Статья Воспитание этнокультурной толерантности у дошкольников через диалог культур
статья по теме

Митенькина Елена Николаевна

этнокультурное воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitenkina_e.n.statya.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Статья

Воспитание этнокультурной толерантности

у дошкольников через диалог культур

 В настоящее время очень важно  обратить внимание  на  воспитание этнокультурной толерантности  подрастающего поколения.

        Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетентности. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны. Уникальность родной культуры можно понять и прочувствовать через диалог культур. Исследования в области дошкольной педагогики  свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству. Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по-мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству, систематическое изучение народного творчества, разных  культур, усвоение их  взаимосвязи и преемственности со школой, будут способствовать обогащению духовного мира детей,   их  культуры, а так же воспитанию этнокультурной толерантности  у  дошкольников. Знакомство с русской и мордовской культурой, выявление сходства и различия культур двух народов, помогут детям понять особенности каждого этноса. В процессе работы по формированию духовно - нравственно отношения к культурному  наследию  разных народов и чувства сопричастности к ним,  можно использовать следующие формы приобщению детей к этнокультуре и быту:

  • праздничные посиделки;
  • экспозиция работ мордовского художника Ф.В. Сычкова;
  • оформление мини-музея «Русская народная изба»;
  • экскурсии и целевые прогулки по достопримечательностям малой родины,
  • оформление уголка краеведения,
  • продуктивная творческая  деятельность детей.
  • организация утренников, развлечений, посвященных народным праздникам;
  • познавательные беседы;

Знакомство с национальной культурой русского и мордовского народа построено с учетом возрастных  особенностей детей. Главным залогом  успешной работы является  последовательность и системность.

      Дети 3-4 лет знакомятся с элементами мордовского узора, с народными игрушками (птичка-свистулька, матрешка), знакомятся с куклой в национальном костюме,   сравнивают, анализируют,  выделяют особенности цветовой гаммы. Простейшие элементы узора  выкладывают из знакомых геометрических фигур (крест, галочка, ромб, елочка). В средней группе дети  знакомится с техникой изготовления глиняной игрушки, учатся украшать ее простейшими элементами мордовской и русской  культуры. Расширяя интерес дошкольников к народному искусству, можно предложить сравнить

Городецкую, хохломскую деревянную посуду с мордовскими ложками. Знакомство с народным костюмом, его основными элементами:

рубахой, сарафаном, кокошником, способствуют совершенствованию техники создания композиций по мотивам народного орнамента. Это «бутон», «розан», «завиток» по мотивам русского орнамента, «крест с продленными сторонами»,  «восьмиконечная звезда»,  «ступеньки» в мордовской вышивке. Дети учатся сравнивать цветовую гамму и самобытность народного колорита.

   Только человек, не утративший свои корни, сможет понять и принять культуру другого народа, дорожить дружбой, несмотря на различия национальности и языка.

    Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности. В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения.

                                                       

Литература

1.Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. труды / К.А. Абульханова. М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

2. Абушенко, B.JI. Ценностные ориентации / B.JI. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 1199.

3. Абушенко, B.JI. Ценность / B.JI. Абушенко // Всемирная энциклопедия: Философия. М.: ACT; Минск: Харвест: Современный литератор, 2001. С. 1200.

4. Аверинцев, С.С. Символ / С.С. Аверинцев // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 378.

5. Азадовский, М. История русского фольклора / М. Азадовский. М., 1952.

6. Азбука мира: программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста / В. Ашиков и др. // Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С. 15-20.

7. Аксенова, А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук / А.Ю. Аксенова. СПб., 2004.

8. Алиева, A.M. Подготовка студентов педагогического факультета к воспитанию гуманизма у младших школьников в процессе изучения УНТ: автореф. дис. . канд. пед. наук / A.M. Алиева. Майкоп, 2003.

9. Ю.Амосов, Н.М. Страна детства / Н.М. Амосов, Д.Д. Воронцов, Л.А. Никитина. М.: Знание, 1990.

11. П.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1968.

12.  Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.

13.  Князева О.Л. ,Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Статья: "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через привитие любви и уважения к родному городу" (город Мценск)

Формирование основ патриотизма человека начинается еще в дошкольном детстве.В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстни...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурой хакасского народа.

На современном этапе возникла необходимость поиска путей улучшения межнациональных отношений как внутри России, так и за её пределами. Одним из таких путей является формирование у подрастающего поколе...

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольников через продуктивный вид деятельности: тестопластики.

… Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев …   Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...

Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год

Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...