Методы преобщения детей к культуре родного края и культуре народов ближайшего национального окружения.
материал на тему

           Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре. Это происходит через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Важно дать правильные ориентиры детям в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_preobshcheniya.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Методы приобщения детей к культуре родного края и                                         культуре народов ближайшего национального окружения»
          Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями. Многонациональность нашей земли – это сила и гордость нашего государства. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
              В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов России. Это – башкиры, русские, татары, чуваши и другие. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности  бы он не был, каждый является представителем своего мира, традиции, культуры. И они должны иметь представление о культуре, быте другого народа, доступное их возрасту. А задача другого педагога – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
          Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают и прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или наоборот, испуг.
          Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к этнонациональной культуре. Это происходит через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. Важно дать правильные ориентиры детям в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
        Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
 Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
 Самым важным средством является общение детей разных национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в детском дошкольном учреждении или вне детского сада.
 Очень эффективным средством является организация совместной игровой деятельности детей разных национальностей. В игре ребенок искренне выражает свои чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.
           Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа, его культурные традиции. Чтение художественной литературы помогает детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников. Эффективным средством толерантного воспитания являются праздники и развлечения, в которых участвуют все дети.
        Такие мероприятия позволяют донести до детей то, что в обществе, рядом с ними живут другие «народы-соседи» со своей уникальной и самобытной культурой. Есть надежда, что ребенок, погружаясь в иную культуру, заинтересуется своей культурой. Соответственно своей работой мы воспитываем в детях:
 - культуру общения, а это главный инструмент на пути к толерантному миру, условие гармоничных отношений в обществе. В дальнейшем, ребята будут выстраивать свои отношения с представителями национальностей на более доверительной, доброжелательной, неагрессивной ноте.
  - уважение к другим языкам. Дети придут к осознанию того, что среди их окружения живут люди, говорящие на других языках, а не только на том.  На котором говорят в их семьях. Они перестанут высмеивать непонятные им слова, речь.
  - уважение к другим обычаям, традициям, религии. Дети придут к пониманию поликультурности общества, в котором они живут, и что все культуры равноценны. Людей необходимо принимать такими, какие они есть, не навязывая свою точку зрения, и взаимодействовать с ними на основе согласия и дружбы.
 В формировании толерантности у дошкольников лучше всего опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Для того, чтобы вся работа была в детском саду по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, задействует большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
 Проведение праздников и других массовых форм с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; башкирские народные подвижные игры и народов мира; проведение национальных праздников, таких как «Каз омасе», «Сабантуй», «Сюмбуля байрам», «Масленица» и т.д. в соответствии с народным календарем; игры-занятия, созданное на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимоотношения. Данная работа позволит воспитать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов, нашего многонационального города, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

Литература как средство приобщения детей к культуре родного края

В данной презентации коротко описывается тема: "Художественная литература как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к культуре родного края"...

Использование современны технологий как средство приобщения детей к культуре родного края.

Современные технологии и средства приобщения детей к культуре родного края!В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задач...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАКРОСОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬ...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...