Главные вкладки

    Презентация мастер-класса по теме "Мнемотехника как средство приобщения дошкольников к народной культуре коренных жителей Крайнего Севера"
    презентация к уроку (старшая группа) по теме

    Кузина Вера Павловна

          Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. Для нас такая малая родина – наш район. Коренными жителями Северо-Енисейского района были эвенки. Умение слагать песню - это не только личная талантливость, но и единственно возможный способ общественного диалога. Кочевник-эвенк был вечным странником, оттого в песне передать песню - это был обычай, исключавший случайность. Слово передавалось из уст в уста, с уха на ухо. Этикет предписывал в "песне о песне" описать и автора песни. Это обычай всех кочевых народов мира. Эвенкийская культура в этом случае - не только эвенкийская, но общечеловеческая.

         Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее  актуальной. В нашем районе катастрофически убывает численность этого малого народа. В век компьютерных технологий наблюдается потеря интереса к собственной истории, к народному творчеству малых народов и народностей. Теряется самобытность, нет наглядного примера для детей, они не знают и не представляют как жили эвенки, чем занимались коренные жители нашего района.

            Приобщение детей к  культуре народов Крайнего Севера является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

             А я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям.

             Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Мастер класс

    Тема: «Использование технологии «МНЕМОТЕХНИКА»

     для приобщения дошкольников

    к народной культуре

    коренных жителей Крайнего Севера».

    Воспитатель

    Кузина В.П.

    МБОУ

    «Тейская средняя школа № 3»                                                                                  

    Слайд1-6.

    Цель: Создание условий для расширения  представления у детей

    дошкольного возраста о самобытной культуре

    народов Крайнего Севера

    через использование технологии «мнемотехника».

            Задачи:

    • Познакомить педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи (методом мнемотехники);
    • Интегрировано подходить к обучению и развитию детей:
    • знакомить детей с этническими особенностями коренного населения нашего района;
    • развивать речь детей через совершенствование способности образно мыслить, выстраивать ассоциации;
    • развивать художественно-эстетические способности: фантазию, умение входить в образы животных, птиц; изображать их характер, повадки мимикой, пластикой, различными танцевальными движениями;
    • развивать коммуникативные и познавательные способности;
    • воспитывать толерантное отношение к другим национальностям и народностям; побуждать к эмоциональной отзывчивости.

      Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. Для нас такая малая родина – наш район. Коренными жителями Северо-Енисейского района были эвенки. (Поётся песня на эвенкийском языке). Умение слагать песню - это не только личная талантливость, но и единственно возможный способ общественного диалога. Кочевник-эвенк был вечным странником, оттого в песне передать песню - это был обычай, исключавший случайность. Слово передавалось из уст в уста, с уха на ухо. Этикет предписывал в "песне о песне" описать и автора песни. Это обычай всех кочевых народов мира. Эвенкийская культура в этом случае - не только эвенкийская, но общечеловеческая.

    Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее  актуальной. В нашем районе катастрофически убывает численность этого малого народа. В век компьютерных технологий наблюдается потеря интереса к собственной истории, к народному творчеству малых народов и народностей. Теряется самобытность, нет наглядного примера для детей, они не знают и не представляют как жили эвенки, чем занимались коренные жители нашего района.

            Приобщение детей к  культуре народов Крайнего Севера является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

             А я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям.

    Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

    Слайд 7-8.

    При изучении темы «Жилища народов мира» мы с ребятами более подробно остановились на изучении чума эвенков. Построили модели чумов.

    Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных – это тоже часть мнемотехники. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым.

       ( Эвенкийский народ живет в чумах. Чум собирается из 40-50 жердей и имеет коническую форму. Летом чум покрывают парусиной или корой бересты. Зимой – шкурами оленя или лося. Вход завешивается шкурой или грубой материей. Изнутри, у входа -  место хозяйственной утвари, рядом место хозяйки. В центре чума расположен очаг. Слева и справа от очага спальные места домочадцев. В чуме народ спит на шкурах, настеленных поверх циновки, сухой травы или подстилки из березовой коры. За очагом - место главы семьи. Высота чума 3-4 метра, диаметр 5-6 метров. Летом низ чума не укрепляют и оставляют открытым для проветривания. Зимой утепляют снаружи слоем снега. На пол чума укладывается слой хвойных веток.)

    Слайд 9.

                       Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе  с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

           Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

          Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

    Слайд 10.

    Я познакомлю вас с использованием некоторых приёмов мнемотехники для приобщения детей к народной культуре Крайнего Севера.

    Слайд11 .

            При изучении темы «Животные нашего края» я научила ребят рисовать мнемодорожки. Например, заяц – белый, имеет длинные уши, короткий хвостик, живёт в лесу, боится человека.

    Слайд 12.

            Можно наоборот, нарисовать мнемодорожку, а детей попросить угадать животное: лиса.

    Слайд13.

            А теперь, можно попробовать и участникам мастер-класса самим нарисовать мнемодорожку для описания оленя:

    «Словно царскую корону,

     Носит он свои рога,

     Ест лишайник, мох зелёный,

     Любит снежные луга».

    Слайд14.

            Мнемодорожку дети могут рисовать при разучивании пословиц. Пословицы, поговорки, наставления народов Севера - это отражение нравственных ценностей. Они несут большую эмоциональную нагрузку, тесно связаны с жизнью народа, с уважением к труду, с уважением к старшему поколению. Пословицы эвенкийские :

    • В быстрой воде не задержится муть, в молодости — горе.
    • Охотнику нужны олени, как глухарю крылья.
    • Работящий дрова рубит вечером, а ленивый — утром.
    • Болтуна надо бояться так, как боится олень волка.
    • Чужая парка — не согрева, чужой дом — не жилище. 

    Участникам мастер-класса предлагается нарисовать мнемодорожку к одной из пословиц.

    Слайд 15.

    Посмотрите, как можно, используя анимацию, разучить пословицу: «Болтуна надо бояться так, как боится олень волка». Ребятам очень интересно изображение пословиц в виде анимации и они лучше запоминают содержание.

    Слайд 16.

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» - сказал К.Д.Ушинский. Это действительно так. Практика моей деятельности показывает, что в качестве эффективного средства при обучении связной речи у дошкольников можно использовать приемы мнемотехники. Так как у дошкольников память носит непроизвольный характер, дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие к их жизненному опыту, с которым они вступали в активное взаимодействие, и которые они могут использовать  при воспроизведении этого явления в рисунке. А рисовать дети могут все и всё.

    Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. 

            Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

    Дидактическим материалом в моей работе служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.

            Работа по мнемотаблице строится следующим образом:

    1 этап.  Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

    3 этап. После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

    Основная задача: научить детей составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы. Это заметно облегчает овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным.

    Мнемотаблицы  использую для:

    • обогащения словарного запаса;

    • при обучении составлению описательных рассказов;

    • при пересказах художественной литературы;

    • при отгадывании и загадывании загадок;

    • при заучивании стихов;

    • при организации  дидактических игр на сравнение («Хорошо-плохо»).

    Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи.

    Слайд 17-18.

    Начинать работу с мнемотаблицами нужно с описания предметов по схеме:

    • принадлежность к родовидовому понятию;
    •  величина;
    •  цвет;
    •  форма;
    • составляющие детали;
    • качество поверхности;
    •  материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
    • как он используется (какую пользу приносит)?
    •  за что нравится (не нравится)?

    Я с ребятами использовала схему описания для обуви при изучении одежды человека, и конкретно более подробно описывали обувь эвенков - унты, которую сейчас в наше время носят буквально все в холодное зимнее время.

             

    Слайд 19.

    Много предметов домашней утвари пришло от коренных жителей Крайнего Севера в наш обиход. И участникам мастер-класса предлагаю описать посуду, широко применяемую эвенками: туесок.

    Слайд 20.

    Далее можно применять мнемотаблицы при заучивании стихов. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

    Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

    В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

     Опора на рисунки для обучения детей заучиванию стихотворений – вопрос, имеющий практическое значение. Вот как можно выучить стихотворение «Снегири».

    Слайд 21.

    Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы).

     Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Как вы думаете, почему осень – это плохо? (Участники мастер-класса рассуждают).

    (Поэтапная работа по таблице.)

    - Что можно сказать по каждой из картинок?

    Варианты ответов:

     - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно.

    …, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение.

    …, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать.

    …, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут.

    …, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться.

    …, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.

    - Значит осень, какая пора? (Ответы).

    - Осень – это не только плохо, но и хорошо, почему? (Участникам предлагается составить схему описания «Осень – это хорошо…).

    Слайд 22.

    "Сказок народных не знаешь — в судьбе споткнешься. " Сказка помогает и пургу скоротать, и характер человека распознать, и ребенка воспитать.

    Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Предлагаю участникам мастер-класса зарисовать мнемотаблицу по народной ненецкой сказке «Кукушка»:

    Слайд 23.

    Если, кто-то не смог зарисовать мнемотаблицу по сказке , сможет рассказать её по опорным рисункам.

    Слайд 24.

    Принцип работы «От простого – к сложному». Необходимо помнить, что занятия должны выстраиваться в последователь-ности : от простого к более сложному. Рекомендуется применять на первом этапе- схемы отдельных предметов, запрещающие знаки и т.д., а затем -  мнемодорожки. Далее целесообразно применять мнемотаблицы  или коллажи. Мнемотаблица  делится на шесть или восемь частей (с учётом возраста детей и уровнем их развития). Применяется при рассказывании небольших  текстов, сказок.  Коллаж- это лист, на котором  рисуются или наклеиваются небольшие картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

    Слайд 25.

    Итак, мнемотехника развивает: память, Мышление, воображение, внимание, мелкую моторику , а следовательно – речь. Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших детей. Дети с удовольствием пользуются схемами, самостоятельно составляют рассказы. Научить детей говорить правильно - наша общая задача.

    Слайд 26.

             Танец – это тоже искусство воспроизведения образов, созданных в воображении танцующего. Предлагаю станцевать танцы народов Крайнего Севера , изображающие их охоту и повседневную жизнь ( имитация движений охотника, женщин, выделывающих шкуры, движения оленей…)

    Слайды 27-28.

        "Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии.  Без этого он - засушенный цветок". (В.А.Сухомлинский)

    Слайд 30-31.

    РЕФЛЕКСИЯ.

    Обсуждение результатов совместной работы. «Письмо самому себе» - метод трёх вопросов.  ( Участникам мастер-класса предлагается поделиться впечатлениями.)

               

     Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. В моей группе есть девочка эвенка. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

    Я сделала вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную и речевую сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры есть обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и эвенка, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

    Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

    Мне нравится эвенкийская пословица: «Чем меньше человек, тем больше он счастлив». Всякая пословица - философский концепт, а особенно эта. Уменьшение своего «Я»  - это  путь к счастью. Только маленькое «Я», по интуиции эвенка,  способно любить мир ради него самого, а ближнего любить ради самого ближнего.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс" Познавательная деятельность в ходе подготовки к народному празднику Кузьминки"

    Мастер-класс  для педагогов по подготовке детей дошкольного возраста к празднику Кузьминки...

    Мастер-класс для родителей: Изготовление шапочек героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле "Оригами из кругов"

    МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61 Мастер-класс для родителей:Изготовление шапочек  героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле «Оригами из кругов» [[{"type":"media...

    Конспект Мастер-класса для родителей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик»

    Мастер-класс для родителей и детей на тему «Изготовление тряпичной народной куклы «Зайчик на пальчик» с целью приобщения родителей и детей к народной к народной культуре через совместное творчест...

    «Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора». Презентация мастер-класса музыкального развлечения «Чудесный сундучок»

    С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что нар...

    МАСТЕР - КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВОГО ТЕАТРА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «Теремок»

    Цель: заинтересовать родителей в изготовлении пальчикового театра.Задачи:1. Обучать участников навыкам, составляющим основу изготовления игрушки, а также способам достижения намеченных результатов;2. ...

    Презентация "Мастер-класс русские народные хороводы и игры"

    Познакомить педагогов с элементами русского хоровода, направленных на формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Развивать творческую активность педагогического коллектива...

    Презентация мастер-класса по изготовлению традиционной народной куклы "Мартиничка".

    Целью мастер-класса является ознакомление детей с историей создания кукол-оберегов, в частности,изготовление куклы Мартинички,сделанной на основе традиционной технологии....