Методическая разработка проектной деятельности "Творчество коми народа ". Старший дошкольный возраст
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Методическая разработка  проектной деятельности   "Творчество  коми народа ". Старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tvorchestvo_komi_naroda.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

                       Методическая разработка проектной деятельности

                                 для старшего  дошкольного возраста

                        

                                       « Творчество  коми   народа»  

                                                        

Вид проекта:   Познавательно -творческий

Направление – художественно – эстетическое и   социальное – включает ребенка,                                   общество и культуру

Области интеграции: художественно – эстетическое, социально- коммуникативное,                                             познавательное, физическое, речевое развитие.

Участники:  Дети подготовительной группы, вокальная студия «Конфетти»,  музыкальный                  руководитель, педагог по физической культуре, воспитатели, родители.

Помещения:  Музыкальный зал, спортивный зал, групповая комната, «Коми керка»,                                библиотека, музей  по ознакомлению детей с бытом  коми народа,          

Виды детской деятельности:  

  • Музыкально-художественная – НОД, индивидуальная работа, досуги – «Музыкальная гостиная».
  • Двигательная - спортивное игровое  развлечение.
  • Восприятие художественной литературы – чтение сказок.
  • Продуктивная - музыкально – театрализованное представление,  участие в фестивале.

Срок реализации:  ноябрь-декабрь

Возраст детей:  6-7 лет

Содержание

  1. Введение
  • Актуальность темы.   Проблема
  • Цель, задачи, принципы  c учетом интеграции образовательных областей.

2. Основная часть

  • Этапы реализации проекта.
  •  Методы и приемы
  • Виды музыкальной деятельности

  1. Заключение
  • Вывод

                                              Проблема        

На основе анализа индивидуальных бесед с детьми и родителями была очерчена проблема. Наш город многонациональный,  люди, которые его населяют,  приезжают  из разных уголков России, а также из ближнего зарубежья со своими обычаями, традициями, культурой, и конечно, у большинства детей и их родителей  не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях Коми, их быте, творчестве, традициях.  Детям в дошкольном  возрасте и в городских условиях очень трудно понять культуру другого народа. Но можно всю жизнь ходить по одной с родителями земле, и не знать своего родного языка. Не секрет, что современные дети коми не знают своего языка, либо знают, но плохо.  Язык сохранится, если родители будут передавать его детям. Главная  задача состоит в том, чтобы помнить и поддерживать культуру, национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря этому  он может сохранить себя как народ.

Поэтому сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Для этого необходимо знакомить детей уже с  дошкольного возраста с  высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной  культурой своего народа, формируя  у  детей высокие   художественные вкусы и предпочтения.

                                        Актуальность темы.        

  «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, - говорил А.С.Пушкин, - определяется отношением к прошлому». Народное искусство – это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее. Оно творит свой мир Красоты, живет идеалом Добра и Справедливости.  Это культурная память народа, могучее средство воспитания, и предмет национальной  гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное  становление человека происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени он   выработал своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение, сохраняя  неповторимый уклад жизни, язык и культуру.

Огромную роль в развитии духовности, формирования этнокультурной компетентности детей, играет фольклор. Фольклор - уникальная самобытная культура наших предков,  важная составляющая часть национальной культуры коми народа. Неоценимое свойство фольклора заключается в гармоничном соединении песни, танца и драматического искусства. Народные песни, игры, танцы, сказки, которые являются неоценимым богатством, способствуют развитию творческой личности. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.  Именно в дошкольном возрасте  закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Поэтому с  раннего детства необходимо развивать  в детях стремление к прекрасному, воспитывать уважение к традициям, обычаям, культурным ценностям, знакомить с устным и музыкальным  народным творчеством  народа,  живущего  рядом.

Цель:  Формирование этнокультурной компетентности дошкольников на основе  знакомства с  коми-фольклором. Обеспечение целостного развития личности в период дошкольного детства, формирование активности субъекта, через разнообразные виды музыкальной деятельности на основе фольклора народа коми.

 Задачи через интеграцию образовательных областей:

Художественно-эстетическое

  • Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с коми  народными инструментами.
  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности - восприятие народной музыки, пение, музицирование на коми народных инструментах, художественно-театральная деятельность.

Физическое

  • Ознакомление с подвижными  играми народов севера.
  • Воспитание нравственных и волевых качеств: выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, смелость.

Социально- коммуникативное

  • Приобщать детей к духовной культуре народа коми, к их нравственно-эстетическим   ценностям,   совершенствуя   знания о быте,  костюме, языке, национальных особенностях.
  • Формировать интерес к народному творчеству народа коми, желание изучать культуру коренного народа    Севера;
  • Формировать  патриотические чувства - гордость за историю своей малой родины, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
  • Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения

культурных  традиций.

  • Способствовать  практическому  употреблению коми языка в процессе пения и

театральной постановки.

  • Использование форм совместной работы с родителями по приобщению детей к коми

фольклору.

 Речевое

  • Ознакомление детей с устным  фольклором (сказки),  понимание жанровых особенностей произведений.
  • Способствовать  умению понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев.
  • Формирование навыков выразительной речи.

Познание 

  • Расширение представлений детей о народных промыслах, о национальном костюме, сценическом костюме на основе  предметов народно-прикладного искусства, картин коми  художников, фотографий.
  • Развивать у детей  образное мышление, внимание, память, умение анализировать и сравнивать.
  • Расширять представления о природе Коми края.

Принципы:

  • Личностно-ориентированные: Принцип адаптивности.

Принцип психологической комфортности. Принцип развития.

  • Культурно-ориентированные: Принцип систематичности.

Принцип ориентировочной функции знаний. Принцип овладения культурой.

  • Деятельно-ориентированные: Принцип обучения деятельности.

Этапы реализации:  I этап – Организационно-–диагностический

  • Изучение этнографической, научно-художественнойлитературы по данной проблеме;
  •  Накопление музыкального и методического материала, изготовление пособий, систематизирование дидактического  материала.

Презентации - «Быт и творчество народаКоми», «Коми народные музыкальные инструменты»,  фильм «Богатыри земли Коми», презентация-викторина «Русские и коми богатыри», сценарий сказки, народные игры севера, видеоролики.  

  • Выявление начального уровня по  знанию коми языка  детей и их родителей, степени заинтересованности и способностей дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности – опрос воспитателей,  родителей,  детей, индивидуальные беседы.

II этап – Практический:

  1. Разработка тематического  планированияи проведение цикла НОД «Музыка» с использованием фольклорного материала.  (разработка занятия «Коми народные инструменты»)
  2. Планирование и проведение  вокально-хоровой работы студии «Конфетти».
  3. Планирование и проведение  индивидуальнойи фронтальной  работы по театральной деятельности:

     -Знакомство со сказкой, распределение ролей, разучивание текста, работа над

      передачей образа, выразительностью речи, мимики, жестов.

  1. Планирование и проведение досугов:

-  «Богатырская сила» - презентация –викторина,( приложение презентаций 2)

-  «Музыкальная гостиная» - знакомство с бытом народа коми и  творчеством

     ансамбля «Асьякыа» (приложение през и видео)

                    -   спортивное развлечение на основе подвижных   игр  народов севера

                         9приложение   фото.  Игры народов севера, книга коми игр)

      5. Изготовление  атрибутов

6.  Работа с родителями  по разучиванию текста песен и сказок  на  коми языке,  

     помощь в подготовке костюмов.

III этап – Обобщающий:  Результат  практической деятельности (продукт проектной деятельности)–музыкально-театрализованное представление. Зрители – дети, родители,  сотрудникидетского сада, а также дети и педагоги детских садов города.(приложение-сказка видео)

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

-Наглядный метод-предметы домашней утвари, изделия прикладного искусства, презентации,  иллюстрации, альбомы.

-Словесный – рассказ, беседа, чтение художественной литературы.

-Проблемный метод- привлечение  родителей и детей коми национальности,  говорящих на коми языке или,  имеющих  возможность чаще его  слышать. Изучение степени потребности и желания родителей  сотрудничать по данному направлению;  отбор детей с лингвистическими, музыкально-артистическими  способностями; выбор сказки, перевод и написание сценария.

-Репродуктивный метод–разучивание текста  песни и сказки на коми языке, работа над  театральной постановкой  музыкальной сказки,  освоение навыков игры на   коми народных инструментах.

-Сравнение, исследование - практический компонент этнотолерантности в разных видах совместной деятельности развивает у детей умение сравнивать внешние признаки представителей разных этносов, отмечать своеобразие их материальной культуры, определять взаимосвязь их различий с особенностями природно-климатических условий.

- Сотворчество (взаимодействие педагога,  ребенка  и родителей в едином творческом процессе).

 Организация развивающей среды группы

  • -пополнение музыкального уголка внесением иллюстраций коми народных  музыкальных инструментов, альбомов по теме проекта,   дисков со звучанием вокальной и инструментальной музыки,
  • - обогащение театрализованного уголка  элементами костюмов,
  • - книжный уголок -  художественная литература по коми фольклору.

Виды музыкальной деятельности

  • Восприятие музыки    воспитывает  музыкально-эстетические чувства.
  • Пение- вокально-хоровая работа над песней на коми языке развивает чувство ансамбля,  песенные навыки,выразительность   исполнения.
  • Музицирование  на коми народных инструментах  развивает первоначальные навыки импровизации.
  • Театрально-художественная деятельность способствует развитию выразительной пластике движений, речи, коммуникативности, эмоциональности.

Ожидаемые результаты

Дети:

 - В ходе опыта  совместных обсуждений особенностей духовной культуры подводит детей к пониманию глубинной схожести народных культур (русской и коми) ввиду наличия общих нравственно-этических и эстетических ценностей (доброта, защита Родины, красота,  и т. д.).

- фольклор оказывает  огромную роль в формировании этнокультурной компетентности детей, развитии их духовности;

-ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса.

- у детей повышается  интерес к коми  языку, песням, играм, малым жанрам фольклора.

-вербальные жанры фольклора, народные  песни, игры, танцы,  которые являются неоценимым богатством, способствуют развитию творческой личности ребенка;

Педагоги:

повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

Родители:-  Повышение общей и музыкальной культуры

- Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.  Желание больше узнать о культуре, обычаях, традициях коми народа,  участвовать в подобных  мероприятиях, проводимых в детском саду.  

 Заключение.

Опыт работы позволил сделать следующие  выводы: таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры это обращение к духовности, без которой не может жить современный человек,  это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и коми, и русского, и  представителей других этносов, что  приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

В процессе обучения в проектной деятельности дети не только знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и его народа, но имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в различных видах деятельности, расширить свои познания о жизни народа коми. Знакомство детей с коми фольклором обогащает детей впечатлениями, пробуждает интерес к коми культуре.

Подготовила Тюрина М.А.,

                                                                        музыкальный руководитель

Литература:

Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника // Дошкольное воспитание. 2006. № 8. с. 41-43.

 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образованя/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011 – 528с.

Интернет источники:

http://works.tarefer.ru/59/100040/index.html        

//www.myshared.ru/slide/259449/

http://www.ejvakomi.ru/o-komi-narode


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста, используя дидактическую игру"

Проблема развития внимания детей давно интнресует воспитателей и учителей. Предлагаю планомерную работу  по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста , рассчитанную на два года....

Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "По морям и волнам сказок А.С.Пушкина"

Досуг представляет собой материал для углубления и расширения представлений о творчестве А.С.Пушкина. Содержание досуга позволяет активизировать познавательный интерес к творчеству А.С.Пушкина. На мер...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Методическая разработка Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "В сказке очутись дружбе научись"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста составлено на основе русских народных игр. Направлено на сплочение детского коллектива....

Методическая разработка досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мы живём по распорядку!"

Методическая разработка сценария досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мы живём по распорядку!"...

Методическая разработка «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

В ходе проектной деятельности, решая проблему, ребёнок самостоятельно приобретает знания и умения необходимые ему в других видах деятельности. Целью проектной деятельности является развитие проектного...