Комплекс мероприятий "Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ День здоровья"
план-конспект занятия на тему

Кузьмина Надежда Игоревна

Задачи:

- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

- Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное  взаимодействие с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zdorovya.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ

День здоровья

Задачи:

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное  взаимодействие с ребёнком.

Психологическое просвещение в ДОУ - это приобщение взрослых (воспитателей, родителей) к психологическим знаниям.

Психологическая некомпетентность не только родителей, но и педагогов ДОУ часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Поэтому педагогу-психологу ДОУ очень важно повысить уровень психологической культуры всех людей, которые работают с детьми. Соответственно, важным объектом внимания психолога детского сада должно стать повышение психологической компетентности педагогов и расширение знаний основ педагогики родителями.

Главная задача педагога-психолога в детском саду - это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив  последствия психологического дискомфорта для ребёнка: — появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; — переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; — проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: - большая наполняемость групп; -  один воспитатель в группе; - неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:

- организацию зоны для психологической разгрузки;- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; - обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

 Для педагогов

Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о здоровье наших детей! И для начала нужно дать определение здоровью и назвать его слагаемые

Признаки,  указывающие на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии: 

    1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

    2. Подавленное  настроение. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

   3.Малыш беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

  4.Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость.

Ребенок чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

    5. Состояние психологического стресса может проявляться в кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок не участвует в играх сверстников, у  него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

     6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

     7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

     8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

     9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психо-эмоционального состояния.

 Уметь управлять своими эмоциями очень важно не только взрослым, но и детям.

Любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом и на физическом уровне.

Упражнение. «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с мамой ребёнка, постоянно нарушающего дисциплину. В беседе с ней вы говорили о воспитании,  Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в саду». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет -  линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Задача родителей -  научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания.  

Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми:

  • сыграйте для ребёнка в какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;
  • накопившуюся злость и гнев можно выразить, в игре (Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.) спойте вместе детскую песенку;
  • проговорите детские считалочки;
  • имитируйте вместе танцы животных (лягушки , других);
  • постройте вместе домик из песка или конструктора;
  • почитайте вместе книжки;                                                  
  • послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;
  • поиграйте в подвижную игру.

 Следующий вид работы, который я хочу вам предложить – это разработать алгоритм  оздоровительных мероприятий в каждой группе, основываясь при этом на режимных моментах и возрастных особенностях детей. Начиная с самого начала рабочего дня и до его окончания.

  • Проветривание и кварцевание
  • Прием детей
  • Утренняя гимнастика
  • Культурно-гигиенические навыки
  • Соблюдение осанки во время приема пищи и на занятиях
  • Физкультурные занятия
  • Музыкальные занятия
  • Прогулка
  • Сон
  • Гимнастика после сна
  • Смена деятельности в течение дня
  • Закаливающие процедуры
  • Индивидуальная и коллективная работа
  • Работа с родителями
  • Оздоровительный час
  • Спортивные досуги и праздники

- Я думаю, что созданный нами алгоритм поможет вам в соблюдении оздоровительных мероприятий в течение дня. Мы можем с вами порекомендовать алгоритм оздоровительных мероприятий в работу педагогического совета.

Ребенок воспитывается тогда, когда он не замечает, что его воспитывают. А если на ребенка все время кричать, мы приучаем ребенка к такой модели поведения. Поэтому в работе с детьми использую всего 3 метода :

1.Личный пример.

2.Убеждения.

3.Вовлекаемость в совместную деятельность.

Для детей и родителей

Беседа: Дети и взрослые стоят в кругу. Ведущий говорит - Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?

Игра «Кто летает?» Дети с ведущим стоят в кругу. Ведущий называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети и взрослые поднимают обе руки вверх и произносят слово “летает” только в том случае, если ведущий назвал действительно летающий предмет. На роль водящего назначаются и дети.

“Два сердитых мальчика”

Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся.

«Кому, что нужно»

Детям и взрослым предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).

« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Детям и взрослым предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.

Игра «От микроба убегай» - дети и взрослые надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

И не моет руки,

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по - порядку»

 

Ритуал прощания

Дети и взрослые благодарят друг друга за совместную игру.

Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого малыша зависят от мудрости воспитателя и родителей, их терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. И какие бы усилия не прилагал педагог - психолог, его усилия не будут эффективными без сотрудничества с педагогами и родителями.