Формирование этнического мировоззрения у детей дошкольного возраста через праздничную культуру.
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Галкина Ольга Николаевна

ознакомлению детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского и хакасского народов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование этнического мировоззрения у детей дошкольного возраста через праздничную культуру.

                              Никто не может стать сыном своего народа,                  

если он не проникается теми основными чувствами,

      какими живёт народная душа.

В.В. Зеньковский

        В своей работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского и хакасского народов, я рассматриваю на материале праздничной культуры, то есть знакомлю детей с традициями русских и хакасских народных праздников, опираясь на программу Соловьёва Е.В. «Наследие», которая посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания современного ребёнка дошкольного возраста.

        Приобщение детей к традициям, истории, культуре Отечества позволяет решать следующие воспитательные о образовательные задач:

1. Формировать нравственные ценности и идеалы с опорой на святоотеческие традиции.  

2. Формировать уважение к культуре своей страны, воспитывать чувство законной гордости предками.

        3. Формировать представление о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях её культурных традиций.

        4. Способствовать своевременной и гармоничной социализации ребёнка.

        Почему я обратилась именно к праздникам? Праздник – это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Праздник имеет для ребёнка особое значение.

        Ушинский К.Д. отмечал: «… Праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, взрослых…» Он подчёркивал: «… ребёнок считал свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника! …»

        Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном образовательном учреждении, я преследовала конкретную цель – приобщить наших воспитанников к истокам русской и хакасской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

        Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний я изначально отвела детскому фольклорному празднику. Старалась создавать у детей радостное настроение, эмоциональный подъём и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).        

        Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, оформлении зала, группы и других помещений дошкольного учреждения. Это способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского и хакасского народов.

        Я считаю, что ребёнка дошкольного возраста обязательно следует приобщить к праздничной культуре.

        Мною были выделены следующие виды праздников:

Народные и календарные русские праздники:

Народные и фольклорные – Масленица, Осенины (21 сентября);

Государственно-гражданские – Новый год, День Защитника Отечества, День Победы, День России, День Знаний;

Международные – День защиты детей, Международные женский день 8 Марта;

Православные – Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Крещение;

Бытовые и семейные – дни рождения детей, выпуск детей в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

Народные и календарные хакасские праздники:

Чыл пазы – праздник начала года. Связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается как праздник Нового года. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.

Таан-той – праздник прилета первых птиц – галок. Связан с молениями небесным божествам. Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определёнными качествами и функциями.

Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвящённый благополучию посева, чтобы червь не губил зерно.

Тун-пайрам – скотоводческий праздник. Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства. После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости).

Уртун-той – праздник урожая. Устраивается осенью, после жатвы. Посвящён духу – хозяину пашни в благодарность за полученный урожай.

Айран солындзы – праздник последнего айрана. Проводится по окончании заготовки дров на зиму, как правило, 1 октября. Посвящён проводам «умирающей природы»

3 июля – День Республики Хакасия.

При проведении праздников дети не только получают эмоциональный подъём и радостное настроение. Празднуя День Защитника Отечества и День Победы, в детях воспитывается чувство патриотизма, уважение к воинам. Эти праздники воспевают отвагу, выносливость, героизм народа, победившего смертельного врага.

День России и День Республики Хакасия воспитывает в детях чувство патриотизма, знакомит с национальными костюмами, танцами, песнями, играми.

Осенины и Уртун-той – праздник урожая.

Праздники отмечаются хождением в гости, широким хлебосольством. На Осенины собирают лук, женщины встречают осень у воды. Чествование первого снопа хлеба, собранных яблок, овощей. Эти праздники знакомят детей с осенними народными приметами, песнями, хороводами, играми.

Масленица и Чыл Пазы.

Побуждают детей радоваться пробуждению природы, петь весенние песни, исполнять пляски, приводить нужные поговорки, выполнять обряды.

Пасха. Светлый день.

Расширяет представления детей об истории религии. Воспитывает общечеловеческие нравственные качества на основе заповедей христианства. Знакомит с духовными произведениями литературы и музыки, игровым и песенным фольклором.

    При организации детских праздников я стараюсь соблюдать принципы, характерные для русского и хакасского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаю особенно важным, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия является значимыми явлениями духовной культуры народа. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребёнка.

    Таким образом, приобщая детей к истокам русской и хакасской народной праздничной культуры, я развиваю личность каждого ребёнка, который позволит расширить социальный и исторический кругозор ребёнка, активно разовьёт его речь, совершенствуя эстетический вкус.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экол...

Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через физическую культуру.

Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой. Очень важно, чтобы человек в процессе такого взаимодействия, с одной стороны, не нанос...

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста"

ВФормирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания ХХI века. Поисково-познавательна...

Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе

Формирование этнического самосознания у детей дошкольного возраста на современном этапе...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...