Духовно-нравственное воспитание дошкольников
материал (старшая группа) на тему

Фатеева Марина Николаевна

Доклад к проекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx_k_proektu.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Проект

«Знакомство детей дошкольного возраста с культурой, традициями русских и кабардинских народов»

                                   Друзья мои!

                                                      Внушайте людям веру!

                                                                        И чаще говорите “Добрый день”,

                                                                  И следуйте хорошему примеру!

                                                         Продляйте добрым словом

                                  Жизнь людей!

                         В. Боков.

Вид проекта: информационно – творческий, групповой.
Длительность проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями МКДОУ № 10 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Актуальность проекта:

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского и кабардинского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского и кабардинского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Особое внимание в деятельности МКДОУ № 10,  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Цель проекта:

формирование у родителей и  детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью русского и кабардинского народов, их характером, присущими им нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры

Задачи реализации проекта:

1. Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

2. Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

3. Воспитывать интерес и любовь к русской и кабардинской культурам, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей  и родителей .

5.Привлечь родителей в образовательный процесс через проведение русских и кабардинских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
  • пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • формирование чувств национального достоинства;

для педагогов:

  • совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
  • объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской и кабардинской национальной культуре.

для родителей:

  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Аннотация проекта:

В основу данного проекта положены следующие идеи:

приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.

Вся работа включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской и кабардинской народным  культурам

Принципы для проекта:

1. Принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;

2. Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое.

3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

4. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

7. Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии в мини музеи к местным жителям, для накопления чувственного опыта.

В работе над проектом были использованы следующие методы: которые мы можем увидеть на слайдах 8-9.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на сентябрь, октябрь, ноябрь 2017 года.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

Сформулировать проблему и цель проекта, и определить продукт проекта.

1-2 неделя сентября

2.

Практический этап

Целью данного проекта является теоретическое, практическое изучение проблемы ребенком во взаимодействии с родителями и педагогами ДОУ.

3-4 неделя сентября,  октябрь,

1-2 неделя ноября

3.

Обобщающе - результативный этап

Подготовить презентацию по деятельности проекта. Представить зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

3 неделя ноября

4.

Презентация проекта

Представление результатов проекта на методическом объединении музыкальных руководителей.

4 неделя ноября

План мероприятий.

№ п/п

Направление

Тема мероприятия

Форма проведения

1.

«Физическое развитие»

-«Заря-заряница», «Карусель», «Ворота», «Кошки-мышки».

«Поймай папаху», «Повелитель», «Жук».

Русских и кабардинских  народных подвижных игр: (совместная деятельность в режимных моментах)

2.

«Социально-коммуникативное развитие»

- «Собери костюм»

-«Кавказское гостеприимство»

-Творческая гостиная «Русский самовар

-«Путешествие в прошлое»

-Дидактическая игра.

-Сюжетно-ролевая игра

-НОД

-Сюжетно-ролевая игра с элементами русского фольклора.

3.

«Познавательное развитие»

 «Моя малая родина»

Фотосессия Тема « Наши красавицы»

Экскурсии, целевые прогулки по улицам села

НОД

 Совместная деятельность в режимных моментах. Работа с родителями

4.

«Речевое развитие»

 «Русский народный костюм», «Кабардинский народный костюм»

Чтение русских народных сказок: «Лисичка- сестричка и Волк», «Никита Кожемяка», «Жадная старуха», «Царевна-лягушка», «Крошечка- Хаврошечка».

Заучивание пословиц и поговорок о весне, солнце, птицах.

Чтение кабардинских народных сказок:

«Находчивый друг»

«Как был наказан хитрый иныж»

«Как дурак нашел разум»

«Голубь и муравей»

«Чудесная цапля»

«Три совета»

«Беседа с писателем нашего села».

 Беседа–диалог

Совместная деятельность в режимных моментах.

Совместная деятельность в режимных моментах.

Совместная деятельность в режимных моментах.

5.

«Художественно-эстетическое развитие»

 «Моя гармошка» (аппликация)

 «Матрешки » (рисование)

 «Масленица широкая»

НОД

НОД

Досуг (работа с родителями)

Ресурсы проекта:

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление мини музеев);

2. Подбор литературы по теме; произведений русского, кабардинского  народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

4. Подборка подвижных, дидактических игр,

5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Выводы:

Главный результат, заключается в усвоении ребенком знаний о родном крае. Проявления интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

В целом проект с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволил детям показать свои творческие способности  на методическом объедении музыкальных руководителей.

Литература:

Литература: Р.М.Литвинова «Региональная культура» Р.И.Жуковская "Родной край"

 Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

 Рубец, Е.А. Воспитание духовности у подрастающего поколения в русской народной педагогике: диссертация к.п.н. Пятигорский гос. лингв. университет, Пятигорск, 2012г.

Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова – М.: Русская книга, 1997г. - (Народная мудрость) http://az.lib.ru

Сборник Толи Камергоева «Дерс»- Нальчик «Эльбрус» - 2002г.

М.Н. Виндижевой «Дорога детства» - Нальчик «Эль-фа»- 2005г.

Леонид Шогенов «Свет наших очей»- Нальчик «Полиграфсервис -иТ»- 2007г.

Интернет-источники:

  http://slavyanskaya-kultura.ru

   http://www.ethnomuseum.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...