Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через физическую культуру.
статья по физкультуре

Макаренко Ирина Владимировна
Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой. Очень важно, чтобы человек в процессе такого взаимодействия, с одной стороны, не наносил бы окружающей среде вреда, а, с другой, не подвергался бы опасности со стороны среды обитания. Это обстоятельство и должно быть поставлено в основу формирования системы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                        детский сад № 85 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Фрунзенского района Санкт-Петербурга

192239, Санкт-Петербург, улица Димитрова , дом 4, корпус 2, литер А .                                                     Эл. почта:  sadik_85spb@mail.ru .Телефон/факс: 361-03-10

Текст выступления инструктора по физической культуре Макаренко И.В.

на педагогическом совете №3:

«Формирование системы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОСДОУ»

на тему: Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через физическую культуру.

2018 г.


Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой.

Очень важно, чтобы человек в процессе такого взаимодействия, с одной стороны, не наносил бы окружающей среде вреда, а, с другой, не подвергался бы опасности со стороны среды обитания. Это обстоятельство и должно быть поставлено в основу формирования системы экологического воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Что касается занятий физической культурой в дошкольном учреждении, то окружающая среда оказывается сосредоточенной в спортивном зале или на спортивной площадке. Поэтому считаем полезным отметить все экологически значимые опасности, относящиеся к спортивному залу и спортивной площадке и меры, приводящие к их минимизации.

Конкретизируя, хочу отметить, что непременно перед занятиями проветриваю спортивный зал. Включаю  полностью освещение. Освещенность  нашего зала отвечает нормам  СанПиН 2.4.1.3049-13, и ИОТ-43-2002 Дополнительное проветривание провожу в перерывах между занятиями. Паспорт спортивного зала, включающий периодичность влажной уборки помещения и инвентаря, проветривания, бактерицидной обработки зала кварцевой лампой вывешен в доступном месте.

С другой стороны, проведение занятий физической культуры в игровой форме позволяет расширить понятие экологии до взаимодействия с природой. Экологическое воспитании это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования его богатств, естественных ресурсов.

В дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, экономить воду и т.д.). Вырабатываются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь игра.

Через игры дети успешно усваивают экологические знания, перевоплощаясь в различные образы живой и неживой природы. Например, во время физкультурно-оздоровительных праздников проводим различные эстафеты: «Сбор мусора», «Собери урожай» и т.д. Откуда становится понятно, что нельзя, например, бросать мусор в речку, разрушать птичьи гнезда и т.д. Нужно вешать кормушки, поливать растения и т.д.

Так например, мы разрабатываем сейчас новую игру условное название которой «Мухомор». Эта игра основана на раскрытии привлекательности какого-либо объекта (мухомора) с опасностью, которая с ним связана. В нашем случае мухомор привлекает детей своими размерами и яркой окраской и в то же время представляет опасность из-за своей ядовитости. Раскрытие этой связи и есть цель игры.

Или есть другой вариант подобной игры – он заключается в том, что собака или кошка могут выглядеть добродушными, симпатичными в понимании ребенка. Не зная, что они представляют реальную опасность, ребенок идет на контакт с ними – погладить, приласкать, и подвергается реальной  опасности быть укушенным, поцарапанным или даже быть напуганным.

Эти игры, раскрывают опасность быть подверженным привлекательным впечатлением, скрывающим угрозу жизни и здоровью ребенка.

В заключение следует отметить, что в значительной степени требования, предъявляемые к связи занятий физической культуры с проблемами экологии в значительной степени соблюдаются.

В плане формирования системы экологического воспитания дошкольников при проведении занятий физической культурой требуется и дальше расширять тематику игровых ситуаций как наиболее отвечающей поставленной задаче.

Можно также отметить, что было бы полезно установить в спортзале кондиционеры, закрепить ковровое покрытие для предотвращения детского травматизма во время проведения занятий, уложить на спортивной площадке травмобезопасное покрытие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Формирование этнического мировоззрения у детей дошкольного возраста через праздничную культуру.

ознакомлению детей дошкольного возраста с обычаями и традициями русского и хакасского народов...

Мастер-класс для родителей на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

         Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы с...

Статья "Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО"

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявит...