Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе "Сохраним реки и озера Мордовии и их обитателей".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА КИСТАЙКИНА

Данное занятие помогает расширить понятия об окружающем мире. Формируется понятие о возникновении реки и ее истоками. Дети знакомятся с крупными реками и озерами, их историческом и современном значении в жизни людей.Воспитывает бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе «Сохраним реки Мордовии и их обитателей»

Программное содержание.

• Расширить понятия об окружающем мире.

• Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.

• Познакомить с крупными реками Мордовии, их историческом и современном значении в жизни людей.

• Расширить и активизировать словарь детей.

• Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа.

Рассматривание карты, рассматривание картинок различных водоемов и их обитателей, беседа о значении рек и других водоёмов в природном мире и жизни человека.

Материал к занятию.

Карта Мордовии, картинки: широкой и узкой рек, бобра, выхухоли, водоплавающих птиц, белой кувшинки, водяного ореха (чилим, рогоза; рисунки с изображением реки и правил поведения возле нее; простые карандаши, акварельные краски, белые листы бумаги формата А4.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в очень красивой республике. Как она называется?

Дети: Мордовия.

Воспитатель: Правильно. Природа нашего края красива и разнообразна. Посмотрите на карту нашей республики. На ней присутствует много цветов. Как вы думаете, что они обозначают?

Дети: Зелёный – лес, бежевый – поля, синий – реки и озёра.

Воспитатель: Вы правы. Без этого разнообразия наш край выглядел бы тускло и скучно. И нам с вами было бы не интересно, если бы не было лесов, полей, рек и озёр. Попробуйте отгадать мою загадку: из неё льётся, в неё льётся, сама по земле вьётся.

Дети: Река.

Воспитатель: Правильно! А какие реки нашей республики вы знаете? (Ответы детей). Многие из вас знают самые крупные реки, рядом с которыми поселились первые мордовские племена. Какие это реки?

Дети: Мокша и Сура.

Воспитатель: Конечно. Но кроме этих рек есть ещё и другие реки, помельче. По равнинам и лесам несут свои воды мордовские реки: Мокша с притоками Исса, Сивинь, Вад и Сура с притоками Алатырь, Инсар, Рудня. Реки и озера Мордовии очень прозрачны и чисты. Все реки Мордовии относятся к бассейну великой реки Волги.

На территории Мордовии много озер. Самое знаменитое озеро, жемчужина Мордовии- Инерка. В переводе с эрзянского- «великое озеро». Его ширина достигает 200 метров, протяжность – около 3 километров, Наибольшая глубина составляет 11 метров.

  Давайте сыграем в игру «Я назову реку и озеро, а ты найди её на карте». (Проводится дидактическая игра).

Ребята, реки имеют очень большое значение для всего живого. Это не только красота природы. Для чего же ещё нужны реки? (Рассуждения детей).

Воспитатель: Реки – это ещё и среда обитания различных животных, рыб, растений и насекомых. Крупные животные в реках не живут, но приходят к ним в поисках пищи и воды. Какие рыбы оби-ают в реках нашего края?

Дети: Карпы, караси, щуки.

Воспитатель: Правильно. В водоемах Мордовии плещется рыба: карп, карась, лещ, щука, красноперка, пескарь, окунь, ротан и др. виды. Из животных вблизи рек обитают выдры, бобры, выхухоли. Также многие птицы любят селиться недалеко от рек. Какие?

Дети: Цапли, утки, гуси.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Посмотри на картинку и назови обитателя». (Проводится игра).

Люди тоже любят проводить свой отдых на берегу реки. Почему, как вы думаете?

Дети: Можно ловить рыбу, в жару в реке можно искупаться.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Давайте покажем как свободно дышится рядом с прохладной рекой. (Дыхательная гимнастика «Дышим прохладой»).

Но, отдыхая, человек иногда наносит вред рекам и их обитателям. Подумайте и скажите какой?

Дети: Кидает мусор в воду и на берегу. Жжёт костры, вырубает деревья рядом с рекой и т. д.

Воспитатель: А что случится, если люди вырубят все деревья вдоль рек?

Дети: Реки высохнут.

Воспитатель: Правильно. И тогда погибнут многие растения и животные. А что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

Дети: Убирать мусор за собой, не вырубать деревья, не кидать мусор в воду.

Воспитатель: Конечно. Возможно, некоторые из вас во время отдыха у реки видели предупреждающие знаки. Они призывают людей к тому, чтобы они бережно относились к природе. Посмотрите на эти знаки и объясните, что, по вашему мнению, они означают. (Рассматривание картинок с правилами поведения в природе). Ребята, давайте мы представим с вами, что находимся на берегу речки и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Речка».

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

(Выполняются движения по тексту).

Воспитатель: Ребята, пройдите на свои места. Там вы видите листы бумаги и краски. Давайте нарисуем предупреждающие знаки и сделаем выставку для наших родителей. Пусть они тоже ещё раз вспомнят как нужно обращаться с природой.

Дети на память рисуют предупреждающие знаки под запись журчания реки.

В конце занятия готовится выставка работ в приёмном помещении группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по природному миру (подготовительная к школе группа)

Данный конспект содержит опыты, которые позволяют расширить знания детей о живой и неживой природе, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях...

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе "Пожар в лесу"

Обобщить представления детей об экосистеме- лес.Развивать умение устанавливать в заимосвязи в экосистемах. Развивать речь. закрепить знания о правилах поведения в лесу.  Прививать любовь к природ...

Конспект занятия по природному миру в подготовительной группе на тему: «Сохраним реки Мордовии и их обитателей».

Расширить понятия об окружающем мире.Формировать понятия о возникновении реки, ее истоках.Познакомить с крупными реками Мордовии, их историческом и современном значении в жизни людей.Расширить и актив...

Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе «Хвойные деревья»

Цель: познакомить детей с представителями хвойных деревьев нашего леса.Образовательные задачи:Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные при...

Конспект НОД по природному миру в подготовительной группе

Конспект занятия соответствующий ФГОС...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие по городам Мордовии»

Ознакомление детей с именами знаменитых земляков, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования искусства, спорта....