Презентация мастер-класса по теме "Мнемотехника как средство приобщения дошкольников к народной культуре коренных жителей Крайнего Севера"
презентация к уроку (старшая группа) по теме
Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. Для нас такая малая родина – наш район. Коренными жителями Северо-Енисейского района были эвенки. Умение слагать песню - это не только личная талантливость, но и единственно возможный способ общественного диалога. Кочевник-эвенк был вечным странником, оттого в песне передать песню - это был обычай, исключавший случайность. Слово передавалось из уст в уста, с уха на ухо. Этикет предписывал в "песне о песне" описать и автора песни. Это обычай всех кочевых народов мира. Эвенкийская культура в этом случае - не только эвенкийская, но общечеловеческая.
Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее актуальной. В нашем районе катастрофически убывает численность этого малого народа. В век компьютерных технологий наблюдается потеря интереса к собственной истории, к народному творчеству малых народов и народностей. Теряется самобытность, нет наглядного примера для детей, они не знают и не представляют как жили эвенки, чем занимались коренные жители нашего района.
Приобщение детей к культуре народов Крайнего Севера является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
А я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям.
Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: «Использование технологии «МНЕМОТЕХНИКА»
для приобщения дошкольников
к народной культуре
коренных жителей Крайнего Севера».
Воспитатель
Кузина В.П.
МБОУ
«Тейская средняя школа № 3»
Слайд1-6.
Цель: Создание условий для расширения представления у детей
дошкольного возраста о самобытной культуре
народов Крайнего Севера
через использование технологии «мнемотехника».
Задачи:
- Познакомить педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (методом мнемотехники);
- Интегрировано подходить к обучению и развитию детей:
- знакомить детей с этническими особенностями коренного населения нашего района;
- развивать речь детей через совершенствование способности образно мыслить, выстраивать ассоциации;
- развивать художественно-эстетические способности: фантазию, умение входить в образы животных, птиц; изображать их характер, повадки мимикой, пластикой, различными танцевальными движениями;
- развивать коммуникативные и познавательные способности;
- воспитывать толерантное отношение к другим национальностям и народностям; побуждать к эмоциональной отзывчивости.
Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. Для нас такая малая родина – наш район. Коренными жителями Северо-Енисейского района были эвенки. (Поётся песня на эвенкийском языке). Умение слагать песню - это не только личная талантливость, но и единственно возможный способ общественного диалога. Кочевник-эвенк был вечным странником, оттого в песне передать песню - это был обычай, исключавший случайность. Слово передавалось из уст в уста, с уха на ухо. Этикет предписывал в "песне о песне" описать и автора песни. Это обычай всех кочевых народов мира. Эвенкийская культура в этом случае - не только эвенкийская, но общечеловеческая.
Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее актуальной. В нашем районе катастрофически убывает численность этого малого народа. В век компьютерных технологий наблюдается потеря интереса к собственной истории, к народному творчеству малых народов и народностей. Теряется самобытность, нет наглядного примера для детей, они не знают и не представляют как жили эвенки, чем занимались коренные жители нашего района.
Приобщение детей к культуре народов Крайнего Севера является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
А я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям.
Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Слайд 7-8.
При изучении темы «Жилища народов мира» мы с ребятами более подробно остановились на изучении чума эвенков. Построили модели чумов.
Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных – это тоже часть мнемотехники. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым.
( Эвенкийский народ живет в чумах. Чум собирается из 40-50 жердей и имеет коническую форму. Летом чум покрывают парусиной или корой бересты. Зимой – шкурами оленя или лося. Вход завешивается шкурой или грубой материей. Изнутри, у входа - место хозяйственной утвари, рядом место хозяйки. В центре чума расположен очаг. Слева и справа от очага спальные места домочадцев. В чуме народ спит на шкурах, настеленных поверх циновки, сухой травы или подстилки из березовой коры. За очагом - место главы семьи. Высота чума 3-4 метра, диаметр 5-6 метров. Летом низ чума не укрепляют и оставляют открытым для проветривания. Зимой утепляют снаружи слоем снега. На пол чума укладывается слой хвойных веток.)
Слайд 9.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Слайд 10.
Я познакомлю вас с использованием некоторых приёмов мнемотехники для приобщения детей к народной культуре Крайнего Севера.
Слайд11 .
При изучении темы «Животные нашего края» я научила ребят рисовать мнемодорожки. Например, заяц – белый, имеет длинные уши, короткий хвостик, живёт в лесу, боится человека.
Слайд 12.
Можно наоборот, нарисовать мнемодорожку, а детей попросить угадать животное: лиса.
Слайд13.
А теперь, можно попробовать и участникам мастер-класса самим нарисовать мнемодорожку для описания оленя:
«Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга».
Слайд14.
Мнемодорожку дети могут рисовать при разучивании пословиц. Пословицы, поговорки, наставления народов Севера - это отражение нравственных ценностей. Они несут большую эмоциональную нагрузку, тесно связаны с жизнью народа, с уважением к труду, с уважением к старшему поколению. Пословицы эвенкийские :
- В быстрой воде не задержится муть, в молодости — горе.
- Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
- Работящий дрова рубит вечером, а ленивый — утром.
- Болтуна надо бояться так, как боится олень волка.
- Чужая парка — не согрева, чужой дом — не жилище.
Участникам мастер-класса предлагается нарисовать мнемодорожку к одной из пословиц.
Слайд 15.
Посмотрите, как можно, используя анимацию, разучить пословицу: «Болтуна надо бояться так, как боится олень волка». Ребятам очень интересно изображение пословиц в виде анимации и они лучше запоминают содержание.
Слайд 16.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» - сказал К.Д.Ушинский. Это действительно так. Практика моей деятельности показывает, что в качестве эффективного средства при обучении связной речи у дошкольников можно использовать приемы мнемотехники. Так как у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие, и которые они могут использовать при воспроизведении этого явления в рисунке. А рисовать дети могут все и всё.
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Дидактическим материалом в моей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Работа по мнемотаблице строится следующим образом:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Основная задача: научить детей составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы. Это заметно облегчает овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным.
Мнемотаблицы использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению описательных рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов;
- при организации дидактических игр на сравнение («Хорошо-плохо»).
Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи.
Слайд 17-18.
Начинать работу с мнемотаблицами нужно с описания предметов по схеме:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется (какую пользу приносит)?
- за что нравится (не нравится)?
Я с ребятами использовала схему описания для обуви при изучении одежды человека, и конкретно более подробно описывали обувь эвенков - унты, которую сейчас в наше время носят буквально все в холодное зимнее время.
Слайд 19.
Много предметов домашней утвари пришло от коренных жителей Крайнего Севера в наш обиход. И участникам мастер-класса предлагаю описать посуду, широко применяемую эвенками: туесок.
Слайд 20.
Далее можно применять мнемотаблицы при заучивании стихов. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Опора на рисунки для обучения детей заучиванию стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Вот как можно выучить стихотворение «Снегири».
Слайд 21.
Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).
Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Участники мастер-класса рассуждают).
(Поэтапная работа по таблице.)
- Что можно сказать по каждой из картинок?
Варианты ответов:
- Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.
…, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.
…, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.
…, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.
…, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.
…, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.
- Значит осень, какая пора? (Ответы).
- Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Участникам предлагается составить схему описания «Осень – это хорошо…).
Слайд 22.
"Сказок народных не знаешь — в судьбе споткнешься. " Сказка помогает и пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать.
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Предлагаю участникам мастер-класса зарисовать мнемотаблицу по народной ненецкой сказке «Кукушка»:
Слайд 23.
Если, кто-то не смог зарисовать мнемотаблицу по сказке , сможет рассказать её по опорным рисункам.
Слайд 24.
Принцип работы «От простого – к сложному». Необходимо помнить, что занятия должны выстраиваться в последователь-ности : от простого к более сложному. Рекомендуется применять на первом этапе- схемы отдельных предметов, запрещающие знаки и т.д., а затем - мнемодорожки. Далее целесообразно применять мнемотаблицы или коллажи. Мнемотаблица делится на шесть или восемь частей (с учётом возраста детей и уровнем их развития). Применяется при рассказывании небольших текстов, сказок. Коллаж- это лист, на котором рисуются или наклеиваются небольшие картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.
Слайд 25.
Итак, мнемотехника развивает: память, Мышление, воображение, внимание, мелкую моторику , а следовательно – речь. Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших детей. Дети с удовольствием пользуются схемами, самостоятельно составляют рассказы. Научить детей говорить правильно - наша общая задача.
Слайд 26.
Танец – это тоже искусство воспроизведения образов, созданных в воображении танцующего. Предлагаю станцевать танцы народов Крайнего Севера , изображающие их охоту и повседневную жизнь ( имитация движений охотника, женщин, выделывающих шкуры, движения оленей…)
Слайды 27-28.
"Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии. Без этого он - засушенный цветок". (В.А.Сухомлинский)
Слайд 30-31.
РЕФЛЕКСИЯ.
Обсуждение результатов совместной работы. «Письмо самому себе» - метод трёх вопросов. ( Участникам мастер-класса предлагается поделиться впечатлениями.)
Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. В моей группе есть девочка эвенка. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
Я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную и речевую сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры есть обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.
Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.
Мне нравится эвенкийская пословица: «Чем меньше человек, тем больше он счастлив». Всякая пословица - философский концепт, а особенно эта. Уменьшение своего «Я» - это путь к счастью. Только маленькое «Я», по интуиции эвенка, способно любить мир ради него самого, а ближнего любить ради самого ближнего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора». Презентация мастер-класса музыкального развлечения «Чудесный сундучок»
С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что нар...
Презентация "Мастер-класс русские народные хороводы и игры"
Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленных на формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Развивать творческую активность педагогического коллектива...
Презентация мастер-класса по изготовлению традиционной народной куклы "Мартиничка".
Целью мастер-класса является ознакомление детей с историей создания кукол-оберегов, в частности,изготовление куклы Мартинички,сделанной на основе традиционной технологии....
Презентация мастер класс "Народные подвижные игры - как средство развития физических качеств дошкольника"
Мастер класс для педагогов. Представление опыта работы на методическом объединении Соль - Илецкого городского округа...
Презентация. Мастер-класс" «Народная кукла - оберег из природного материала».
Есть в народе такая традиция из покон веков и до настоящего времени - изготовлять кукол из природного материала, которые являются мощными домашними оберегами. Изготовление кукол из природн...
МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»
Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....
Презентация "Мастер-класс по созданию народной игрушки из лыка " Птичка-веснянка""
Презентация "Мастер-класс по созданию народной игрушки из лыка " Птичка-веснянка""...