Конспект НОД в подготовительной группе «Вещи рассказывают о прошлом»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Семенченко Наталья Владимировна

Знакомство детей с бытом далеких предков, особенностями их жизни, знакомство со старинными предметами быта сел Россошанского района Воронежской области, их названиями, назначением, способами использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Вещи рассказывают о прошлом»

Семенченко Наталья Владимировна,

воспитатель

МКДОУ д/с № 6 г. Россоши, Воронежской обл.

Цель: знакомить детей со старинными предметами быта Россошанского края.

Задачи:

образовательные:

  • продолжать знакомство детей с бытом далеких предков, с особенностями жизни крестьян 100-150 лет назад;
  • познакомить со старинными предметами быта сел Россошанского района, их названиями, отличительными признаками;
  • показать способы использования этих предметов;
  • закрепить знания о предметах народной одежды.
  • обогащать словарь детей словами «скрыня», «рубель», «чаплийка», «праник», «глечик», «макитра», «ослинец»;
  • поощрять самостоятельные размышления, поиск предположений, основанных на звуковых аналогиях (скрыня – скрывать, прятать, чаплийка – цеплять и т.д.);
  • создавать условия для развернутых высказываний, размышлений, доказательств.
  • познакомить детей со сказкой воронежской сказочницы А.Н.Корольковой «Сума, дай ума!»;
  • учить понимать смысл и юмор сказки.
  • продолжать учить передавать свои впечатления в рисунке;
  • закрепить знания о народном орнаменте своего региона и его элементах.
  • учить правильному использованию старинных предметов быта;
  • учить помогать взрослым в быту;

развивающие: познавательную активность, интерес к истории своих предков, внимание, память, мелкую моторику;

воспитательные: любовь к родному краю, бережное отношение к своей истории, стремление помогать взрослым.

Предметно-пространственная развивающая среда: музей «Посуда наших бабушек», выставка рушников, сельская хата, кукла в народном костюме Россошанского края, выставка «Чудеса из сундучка» (предметы рукоделия: вышивка, салфетки и т.д.), выставка «Игрушки своими руками».

Оборудование:  автобус, фотопейзажи, фотографии растений и животных, типичных для Россошанского края, сельская хата, макитра, глиняная посуда, рушник, печь, сковорода, тесто, корзинка с испеченными пирожками, чаплийка, скалка и рубель, скрыня, народная одежда, чугунный утюг, праник, ослинец, глечик, сборник сказок «Гуси-лебеди» (Москва, изд-во «Правда», 1990г.), кисти, краски, бумага.

Персонажи: бабушка Маруся (взрослый).

Ход проведения НОД:

Воспитатель: Ребята, мы с вами шагнули в XXI век. Он отличается большим количеством технических приспособлений и устройств, облегчающих нашу жизнь. Какие технические приспособления вы можете назвать?  Как они нам помогают в жизни? (ответы детей)

Воспитатель: Да, далеко шагнул прогресс, но так люди жили не всегда. Было время, когда не было ни утюгов, ни стиральных машин, ни холодильников, ни водопроводов. Многого не было, быт людей был намного тяжелее, чем сейчас, но они не унывали и решали эти проблемы по-своему. А чтобы узнать, как жили наши предки, мы отправимся в деревню в гости к бабушке Марусе. Она обещала показать нам много старинных интересных вещей, которые достались ей еще от ее бабушки.

Дети едут на автобусе,  любуются красотой природы Россошанского края. По пути дети узнают и называют растения и животных, типичных для этой местности. Приезжают в деревню, подходят к деревенской хате, здороваются с бабушкой.

Воспитатель:  Здравствуй, бабушка Маруся! Вот мы и приехали к тебе в гости.

Бабушка: Здравствуйте, внучатки мои дорогие! Проходите в хату! Сейчас я тесто поставлю, будем с вами пироги печь. Поможете мне? Внучек, подай-ка мне макитру.

Воспитатель: Бабушка, а что такое макитра?

Бабушка: Макитра – это большой глиняный горшок без крышки, в котором ставят тесто, чтобы оно подходило. Вот же она, на полке стоит (ребенок находит макитру по описанию, приносит ее бабушке, дети рассматривают ее). В макитру опустим тесто, накроем его рушником.

Воспитатель: Ребята, кто знает, что такое рушник? (ответы детей) Рушник – это большое домотканое полотенце (показывает его). Посмотрите, чем оно отличается от полотенца, которое мы можем купить в магазине? (вышивкой, кружевами, прошвой)

Бабушка: Этот рушник вышивала еще моя бабушка. Здесь и вазоны с цветами – символом семьи, дерева жизни, и петухи – тоже символ семьи и очага, и птицы – символ семейного счастья, и маки – защита от зла, и розы – символ солнца.

Дети рассматривают рушник, накрывают им макитру с тестом.

Бабушка: Пока тесто подходит, покажу я вам свою скрыню.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое скрыня? (предположения детей)

Бабушка: Вы не знаете, что такое скрыня? Да это же сундук! В скрыне раньше хранили одежду. Давайте посмотрим, что там лежит?

Бабушка открывает скрыню, достает предметы народной одежды (юбку, рубашку, фартук, платок и т.д.).  Дети рассматривают и называют одежду. 

Воспитатель: Бабушка, посмотри, как одежда в скрыне помялась! Как же ее раньше гладили, ведь электрических утюгов раньше не было?

Бабушка: Электрических утюгов не было, поэтому пользовались скалкой и рубелем (показывает их). Скалку заворачивали в белье, которое хотели разгладить, расправляли все складочки, а затем клали на стол и с силой прокатывали по ней рубелем – вот этой доской с зубчатой стороной (показывает, как пользоваться скалкой и рубелем). Попробуйте сами прогладить рушник с помощью скалки и рубеля (дети стараются разгладить рушник)

Воспитатель: Ребята, ну как, получается? Легко ли таким способом гладить белье? Быстро ли получается? Хорошо ли разглаживается белье? (высказывания детей)

Бабушка: Был раньше и утюг, правда не такой как сейчас, его приходилось сначала греть на печи, а только потом можно было им гладить (показывает чугунный утюг, дети рассматривают его, пытаются приподнять)

Воспитатель: Да, нелегко раньше приходилось хозяйкам! А как раньше стирали белье, ведь стиральных машин тоже не было.

Бабушка: Стирали белье в корыте, а полоскать его ходили к копанке – специально выкопанной яме, которую заполняла родниковая вода. Руками белье в копанке не полоскали – слишком холодная родниковая вода. Белье опускали в воду и били его праником – специальной лопаткой для стирки белья. Сушили белье по-разному: темное белье, юбки и штаны, сушили на тыне – так называли плетень; а светлое, рушники, рубахи, постель, развешивали на веревке.

Бабушка: Ну, вот мы с вами скрыню рассмотрели, одежду постирали и погладили. Успели и проголодаться, да и тесто у нас уже подошло, пора пироги печь (дети возвращаются к печи). Давайте пироги делать (дети делают пирожки). Раньше пекли пироги в больших сковородах (дети укладывают пирожки на сковороду), а уж сковороду отправляли в печь и доставали ее при помощи чаплийки. Вот она (показывает). Как вы думаете как ею пользовались.

 Дети пробуют применить чаплийку самостоятельно, если у них это не получается, бабушка помогает им. Ставят пироги в печь.

Воспитатель: Бабушка, пока пироги пекутся, расскажи нам свою любимую сказку.

Бабушка: Хорошо, расскажу. Где же мой ослинец?

Воспитатель: Ребята, что такое ослинец? (предположения детей)

Бабушка: Так ведь ослинец – это маленькая скамеечка. Вот же он! Ну, слушайте сказку «Сума, дай ума!» (рассказывает сказку воронежской сказочницы А.Н.Корольковой)

Бабушка: Вот и испеклись наши пирожки. Садитесь за стол, будем пирожки есть, молоком запивать. А молоко-то из глечика расписного (показывает глечик – кувшин)

Воспитатель: Спасибо бабушка, только нам с ребятами пора уже в детский сад возвращаться, нас там уже заждались.

Бабушка: Тогда возьмите с собой на гостинец и пирожки, и глечик с молоком

Дети прощаются с бабушкой, садятся в автобус, возвращаются в детский сад.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в деревне у бабушки Маруси? Нарисуйте, пожалуйста, тот предмет старины, который понравился вам больше всего.

Дети рисуют, затем рассказывают о том предмете, который нарисовали, располагают свои рисунки в музее «Предметы старины глубокой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в прошлое"

Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы, конспект направлен на познавательное развитие- формирование представлений о цивилизации....

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект НОД по ОО "Познание" по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе тема: «Путешествие в прошлое телефона»в рамках недели "Наука и экспериментирование"  Цел...

Конспект занятия в подготовительной группе «Из прошлого автомобиля»

1.           Познакомить детей с историей создания автомобиля, закрепить знания детей о различных видах наземного транспорта.2....

Конспект занятия в подготовительной группе "Как можно радоваться простым вещам"

«Как научиться радоваться простым вещам?"  Занятие для подготовительной группы-спортивно развлекательное,которое проводилось в летний период.Это методическая разработа воспитательного характера,н...

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы. Тема: Рассказываем по моделям.

Цель: -Познакомить детей с методом составления рассказа через совмещение индивидуальной и общей схемы.-Учить пересказывать текст без повторного прочтения, опираясь на предложенные схемы.- Продолжать у...

Конспект занятия в подготовительной группе "О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?"

Занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы  «О чем могут рассказать вещи, которые нас окружают?»...

Конспект занятия в подготовительной группе «В прошлое кожаных вещей»

Конспект занятияв подготовиельной группе "В прошлое кожаных вещей"...