Домотканные половики
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кретинина Елена Константиновна

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

«Домотканые  половики».

 

 

 

 

Подготовила :

Кретинина Е.К.

 

 

2017г.

 

 

Кружок «Родничок».

Место проведения: Мини- музей «Россия – Родина моя»  (старшая группа.

Тема: «Домотканые  половики».

 

Программное содержание: Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Воспитать интерес к русской культуре.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: (чтение стихотворения)     .

            Мы в мыслях и решениях легки,
            Живём вприпрыжку, будто понарошку…
            А бабушка ткала половики –
            Такие самодельные дорожки..

           (Юрий Хохолков).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое половики? А  какие  половики

               называют  домоткаными? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с техникой  их изготовления.       

Ткачество - одно из древнейших ремёсел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.

Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой.  В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

В городах ткачеством занимались все женщины. Для изготовления ткани использовали лён и шерсть.

Древняя технология производства льняных и шерстяных тканей лежит в основе изготовления домотканых половиков.

Домотканые  половики ткутся из полосок ткани, в основном ситца.

Ткацкие станки в эти времена были во многих деревенских  домах. Летом они хранились обычно  в сенях или на чердаке, а после окончания осенних уборочных работ и с наступлением холодов устанавливались в избе. Женщины в течение дня при наличии времени периодически присаживались к станку и продолжали начатое. Технология ткачества половиков на деревянном ручном станке позволяет делать сколь угодно долгие перерывы без какого-либо ущерба.
Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки.
Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра). Подбор цветов лежал полностью на ткаче и был ограничен, конечно, набором клубков. 
Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период.
К весне деревянный ткацкий станок обычно разбирали и складывали на хранение. Часть основы с нитеницами и бердом аккуратно складывали отдельно, чтобы при новой сборке и налаживании станка не пришлось опять пробивать все нити основы через нитеницы и бердо. Это очень сложная и многодельная работа. Куда более проще при окончании ниток основы подвязать пониточно следующую длину основы и спокойно продолжать ткачество.
Очень интересная и хитрая процедура намотки основы или "снование". 
При сновании необходимо создать несколько сотен параллельных парных нитей (считаются в пасмах, 30 парных нитей - одна пасма) одинаковой длины (длина нити - несколько стен). При этом сматываются нити с двух катушек. 
Для снования применяется свой станок. Он представляет собой две квадратные рамки из деревянных реек размером примерно 2,5 метра, скрепленные крестообразно на оси. Ось жестко закреплена на полу, чтобы рамки могли крутиться. На одной из вертикальных реек вверху вставляется деревянный палец, чтобы зацеплять нить. На противоположной рейке внизу ставится двойная вилка для образования восьмерки (восьмерка потом нужна в технологии оснастки). 
От двух катушек, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене ровно над катушкой (очень удобно забить в стену ножницы), затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена). При других размерах станка длина стены будет другая. 
Например, нужна длина основы 2,5 стены. При этом шаг намотки должен быть такой, чтобы через два с половиной оборота нить была на уровне нижней вилки. Затем парная нить закрепляется восьмеркой и рамка крутится обратно, наматывая нить по тому же пути, только вверх. Дойдя до верхнего пальца, нить зацепляется за него, и мотаем обратно. Таким образом наматывается пучок параллельных парных нитей в количестве, нужном для данной основы. 
Затем пучок снимается и вяжется коса воздушным узлом, как при вязке крючком. В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы. 
Домотканые половики изготовляли различной ширины, в среднем от 50ти до 70ти сантиметров. Некоторые экземпляры половиков, сотканные еще моей бабушкой в 60е годы до сих пор в исправном состоянии.
В настоящее время этот промысел практически уходит в небытие, только силой энтузиастов начинается возрождение старых традиций.

Воспитатель:  В нашем Мини- музее тоже сохранились  домотканые  половики.  Предлагаю  вам   их посмотреть.

Итог:  Что нового вы узнали?
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poloviki.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Новоживотинновский детский сад

«Домотканые  половики».

Подготовила :

Кретинина Е.К.

2017г.

 

Кружок «Родничок».

Место проведения: Мини- музей «Россия – Родина моя»  (старшая группа.

Тема: «Домотканые  половики».

Программное содержание: Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Воспитать интерес к русской культуре.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: (чтение стихотворения)        .

            Мы в мыслях и решениях легки,

            Живём вприпрыжку, будто понарошку…

            А бабушка ткала половики –

            Такие самодельные дорожки..

           (Юрий Хохолков).

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что такое половики? А  какие  половики

               называют  домоткаными? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с техникой  их изготовления.        

Ткачество - одно из древнейших ремёсел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.

Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой.  В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.

В городах ткачеством занимались все женщины. Для изготовления ткани использовали лён и шерсть.

Древняя технология производства льняных и шерстяных тканей лежит в основе изготовления домотканых половиков.

Домотканые  половики ткутся из полосок ткани, в основном ситца.

Ткацкие станки в эти времена были во многих деревенских  домах. Летом они хранились обычно  в сенях или на чердаке, а после окончания осенних уборочных работ и с наступлением холодов устанавливались в избе. Женщины в течение дня при наличии времени периодически присаживались к станку и продолжали начатое. Технология ткачества половиков на деревянном ручном станке позволяет делать сколь угодно долгие перерывы без какого-либо ущерба.

Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки.

Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра). Подбор цветов лежал полностью на ткаче и был ограничен, конечно, набором клубков.

Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период.

К весне деревянный ткацкий станок обычно разбирали и складывали на хранение. Часть основы с нитеницами и бердом аккуратно складывали отдельно, чтобы при новой сборке и налаживании станка не пришлось опять пробивать все нити основы через нитеницы и бердо. Это очень сложная и многодельная работа. Куда более проще при окончании ниток основы подвязать пониточно следующую длину основы и спокойно продолжать ткачество.

Очень интересная и хитрая процедура намотки основы или "снование".

При сновании необходимо создать несколько сотен параллельных парных нитей (считаются в пасмах, 30 парных нитей - одна пасма) одинаковой длины (длина нити - несколько стен). При этом сматываются нити с двух катушек.

Для снования применяется свой станок. Он представляет собой две квадратные рамки из деревянных реек размером примерно 2,5 метра, скрепленные крестообразно на оси. Ось жестко закреплена на полу, чтобы рамки могли крутиться. На одной из вертикальных реек вверху вставляется деревянный палец, чтобы зацеплять нить. На противоположной рейке внизу ставится двойная вилка для образования восьмерки (восьмерка потом нужна в технологии оснастки).

От двух катушек, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене ровно над катушкой (очень удобно забить в стену ножницы), затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена). При других размерах станка длина стены будет другая.

Например, нужна длина основы 2,5 стены. При этом шаг намотки должен быть такой, чтобы через два с половиной оборота нить была на уровне нижней вилки. Затем парная нить закрепляется восьмеркой и рамка крутится обратно, наматывая нить по тому же пути, только вверх. Дойдя до верхнего пальца, нить зацепляется за него, и мотаем обратно. Таким образом наматывается пучок параллельных парных нитей в количестве, нужном для данной основы.

Затем пучок снимается и вяжется коса воздушным узлом, как при вязке крючком. В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы.

Домотканые половики изготовляли различной ширины, в среднем от 50ти до 70ти сантиметров. Некоторые экземпляры половиков, сотканные еще моей бабушкой в 60е годы до сих пор в исправном состоянии.

В настоящее время этот промысел практически уходит в небытие, только силой энтузиастов начинается возрождение старых традиций.

Воспитатель:  В нашем Мини- музее тоже сохранились  домотканые  половики.  Предлагаю  вам   их посмотреть.

Итог:  Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

II-АЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ЗАНЯТИЕ ПО ФГТ «Домотканый половичок для куклы Кати».

Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Пение колыбельных, чтение стихотворений русского народа.Расширять знания детей о предметах, их назначении (подушечка, периночка, о...

Методическая разработка «Рассматривание половиков в русской крестьянской избе»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга  Методическая разработка на тему: "Рассматривание поло...

Проект познавательно-творческой направленности "Бабушкины половики"

Данный проект направлен на развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к культурному наследию Урала, его ремеслам. В ходе реализации проекта дети узнают о том, как люди жили ...

Занятие "Быт и ремесла наших предков. Домотканые половики"

дать детям представление об особенностях русского старинного быта;  познакомить детей  с домоткаными половиками и техникой изготовления, продолжать развивать речь детей: обогащать слова...

Занятие по художественно-эстетическому развитию, аппликации с детьми среднего дошкольного возраста «Половики»

Занятие по художественно-эстетическому развитию, аппликации с детьми среднего дошкольного возраста «Половики»...


 

Комментарии

Гребенщикова Надежда Николаевна

Побольше бы таких интересных методических разработок по родному краю и Воронежской области.