"Сохраним реки Мордовии и их обитателей"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Пьянзина Н.В.

Цель: Познакомить с крупными реками Мордовии, и  их  значением для окружающего мира в жизни животных и людей.

Задачи: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. 

 Воспитывать любовь и интерес ,где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с крупными реками Мордовии, и  их  значением для окружающего мира в жизни животных и людей.

Развивающие: Развивать эмоциональную сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь. Учить элементарным мыслительным операциям.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес ,где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе.

Предварительная работа:

рассматривание карты, рассматривание картинок различных водоемов и их обитателей, беседа о значении рек  и других водоёмов в природном мире и жизни человека.

Демонстрационный материал и оборудование: карта Мордовии, картинки: широкой и узкой рек, бобра, водоплавающих птиц, белой кувшинки; рисунки с изображением реки и памятки «Правил поведения на природе».

Методические приёмы: аудиозапись «Журчание рек»,  физкультминутка  «Речка», беседа, наблюдение, дидактические игры «Назови обитателей и место обитания»,

артикуляционная гимнастика под музыку на звук [Р]    

        Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в очень красивой республике. Как она называется?

Дети: Мордовия.

Воспитатель: Правильно. Природа нашего края красива и разнообразна. Посмотрите на карту нашей республики. На ней присутствует много цветов. Как вы думаете, что они обозначают?

Дети: Зелёный – лес, бежевый – поля, синий – реки и озёра.

Воспитатель: Вы правы. Без этого разнообразия наш край выглядел бы тускло и скучно. И нам с вами было бы не интересно если бы не было лесов, полей, рек и озёр. Попробуйте отгадать мою загадку:

  Летом бежит, 

  Зимой спит. 

  Весна настала — 

  Опять побежала. 

Дети: Река.

Артикуляционная гимнастика под музыку на звук [Р] .  

Воспитатель: А какие реки нашей республики вы знаете? (Ответы детей). Многие из вас знают самые крупные реки, рядом с которыми поселились первые мордовские племена. Какие это реки?

Дети: Мокша и Сура.

Воспитатель: Конечно. Но кроме этих рек есть ещё и другие реки, помельче. Кто подскажет как они называются?

(Ответы детей: Саранка, Сивинь, Исса).  

 Ребята, реки имеют очень большое значение для всего живого. Это не только красота природы. Для чего же ещё нужны реки? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Реки – это ещё и среда обитания различных животных, рыб, растений и насекомых. Крупные животные в реках не живут, но приходят к ним в поисках пищи и воды. Какие рыбы обитают в реках нашего края?

Дети: Карпы, караси, щуки.

Воспитатель: Правильно. Из животных вблизи рек обитают выдры, бобры. Также многие птицы любят селиться недалеко от рек. Какие?Дети: Цапли, утки, гуси.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра« Назови обитателя и место обитания»

Воспитатель: Люди тоже любят проводить свой отдых на берегу реки. Почему, как вы думаете?

Дети: Можно ловить рыбу, в жару в реке можно искупаться.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Но, отдыхая, человек иногда наносит вред рекам и их обитателям. Подумайте и скажите какой?

 Дети: Кидает мусор в воду и на берегу.

 Воспитатель: А что случится, если люди будут кидать мусор  реки?

  Дети: Все обитатели погибнут.

  Воспитатель: Правильно.  А что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

  Дети: Убирать мусор за собой,  не кидать мусор в воду.

 Воспитатель: Конечно. Возможно, некоторые из вас во время отдыха у реки видели предупреждающие знаки. Они призывают людей к тому, чтобы они бережно относились к природе. Посмотрите на эти знаки и объясните, что, по вашему мнению, они означают. ( Рассматривание картинок с правилами поведения в природе). Ребята, давайте мы представим с вами, что находимся на берегу речки и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Речка»                                        

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 ( Выполняются движения по тексту).

Воспитатель: Ребята, скажите ,что нового вы для себя узнали сегодня?

 Какие малые реки есть в Мордовии? Кто обитает в реках Мордовии?

Молодцы ребята !   За ваши хорошую работу ,я приготовила вам памятки «Правила поведения на природе».Предлагаю вместе с родителями дома их рассмотреть пусть они тоже вспомнят, как нужно вести себя на природе ,чтобы в наших речках всегда жили рыбы и другие обитатели родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озера и реки Мордовии.

Краткое описание озер и рек Мордовии. Презентация....

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе на тему: «Сохраним реки Мордовии и их обитателей».

Расширить понятия об окружающем мире.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.Познакомить с крупными реками Мордовии, их историческом и современном значении в жизни людей.Расширить и актив...

Река Днепр и ее обитатели

Река протекающая в трех странах...

Река Кубань и её обитатели

Река Кубань и её обитатели...

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе "Сохраним реки и озера Мордовии и их обитателей".

Данное занятие помогает расширить понятия об окружающем мире. Формируется понятие о возникновении реки и ее истоками. Дети знакомятся с крупными реками и озерами, их историческом и современном значени...

Конспект занятия «Река Уря и ее обитатели» для детей старшей логопедической группы.

Развитие элементарных естественнонаучных представлений о речных обитателях реки Ури Канского района....

Конспект НООД в подготовительной к школе группе «Реки Мордовии (Инсар)»

Цели:- дать представление о значении воды в жизни человека;- формировать навыки экологической культуры;Задачи:- формировать экологические знания о проблемах реки Инсар;-формировать умения предвид...