощущение себя частью  человеческого сообщества и способности к дружелюбному взаимодействию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих, ментальных способностей;
  • Осознание своих способностей, интересов и мотивов поведения и руководство ими в жизненных ситуациях;
  • Обладание исследовательскими знаниями, умениями, навыками и творческими способностями, позволяющими воспитаннику наиболее полно реализовать себя в разнообразных социальных отношениях;
  • Способность к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации;
  •  Обладание стойкой гражданкой позиции как: Я – патриот, гражданин своего села, края, страны.
  • Знание народных обычаев, обрядов, умение их соблюдать, поддерживать, уважать традиции своей страны и других народов.

Основные принципы и подходы воспитательно – образовательной деятельности по Программе:

      Программа имеет свою специфику, это скорее программа воспитания, чем обучения. Она направлена на развитие личности ребенка.

  • *[Ориентированность на социокультурную ситуацию развития каждого ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, ценности, мнения и способы их выражения;
  • Позитивная социализация ребенка, направленная на создание предпосылок к полноценной деятельности в современном мире;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых на основе партнерского общения;
  • Активность, инициативность и самостоятельность ребенка, предоставление возможности выбора разных видов деятельности;
  • Возрастная адекватность содержания, форм и методов обучения с учетом интересов и мотивов детей;
  • Открытость во взаимодействии с семьей (исследовательские работы, творческие проекты, создание буклетов, газет, тематические досуги и др.)]
  • Сетевое взаимодействие с социальными партнерами ДОУ (краеведческий сельский музей, сельская библиотека, школа, ФАП, ОАО АПО «Муза», сельский Дом культуры, поисковый отряд «Ярополк»)
  • Организация развивающей предметно – пространственной среды сменяемыми материалами, стимулирующие активность ребенка в освоении норм, правил и способов поведения в различных социальных ситуациях.

Методические и организационные принципы построения Программы:

  • Весь материал Программы гибко распределен в течение года, месяца, дня. Содержание Программы реализуется как через непосредственно образовательную деятельность (НОД), так и в режимных моментах.  Поэтому работа по Программе может осуществляться  до обеда или  во второй половине дня.
  • Программа реализуется в части образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, которая учитывает особенности и интересы детей, и запросы родителей (законных представителей).
  • Тематические планы воспитателей и специалистов (музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, педагога – психолога) должны быть скоординированы таким образом, чтобы последовательно планировать определенные темы, избегая повторов.
  • Важной особенностью данной Программы является тесная связь с

реальной жизнью ребенка с его социально эмоциональным опытом.

     необходимо использовать самые разные ситуации, возникающие

     в процессе взаимодействия детей с целью обогащения программного    

     содержания и развития социальной компетентности ребенка.

  • Работа по Программе может быть результативной только в том случае, если родители (законные представители) являются активными участниками и  помощниками. Действия педагогов и родителей (законных представителей) должны быть согласованными. Важно чтобы родители (законные представители) хорошо знали и понимали основные цели и содержание Программы, осознали значение социально – личностного развития для жизни ребенка в обществе.
  • Программа «Я гражданин села» состоит из 3-х  проектов:
  • «Мой дом, моя семья»;
  • «Мой детский сад»;
  • «Мое село родное»

           Все проекты Программы долгосрочные, реализуются в течение  

           учебного года,  в трех возрастных группах (средняя, старшая,

           подготовительная).

Основными формами и методами реализации Программы являются:

  • Моделирование социальных обучающих игровых ситуаций;
  • Проектирование;
  • Исследования, экспериментирование;
  • Общение и рефлексия (беседы, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, коллективная и индивидуальная творческая деятельность, просмотр мультимедийных материалов , мультфильмов, фильмов).

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

      С целью контроля реализации программы, ее эффективности, проводится мониторинг достижения воспитанниками социальной

компетентности (Приложение №1).

Анализ итогов мониторинга осуществляется на Методических советах и заседаниях Творческой  группы педагогов ДОУ.

     Содержание Программы представлено в виде 3-х блоков – проектов с пояснительной запиской и плана реализации проектов, списком литературы и приложениями.

1 блок – проект «Мой дом, моя семья»

Пояснительная записка

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л. Толстой

    Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого он является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально – нравственного облика и позиции ребенка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, понимании, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

     Вот почему проблема семейных ценностей, возрождения семейных традиций, становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии, формировании социально - нравственных компетентностей  ребенка.

      Цель: создать условия через различные виды и формы деятельности, для формирования в ребенке таких понятий как «семья и Я в этой семье». Повысить роль семейных ценностей в социальном становлении личности ребенка.

      Задачи:

  • Дать детям углубленные понятия о семье, родственных отношениях;
  • Формирование представлений о социальной роли каждого члена семьи;
  • Развивать чувство любви и гордости за свою семью, чувство уважения к своим родным;
  • Воспитывать у детей желание проявлять сострадание, внимание к родным и близким;
  • Формировать первоначальные представления о родословной;
  • Способствовать активному вовлечению родителей и социальных партнеров ДОУ в совместную проектно – исследовательскую, творческую, игровую деятельность с ребенком.

Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.

Тип проекта: комплексный (т.е. смешанный по предметно – содержательному наполнению, ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В. Фуряевой)* 

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Особенности проекта:

  • Опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
  • Доступность материала для детей дошкольного возраста;
  • Максимальная включенность родителей и социальных партнеров ДОУ.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • Недостаток общения родителей со своими детьми, вследствие чего недостаточность знаний у дошкольников о своей семье.
  • Разобщенность между семьей и детским садом.

Предполагаемые результаты:

  • Дети больше узнают о своей семье, о членах семьи, традициях.
  • Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений;
  • Активизируется работа и желание заниматься исследовательской, творческой работой, у родителей, педагогов,  детей.
  • Совместная деятельность детского сада и семьи укрепит взаимоотношения и взаимопонимание.

Все формы и направления в реализации данного проекта представлены в виде ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ (таблица №1)


Таблица №1

План работы по реализации проекта «Мой дом, моя семья»

Формы работы

Задачи

Место проведения

Участники

Сентябрь 4 неделя

Анкетирование

«Моя семья»

выявить через опрос интересы, традиции, обычаи семьи, готовность родителей к сотрудничеству.

Групповые комнаты

Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы

Октябрь 2 неделя

- Беседа – исследование «Для чего нужна семья?»

(презентация)

- Сюжетно – ролевая игра «Семья»

-познакомить детей в соответствующей возрасту форме с такими понятиями как «семья», для чего человеку нужна семья.

- развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.

- воспитывать через игру чувство любви и гордости за свою семью, чувство уважения к родителям, бабушкам, дедушкам

- развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий.

Музыкальный зал

(мультимедийная аппаратура)

Групповые комнаты (игровой уголок «Дом»)

Воспитатели

Воспитанники средней, старшей, подготовительной группы

Ноябрь 2-4 неделя

Исследовательская работа «Загляни-ка в бабушкин сундук. Семейные реликвии»

24 ноября выставка – рассказ о самой старинной вещи в доме «Семейные реликвии».

- дать понятие, что такое «семейные реликвии».

- развивать чувство гордости за свою семью, родителей, родственников.

- дать возможность детям почувствовать связь со старшим поколением, через исследования внутри семьи, по поиску самой «главной» вещи в доме, семье, роду.

- формировать первоначальные представления о родословной.

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Домашнее задание

Музыкальный зал

(мультимедийная аппаратура)

Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ (сельская библиотека, сельский Дом культуры)

Декабрь 3 неделя

- Беседа «Семейно-бытовые обряды. Народный праздник – Новый год».

- Фотопрезентация «Как в семье новый год встречают»

- Участие в новогодних утренниках

- познакомить детей с семейно-бытовыми обрядами существовавшие на Руси.

- расширять представления детей об истории возникновения праздника «Новый год»

- воспитывать уважение к традициям русского народа.

- показать красоту и размах празднования нового года,  рождества.

- способствовать активному вовлечению родителей и детей  к участию в фотовыставке, и на новогодних утренниках.

Изостудия (мультимедийная аппаратура, картины)

Домашнее задание

Музыкальный зал

Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели.

Февраль 1 неделя

- Беседа с психологом «Психологический климат в семье»

- создание условий для формирования у родителей представлений о значимости семьи и семейных отношений для саморазвития и самореализации личности.

- содействовать просвещению родителей и детей в вопросах охранения психологического здоровья и рол семьи в жизни человека.

Музыкальный зал

Родители, педагоги.

Март 2-3 неделя

- Исследовательская работа «Генеалогическое древо моей семьи»

- Экскурсия – беседа «Человек без роду – что дерево, без корней»

Цель: составить родословное древо семьи.

Задачи: изучить методику составления генеалогического древа; провести опрос своих родственников и собрать необходимую информацию; проанализировать совместно с детьми жизненный путь представителей своего рода; систематизировать и оформить с помощью воспитателей генеалогическое древо своей семьи.

- пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям;

- сформировать положительное отношение к понятию «родственные связи»

Домашнее задание под руководством воспитателя

Сельская библиотека

Родители, педагоги,

воспитанники

Клыгина С.В. заведующий сельской библиотекой, педагоги, воспитанники

Апрель 4 неделя

- Конкурс рисунков «Мой дом, мой воскресный день».

- привлечь родителей и детей ДОУ к совместному творческому процессу;

 - укрепление сотрудничества с семьей в вопросах развития и воспитания дошкольников;

- укреплять навыки совместного времяпровождения родителей с детьми.

Фойе первого этажа детского сада

Педагоги, родители, воспитанники

Май 1, 3 неделя

- Мониторинг

Праздник «15 мая – День семьи»

-заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей.

- подведение итогов работы над проектом «Мой дом. Моя семья»

- награждение самых активных семей.

- презентация исследовательских работ

Групповые комнаты

Музыкальный зал

Педагоги групп, старший воспитатель

Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ


Методическое обеспечение проекта.

  1. Опросный лист анкеты «Мой семья»
  2. Справка анализа анкет
  3. Беседа (презентация) «Для чего нужна семья»
  4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»
  5. Исторический экскурс в историю праздника 24 ноября – День матери (презентация)
  6. Положение о проведении выставки «Загляни-ка в бабушкин сундук»
  7. Пример исследовательской работы «Семейные реликвии», выполнила семья Нецветаевых
  8. Беседа «Семейно – бытовые обряды «Народный праздник – Новый год»
  9. Положение о проведении исследовательской работы «Как в семье новый год встречают»
  10. Беседа «Психологический климат в семье» (разговор с психологом)
  11. Положение о проведении исследовательской работы «Человек без роду – что дерево, без корней. Генеалогическое древо моей семьи».
  12. Положение о конкурсе рисунков «Мой дом. Мой воскресный день»
  13. Мониторинг сформированности у воспитанников семейных компетентностей.
  14.  Сценарий праздника «День семьи – 15 мая» (подведение итогов годовой работы по проекту «Мой дом, моя семья»).

Список литературы

  1. Атемаскина.Ю. Формирование положительного образа родного дома//Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – с.75
  2. Георгиевский В.А., Шитникова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 160с. Ил.
  3. Гончарова Е., Дмитриева Д. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас.//Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с.102.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие.  М.: ТЦ Сфера, 2012 - 128с.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера.М.: 2005.
  6. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи//Управление в ДОУ. - №5. – 2008. – с.8.
  7. Евдокимова Е.С., Додокина Н. Семейный театр в детском саду//Дошкольное воспитание. - №4. – 2007.
  8. Закутина Л. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – с.117.
  9. Зверева О.Х., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М.: ТЦ Сфера. – 2005.
  10. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи или практика работы с семьями. Псков, 2004.
  11. Козлова А.В. Работа с семьей. М.: ТЦ Сфера,2004.
  12. Колентьева О. Коленулина С. Праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001.
  13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка //Единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1985. – с.27.
  14. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры//Дошкольное воспитание. - №10.- 2006. – с.15.
  15. Матейчик З. Родители и дети.  М., 1992.
  16.  Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2001 – 128с.
  17. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство Скрипторий2003, 2008. – 72с.
  18. Ожерельева Л., Ковалева Л. День матери // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – с.115.
  19. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Методическое пособие под ред. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
  20. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – с.37.
  21. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линия – Пресс, 2007.
  22. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов // Сост. Цветкова Т.В. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
  23. Тарасова И.В. Занятие родительского клуба «Беседка» // Воспитатель ДОУ. - №2. – 2010. – с.84.
  24. Штапакова В., Маненькова Н., Илюхина Н.Организация и проведение викторин, конкурсов, турниров в детском саду // Ребенок в детском саду. - №1. – 2013. – с.16

2 блок – проект «Мой детский сад»

Пояснительная записка

       С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды.

     На основании многолетних исследований известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к родным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

      Детский сад – это второй «дом» для детей. Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а порой оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России, и только потом, жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к дальнему.

      В настоящее время семья переживает не лучшие времена. В погоне за материальным благополучием родители все меньше уделяют внимание детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад в том числе.

     Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и создавать, отдавать, заботиться о близких с детства, быть внимательными друг другу, сострадать, помогать.

Цель: формирование у детей представления о детском саде, как общем доме для детей, об особенностях работы детского сада, о его помещениях.

Задачи:

  • Создать благоприятную атмосферу в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, что ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
  • Показать значимость и необходимость каждой профессии сотрудников ДОУ;
  • Воспитывать уважение, проявлять заботу к сотрудникам детского сада и их труду;
  • Вызвать желание заботиться о своей группе, украшать к праздникам, изготавливать подарки;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта:   воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.

Тип проекта: комплексный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Особенности проекта:

  • Опора на личный опыт детей, полученный ими за время пребывания в детском саду;
  • Доступность материала для детей дошкольного возраста;
  • Максимальная включенность родителей и социальных партнеров и оказание им практической  помощи в работе по ознакомлению детей с деятельностью детского сада.

Предполагаемый результат:

  • Воспитанники  должны знать и называть название детского сада, улицу, группы, помещения детского сада и их назначение;
  • Уметь выполнять посильные трудовые обязанности в детском саду и нести  ответственность за их выполнение;
  • Испытывать уважение к труду сотрудников и к самим сотрудникам детского сада;
  • Испытывать привязанность, чувство уважения, сопричастности к детскому саду.

Все формы и направления работы  в реализации данного проекта, представлены в виде ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ (таблица №2)

   


Таблица №2

План работы по реализации проекта «Мой детский сад»

Формы работы

Задачи

Место проведения

Участники

Сентябрь 1, 3 неделя

- Праздник «День рождения группы»

- Создание стенда «Наша группа»

- День воспитателя и дошкольного работника 27 сентября

- познакомить детей и родителей с группами в игровой, праздничной форме;

- совместно с родителями и социальными партнерами обсудить план совместной работы;

- совместная работа ко Дню воспитателя: подготовить поздравления и открытки

Групповые комнаты

Музыкальный зал

(мультимедийная аппаратура)

Воспитатели, социальные партнеры, родители, воспитанники ДС

Октябрь  1, 3 неделя

- Социальная акция «Открытка доброты»

1 октября «День пожилого человека»

- совместное творчество: СДК+СБ+ДОУ – мастерим открытку доброты.

 - подарить открытки ветеранам педагогического труда, своим бабушкам, дедушкам.

- воспитывать сострадание, уважение к старшему поколению.

Изостудия

Улицы села

Воспитатели, социальные партнеры, родители, воспитанники ДС

Ноябрь 2,3 неделя

- Беседы – экскурсии по детскому саду «Мир профессий в ДС»

- Сюжетно – ролевая игра «Я – воспитатель»

- познакомить  с такими видами профессий: воспитатель, помощник воспитателя, заведующий, методист)

-дать понятие специфики каждой профессии, показать значимость и необходимость каждой профессии в ДС

- воспитывать уважительное отношение к труду сотрудников работающих с детьми

- научить детей сотрудничать, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга.

Помещения детского сада (групповые комнаты, спальни, служебные помещения, буфетные, кабинет заведующего, методический кабинет)

Воспитатели, воспитанники, сотрудники ДС

Декабрь1,2  неделя

- Альбом «Фотолетопись группы»

- Конкурс «Лучшее украшение групп к Новому году»

- развивать стремление детей и взрослых к взаимопониманию в совместной творческой деятельности о созданию альбома;

- пробуждать у детей чувство сопричастности к своей группе, осознания своего статуса в ней;

- формировать представление о традициях своей группы;

- активизация инициативы творчества, выдумки, фантазии воспитанников, родителей, воспитателя;

- обмен педагогическим опытом среди воспитателей и родителей по созданию новогодней предметной познавательной среды в группах.

Групповые комнаты

Воспитанники, воспитатели, родители, социальные партнеры.

Февраль   2  неделя

- Исследовательская работа «Рыцари, кто они?»

(презентация)

- Оформление тематического стенда к 23 февраля «Наши рыцари»

- узнать, что означает слово «рыцарь». Как появились рыцари. Главные заповеди рыцарства;

- Воспитывать чувство сострадания, уважения, терпения к ближнему;

Способствовать формированию у детей представления о рыцарстве в наши дни.

- активизировать инициативу творчества, выдумки, фантазии;

- воспитание патриотизма и чувства товарищества, гордости за свою малую родину, страну.

Групповые комнаты, раздевалка

Воспитанники ДС, воспитатели, родители, отряд «Ярополк»

Март  1.3    неделя

 - Исследовательская работа «Кто придумал 8 марта и зачем?»

(презентация)

- Оформление тематического стенда «Наши принцессы»

- Познакомить с историей создания праздника 8 марта и День Матери. В чем различие этих праздников;

- Изготовление подарков для мам, бабушек, девочек, воспитателям.

- Подбор материала и оформление стенда мальчиками и папами;

- активизировать инициативу творчества, выдумки, фантазии.

Групповые комнаты, раздевалка.

Воспитанники ДС, воспитатели, родители, социальные партнеры.

Апрель      неделя

-  Беседы – экскурсии по детскому саду «Мир профессий в ДС»

- Проект «Землянам чистую планету - операция «Зеленый патруль»

- познакомить  с такими видами профессий: повар, помощник повара, дворник, медсестра.

-дать понятие специфики каждой профессии, показать значимость и необходимость каждой профессии в ДС

- воспитывать уважительное отношение к труду сотрудников работающих с детьми

- научить детей сотрудничать, договариваться между собой, слышать и слушать друг друга.

- уборка территории ДС «Патруль чистоты и порядка»;

- приучать детей к чистоте и порядку, вызывая желание трудиться в коллективе, уважать труд людей и свой собственный;

- воспитывать чувство прекрасного и удовлетворение от сделанного.  

Помещения детского сада (кухонный блок, медицинский блок, территория детского сада)

Территория детского сада, групповые участки.

( инвентарь для уборки)

Воспитанники ДС, воспитатели, специалисты ДС.

Май 1, 3 неделя

- Мониторинг

- Выпускной в группах

--заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей

- Подведение итогов годовой работы над проектом «Мой детский сад»

- Выставка – презентация лучших работ

- Награждение

Групповые комнаты

Музыкальный зал

Воспитатели групп, старший воспитатель

Родители и воспитанники средней, старшей, подготовительной группы, воспитатели, социальные партнеры ДОУ


Методическое обеспечение проекта

  1. Сценарии «День рождения группы»
  2. Беседы о профессиях сотрудников детского сада.
  3. Положение о конкурсе «Лучшее украшение групп к Новому году
  4. Паспорт к альбому «»Фотолетопись группы»
  5. Примеры открыток о Дню пожилого человека» для изготовления с детьми.
  6. Материал по дню пожилого человека.
  7. Сюжетно – ролевая игра «Я воспитатель»
  8. Материал к проведению исследовательской работы «Рыцари, кто они?»
  9. Материал к проведению исследовательской работы «Кто придумал 8 марта?»
  10. Проект «Землянам чистую планету – операция «Зеленый патруль».

Список литературы

  1. Бабаева Т. О социально – экономическом развитии//Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.13
  2. Георгиевский В.А.,  Шитикова Л.И. Проведение праздников. – М.: Просвещение, 1983. – 160с. Ил.
  3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  4. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРК ТИ, 2004.
  5. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  6. Иванова Н. Мастерская Деда Мороза // Дошкольное воспитание . - №1. – 2007. – С.128
  7. Костюченко М. Экспериментируем. - №8. – 2006. – С.27
  8. Кичурова В., Моисеева О. Мой любимый детский сад // Дошкольное воспитание. - №4. – 2007
  9. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1998
  10. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.22
  11. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.82
  12. Программа развития  творческого воображения детей дошкольного возраста с использованием сказки и народной игрушки «Сказочный мир: материалы из опыта региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ / Должикова Р.А., Тютюева И.А. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. – 76с.
  13. Степанцова Г. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007
  14. Чекменева Н. Благоустраиваем детский сад // Ребенок в детском саду. - №3. – 2006. – С.79
  15. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007
  16. ИНТЕРНЕТ источники:
  • Pandia.ru>text/78/054/9846.php
  • infourok.ru  
  • nsortal.ru
  • maam.ru
  • pedportal.net
  • dohcolonoc.ru
  • kopilkaurokov.ru и др.

 

3 блок – проект «Мое село родное»

Пояснительная записка

      Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.

     В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это любовь к местам, где родился, гордость за свою семью, народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство Родины.

      Почему мы работаем над этой темой? В чем ее актуальность?

  Перед ДОУ государство ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию: уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям своего народа.

 

Цель: формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером, присущим ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными календарными праздниками.

Задачи:

  • пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов живущих в нашем селе;
  • развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
  • формировать чувство уважения и симпатии к людям, их культуре и традициям;
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному селу, вызвать желание познать его через чувство удивления, восхищения природой, родным домом, профессией родных, местными достопримечательностями;
  • организовать сотрудничество с социальными партнерами ДОУ, родителями воспитанников;
  • привлечь родителей к участию в реализации проекта. Приобщить родителей к сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания.

Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной групп, педагоги, специалисты ДОУ, родители (законные представители), социальные партнеры ДОУ.

Тип проекта: комплексный

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Особенности проекта:

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье и детском коллективе;
  • доступность материала для детей дошкольного возраста;
  • максимальная включенность родителей и социальных партнеров ДОУ.

Предполагаемые результаты:

  • обретение ребенком смысловой картины представлений об истории, культурной жизни предков;
  • активизация представлений о русском жилище, предметах быта, фольклоре, традициях, о  нелегком труде сельского труженика – хлебороба;
  • активизация и систематизация краеведческих знаний у родителей;
  • осмысление ребенком слова «патриотизм». Отражение в художественно – творческой, проектно – исследовательской деятельности темы любви к малой Родине;
  • активное участие родителей и социальных партнеров в жизни ДОУ.

Все формы и направления работы в реализации данного проекта, представлены в виде плана реализации.(таблица №3)


Таблица №3

План работы по реализации проекта «Мое село, родное»

   Весь год с сентября по май воспитанники, воспитатели, родители вместе с социальными партнерами ДОУ работают над созданием альбома «Богатство земли Зауральской – моя малая родина село Чумляк».

1 раздел – «Почетные, талантливые и знаменитые» ( о людях села – поэты, художники, творческие люди)

2 раздел – Достопримечательности села (старинные дома, история села, растительность, животный мир)

3 раздел – «Где жить, тем и слыть – хлеборобы, гордость села»

Формы работы

Задачи

Место проведения

Участники

Сентябрь   1, 2  неделя

Посиделки

«Народный календарь «Семен Летопроводец»

Экскурсия в поле «Богатство земли Матушки» (уборка урожая)

-познакомить детей с «Народным календарем» и одним из славянских праздников «Семен Летопроводец»

-обыграть вместе с детьми обряды знаменующие приближение осени.

- дать представление о народных традициях, связанных с земледелием.

- познакомить с трудом  хлеборобов.

-сравнить, как раньше люди убирали хлеб, и как в настоящее время. Что изменилось, а что осталось прежним.

Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба»

(медиаппаратура)

поле

Воспитанники, воспитатели, библиотека (соц. партнер)

ОАО АПО «Муза», воспитанники, воспитатели.

Октябрь 3,4 недели

ЛЭПбук «Мука – волшебница»

Исследовательская работа «Как из колоска хлеб вырос»

-с помощью воспитателя и родителей изготовить ЛЭПбук. Рассказать что это такое и для чего он необходим.

-собрать материал по теме и распределить в ЛЭПбуке по кармашкам.

- формирование у дошкольников и педагогов представления об исследовательской деятельности, как одном из эффективных способов познания.

- Путем опроса специалистов и родителей узнать, как из колоса образуется мука и какая она бывает.

- Выяснить какие хлебобулочные изделия готовятся из муки.

- научиться замешивать тесто и испечь каравай

Групповые комнаты

Экскурсии в краеведческий музей (жернов, серп), в ОАО АПО «Муза» на зернохранилище.

ОАО АПО «Муза», краеведческий музей, воспитанники, воспитатели, родители.

Ноябрь    2   неделя

- Участие на День села. (ежегодно)

 -Благотворительная ярмарка - выставка детских поделок.

Тематическая выставка в фойе ДОУ «Главный хлебороб России Т.С. Мальцев.

- Выбрать группу детей для участия на празднике

Отрепетировать песню, стихи, танец

- Отобрать на благотворительную ярмарку поделки детей и родителей

- формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему

- развитие таких качеств как, сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность

- подготовить вместе с родителями и детьми материал о Т.С.Мальцеве для тематической выставки.

-воспитывать любовь к родному краю, к труду хлебороба, к земле.

Сельский Дом культуры

Фойе ДОУ (все группы)

Воспитанники, воспитатели, социальные партнеры, родители.

Воспитанники, воспитатели, родители

Декабрь 3 неделя

Литературные встречи «У камина»

Посиделки, театрализация. «Народный календарь «Коляда», «Святки»

- пригласить местных поэтов и поэтесс для встречи с детьми

-познакомить с их творчеством, красотой стиха

-Привить через творчество поэтов любовь и уважение к людям села, любовь к родине.

 

- Продолжить знакомство с Народным календарем и праздниками «Коляда», «Святки».

- Обыграть с детьми обряды, посвященные этим праздникам.

Групповая комната в старшей группе.

Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба»

Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры, родители.

Воспитанники, воспитатели, сельская библиотека.

Февраль 1 3 неделя

Экскурсия в сельскую библиотеку «Почетные и знаменитые граждане села. Герои труда».

Гулянье. «Народный календарь. Масленица пришла»

- познакомить с почетными знаменитыми и творческими людьми, живущими в с. Чумляк

Рассказать об увлечениях этих людей, и чем они прославились

- развитие чувства гордости за достижения родного села, уважения к историческому прошлому села.

- воспитывать творческое начало, чувство прекрасного

Воспитывать любовь к труду сельского труженика

- продолжить знакомство с Народным календарем

- показать широту и красоту традиций русского народа в праздновании «Масленицы»

Сельская библиотека

Музыкальный зал, территория дет. сада

Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры.

Воспитанники, воспитатели, родители, соц. партнеры.

Март 2-3 неделя

Экскурсия в краеведческий музей «Мир глазами наших предков»

Посиделки. Народный календарь «Пасха»

- формирование любви к культурному наследию своего народа

- воспитание любви и уважения к национальным особенностям, народов живущим в России, в селе

- развитие интереса к русским традициям и промыслам

- продолжить знакомство с Народным календарем. Православный праздник «Пасха». Традиции и обычаи.

- формировать у детей потребность совершать добрые дела и поступки.

- развитие качества сострадания, сочувствия.

Краеведческий музей

с. Чумляк

Музыкальный зал. Мини музей «Русская изба»

Воспитанники,  воспитатели, соц. партнеры.

Апрель 4 неделя

Экскурсия по селу «Старинное село, в котором мы живем…»

Конкурс рисунков «От зернышка до хлебушка»

-формирование у детей чувства любви к своему краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям

- закрепить и расширять знания о родном крае, углублять знания об историческом прошлом села Чумляк

-приобретение детьми социального опыта

- закрепить знания детей о том, каким трудом достается хлеб

-вместе с детьми, виртуально, пройти весь путь от зернышка до хлеба на столе.

- формировать у детей чувство прекрасного, сопричастности к окружающему.

Улицы села.

Групповые комнаты

Воспитанники, воспитатели, соц. партнеры.

Май 1-3 неделя

Мониторинг

Цикл традиционных мероприятий к 9 мая.

  • Акция «Георгиевская ленточка»

  • Шествие «Бессмертный полк»
  • Участники концерта 

«9 мая»

Фольклорные посиделки «О русском  каравае или о чем поет самовар»

-заполнение карт сформированности у детей социальных компетентностей

- формирование у детей таких понятий как: честь, подвиг, достоинство, доблесть, Победа

-формировать у детей готовность трудиться на благо Родины и защищать ее, гордиться тем, что мы живем в России

-формировать потребность совершать добрые , честные поступки

-развитие таких качеств как сострадание, сочувствие

-воспитывать чувство гордости и уважение к нашим героическим предкам, чтить память о них

- подвести итоги на отчетном мероприятии по реализации проекта «Мое село, родное»

-организовать выставки поделок и исследовательских работ

-награждение активных и творческих детей и родителей.

Групповые комнаты

Сельский Дом культуры

Музыкальный зал.

Воспитанники, воспитатели,

 социальные партнеры, родители.


Методическое обеспечение проекта.

  1. Народный календарь
  2. Картотека стихов о селе, крае, людях.
  3. Иллюстративный материал (о хлебе, ВОВ, и др.)
  4. Сценарии выступлений детей на Дне села («Вот он, хлебушко душистый», «А на заборе, сидит петух».
  5. Тематическая папка «Главный хлебороб России – Т.С. Мальцев»
  6. Тематическая папка «Людьми, гордиться наше село»
  7. Сборники стихов местных поэтесс (Циулина Э.А., Фиалко В.В.)
  8. Картины местных художников
  9. Экскурсия – беседа по селу «Старинное село, в котором мы живем»
  10. Сертификаты детей об участии в акции «Георгиевская ленточка», и шествия «Бессмертный полк»
  11. Сценарии праздника 9 мая
  12. Сценарии фольклорных посиделок:
  • «Семен Летопроводец»
  • «Коляда», «Святки»
  • «Масленица»
  • «Пасха»
  • «О русском каравае или о чем поет самовар»

Список литературы

  1. Ахметзянова С.Э. Пришел июнь – разноцвет – отбоя от работы нет//Воспитатель ДОУ-№5-2008-С.43-45
  2. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России/Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.54
  3. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: - М.: Просвещение, 1983. – 160с.:ил.
  4. Гладышева Л.В. Нива жизни Терентия Мальцева. – Изд-во Москва «Советская Россия» - 1986г.
  5. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – Мозаика Синтез. – М.: 2008г.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
  7. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции//Дошкольное воспитание - №1. – 2006. – С.17.
  8. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание маленького североморца – большого гражданина России//Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.118
  9. История земли Курганской.//В.В. Пундани, М.П. Вохменцев, В.Д. Пузанов и др. – ГУНО Курганской области. – Изд-во «Зауралье». – Курган. – 1997г.
  10. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна /авт. сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№2 . – Волгоград: Учитель, 2005. – 111с.
  11. Календарные и народные праздники в детском саду. Осень – зима./авт.сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№1. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83с.
  12. Кинякина Т.И. Долгими зимними вечерами. Посиделки//Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.85-87.
  13. Колератова Н., Грибова Л.О. О гражданском воспитании дошкольников//Дошкольное воспитание. - №5. – 2006. – С.3.
  14. Корчагинская С. Воспитываем патриотов//Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.27.
  15. Князева О. Приобщение детей к истокам народной культуры, 2005г.
  16. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры//Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.15.
  17. Краснова Г.В. Особенности родного края// Воспитатель ДОУ. - №5. -2008. – С.28-29.
  18. Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа, 2005г.
  19. Михалкова М.А. Детские праздники. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240с.:ил.
  20. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград, 2009.
  21. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.:ил.
  22. Поштарева Т., Можаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей//Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.28.
  23. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края/Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н. – изд-во: Учитель, 2015.
  24. Сопраненко Л. Федотова С.В. В родном краю// Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С. 116.
  25. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.41.
  26. Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.113.
  27. Чубенко Н. Ребенок в мире профессий // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.124.
  28. Шарковская И. «Пошла коляда с конца во конец» // Ребенок в детском саду. - №6. – 2006. – С.67.
  29. Шинарева Л., Белыгина А. – Земля – кормилица наша. // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.31.
  30. Янович Г.В. Фольклорный праздник в школе: Учебно- методическое пособие: Ч.4/ИПК ПРО Курганская область, Курган, 2003.

Источники:

  • Методические пособия
  1. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 80с.
  2. Белая, К.Ю. Организация проектной деятельности в ДОУ / К.Ю. Белая, М. Р. Мурзина, Н. В. Теселкина. – М.: Перспектива, 2013. – 103 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 64с.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет.-М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 80с.
  5.  Георгиевский В.А., Шитникова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.- 160с. ил.
  6. Гладышева Л.В. Нива жизни Терентия Семеновича Мальцева. – Изд-во Москва «Советская Россия». – 1986г.
  7. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
  8. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРК ТИ, 2004г.
  9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, изд-во «ТЦ Сфера», 2005г.
  10. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  11. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду – Мозаика-Синтез. – М.:2008г.
  12. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Изд-во Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
  13. История земли Курганской /В.В. Пудани, М.П. Вохменцев, В.Д. Пузанов и др. – ГУНО Курганской области. – Изд-во «Зауралье», Курган, 1997г.
  14. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна/авт.сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№2. – Волгоград: Учитель,2005. – 111с.
  15. Календарные и народные праздники в детском саду. Осень-зима/авт.-сост. Г.А. Лапшина. – Вып.№1. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83с.
  16. Князева О. Приобщение детей к истокам народной культуры, 2005г.
  17. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи или практика работы с  семьями. Псков, 2004г.
  18. Козлова А.В. Работа с семьей: ТЦ Сфера», 2004г.
  19. Колентьева О., Коленулина С. Праздники в детском саду. М.: Просвещение, 2001г.
  20. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / единство в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье. М.: Просвещение, 1985. – С.27.
  21. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 33 с.
  22. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1998г.
  23. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80с.
  24. Куликова С.Ю. Детям о традициях и праздниках русского народа, 2005г.
  25. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-8 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128с.
  26. Матейчик З. Родители и дети. Москва, 1992г.
  27. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128с.
  28. Михалкова М.А. Детские праздники. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240с.:ил.
  29. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. – Волгоград, 2009г.
  30. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 72с.
  31. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224с:ил.
  32. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края/Тимофеева Л.О., Волохова Н.Н. Изд-во: учитель, 2015г.
  33. Программа развития творческого воображения детей дошкольного возраста с использованием сказки и народной игрушки «Сказочный мир: материалы из опыта региональной инновационной площадки ГАОУ ДПО ИРОСТ / Должикова Р.А., Тютюева И.А. Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016. – 76с.
  34. Программа по формированию социальной компетентности для ДОУ «Становление» / авт.сост. Б.А. Куган, З.Г. Фролова: ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2012. – 80с.
  35. Соловьева Е.В. Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет: методическое пособие для воспитателей / Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. – М.: Просвещение, 2015. – 72с.: ил.
  36. Социальное партнерство детского сада с родителями. Сборник материалов / сост. Цветкова Т.В. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 123с.
  37. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: Линия-Пресс, 2007г.
  38. Янович Г.В. Фольклорный праздник в школе: Учебно-методическое пособие: Ч.4 / ИПК ПРО Курганская область, Курган, 2003г.
  • Периодические издания
  1. Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.5
  2. Ахметзянова С.Э. Пришел июнь – разноцвет – отбоя от работы нет // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.43-45
  3. Бабаева Т. О социально – экономическом развитии // Дошкольное воспитание. - №6. – 3006. – С.13
  4. Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.54
  5. Гончарова Е. Дмитриева Д. Фотолетопись жизни маленького человека: для него, для меня, для нас // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – с.102
  6. Евдокимова Е.С. Управление взаимодействием детского сада и семьи // Управление в ДОУ. - №5. – 2008. – С.8
  7. Евдокимова Е.С. Додокина Н. Семейный театр в детском саду //Дошкольное воспитание . - №4. – 2007г.
  8. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции // Дошкольное воспитание - №1. – 2006. – С.17.
  9. Евтушенко С. Веселова Л. Воспитание маленького североморца – большого гражданина России // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.118
  10. Закутина Л. Зимняя прогулка // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.117
  11. Иванова Н. Мастерская Деда Мороза // Дошкольное воспитание. - №1. – 2007. – С.128.
  12. Краснова Г.В. Особенности родного края // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С.28-29.
  13. Кичурова В., Моисеева О. Мой любимый детский сад // Дошкольное воспитание. - №4. – 2007г.
  14. Кинякина Т.И. Долгими зимними вечерами. Посиделки // Воспитатель ДОУ. - №5. – 2008. – С. 85-87.
  15. Колератова Н., Грибова Л.О. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - №5. – 2006. – С.3
  16. Корчагинская С. Воспитываем патриотов // Дошкольное воспитание. - №6. – 2006. – С.27
  17. Круглова Н. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С15.
  18. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С22
  19. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. - №10. – 2006. – С.82
  20. Ожерельева Л.,Ковалева Л. День Матери // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.115
  21. Поштарева Т., Можаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности детей // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.28
  22. Ривина Е. Родословная в детском саду: история и образ семьи // Дошкольное воспитание. - №12. – 2007. – С.37
  23. Сопраненко Л. Федотова С.В. В родном краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.116
  24. Степанцова Г. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. - №6. – 2000г.
  25. Тарасова И.В. Занятие родительского клуба «Беседка» // Воспитатель ДОУ. – №2. – 2010. – С.84
  26. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника // Дошкольное воспитание. - №8. – 2006. – С.41
  27. Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Дошкольное воспитание. - №8. – 2007. – С.113
  28. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007.
  29. Чубенко Н. Ребенок в мире профессий // Дошкольное воспитание. - №11. – 2007. – С.124
  30.  Шарковская И. «Пошла коляда с конца во конец» // Ребенок в детском саду. - №6. – 2006 – С.67
  31. Шинарева Л., Белыгина А. Земля – кормилица наша // Дошкольное воспитание. - №6. – 2007. – С.31
  32. Штапакова В., Маненькова Н., Илюхина Н. Организация и проведение викторин, конкурсов, турниров в детском саду // Ребенок в детском саду. - №1. – 2013. – С.16

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - проект...

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

"Формирование экологической культуры дошкольников через проектно- исследовательскую деятельность( выступление за круглым столом в МРИО)

Метод проектов качественно влияет на повышение профессионального личностного потенциала, реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного проце...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...

Формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно-исследовательское обучение является развивающей, личностно-ориентированной технологией. Посредством исследовательской деятельности  у детей формируются умения и навыки в сохранении ...