технологическая карта «Обычаи и обряды в нанайской этнокультуре»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

Познакомить с обрядной практикой нанайцев, на примере промысла рыбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 33 села Вознесенское Амурского муниципального района Хабаровского края

Технологическая карта познавательного развития детей старшего возраста

Тема: «Обычаи и обряды в нанайской этнокультуре»

Воспитатель: Кузнецова Анастасия Вячеславовна

Цель: Познакомить с обрядной практикой нанайцев, на примере промысла рыбы.

Задачи:  

Образовательные:

- познакомить детей с обрядной практикой  нанайцев - коренного малочисленного народа Амура;

- закрепление знаний рыб обитающих в реке Амур;

- закрепить понятие «шаман» и повторить особенности его атрибутов.

Развивающие: 

- развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;

- развивать способность видеть другого человека как носителя других культурных ценностей;

- развивать желание узнать больше об обычаях и обрядах коренного малочисленного народа Амура-нанайцев;

- активизировать словарь (шаман, обычай, обряд, оберег)

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к людям другой национальности;

- воспитывать навыки коллективной работы, желание работать сообща;

Оборудование: ноутбук; музыка (звуки природы, ритуальный танец шамана); оформление (костюм и атрибутика шамана, костер, коврики, сети, 2 ведра, сапоги, рюкзаки,  письмо от Амур-Батюшки); дидактический материал (рыба реки Амур и морская рыба, мозаика «Оберег»).

Предварительная работа: экскурсия в музей МБОУ СОШ с. Вознесенское; беседа о коренном малочисленном народе Амура – нанайцах; знакомство с народными нанайскими играми; ознакомление с нанайскими народными и авторскими сказками; рисование, аппликация декоративных элементов нанайского орнамента; решение проблемных ситуаций с целью воспитания уважительного отношения к людям другой национальности; просмотр видео нанайских танцев с обсуждением значения движений; сюжетно - ролевые игры («Ловим рыбу», «Ходим на охоту»).

1этап: психологический настрой 1 мин.

Задачи: Эмоциональная поддержка детей.

Методы, формы, приемы: вводно-организационное слово воспитателя.

Результат: психологическая готовность

Дети проходят в зал под звуки природы

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, как много людей на берегу реки. Давайте поздороваемся с ними.

Дети: здороваются

2 этап: мотивационно побудительный 2 мин.

Задачи: формирование представлений о предстоящей деятельности, её задачах.

Методы, формы, приемы: создание проблемной ситуации. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Сюрпризный момент.

Результат: внутренняя мотивация на деятельность.

Воспитатель: Ребята! Что это вы с собой принесли?

Дети: невод

Воспитатель: А, для чего он вам нужен?

Дети: Чтобы ловить рыбу.

Воспитатель: Тогда берите его и пойдем к реке. А кто знает, как называется наша река?

Дети: берут невод и отвечают на вопрос воспитателя.

Воспитатель: Прежде чем отправится к реке, предлагаю вспомнить правила поведения на воде: «Не стойте и не играйте в тех местах, откуда можно упасть в воду», «не бросай мусор в реку», «не шумите», «не заходите далеко от берега». Молодцы! Все вспомнили правила, теперь можно смело отправляться на рыбалку.

(под шум воды с постепенным усилением громкости звука подходим к реке).

Воспитатель: Ребята! Давайте на счет раз, два, три, четыре пять … закинем невод в реку.

(проводится прямой счет и дети бросают невод).

Воспитатель: Мне кажется, что пришло время проверить наш невод. А теперь считаем в обратном порядке пять, четыре,  три, два, один.. вытягиваем (проводится обратный счет).

Дети: вытягивают невод с письмом от Амур-Батюшки.

Воспитатель: Читает письмо: «Я владыка реки Амур, запрещаю вам ловить рыбу в моих водах, потому что вы нарушили одно из правил рыбака выходящего на рыбалку»

Воспитатель: Ребята, а какое правило, мы могли нарушить? Сапоги одели, ведра взяли, сети взяли, правила поведения на воде повторили. А, вы, ребята как думайте?

Дети: рассуждение детей.

Воспитатель: Вот это проблема… А где же мы можем найти ответ?

3 этап: актуализация 3 мин.

Задачи: актуализация имеющих знаний, представлений.

Методы, формы, приемы: беседа, игровые и занимательные приемы, упражнения, наблюдение. Сюрпризный момент.

Результат: воспроизведение информации, необходимые для успешного закрепления пройденного. Закреплять умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Дети: подумать самостоятельно, спросить у взрослого, посмотреть в интернете

Воспитатель:  Подумать, вы подумали? Подумали?

Дети: Да

Воспитатель: Но решение проблемы не нашли. Тогда предлагаю обратиться к компьютеру.

Дети: (подходят к компьютеру и видят картинку шамана) узнают шамана

Воспитатель: Как вы узнали, что это шаман?

Дети: объясняют, по каким  признакам узнали.

Воспитатель: А чем шаман нам может помочь? предлагаю поиграть в игру «Белый шаман», может это нам поможет найти правильный ответ.

4 этап: динамическая пауза 2 мин.

Задачи: предупреждение утомляемости детей.

Методы, формы, приемы: игра «Белый шаман».

Результат: снятие эмоционального напряжения.

Проводится игра «Белый шаман».  Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Во время проведения игры выходит шаман.

5 этап: восприятие и усвоение нового 6 мин.

Задачи: усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о нанайской культуре.

 Методы, формы, приемы: приемы активизации самостоятельного мышления детей. Фантазирование, решение проблемной ситуации.  Беседа, наблюдение, обсуждение.

Результат: осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления. Любознательность, активность.)

Шаман: Звуки маленького бубна сообщили мне, что вам нужна моя помощь. Это так?

Дети: Да

Шаман: Что произошло?

Дети: описывают ситуацию.

Шаман: Я помогу вам. Рассаживайтесь поудобней и слушайте мой рассказ.

Рассказ шамана об обычаи дарения оберега.

Давным-давно, в стародавние временна, жители нанайских стойбищ, перед тем как отправиться на промысел рыбы обращались к шаману с просьбой задобрить хозяина реки. Шаман исполнял свой ритуальный танец с ударами в бубен, а после чего отдавал рыбакам оберег. А, оберег ребята – это талисман, для защиты от бед и несчастий и приносящий удачу. Для каждого вида промысла был свой оберег. Благодаря оберегу рыбаки всегда возвращались с уловом.

Воспитатель: Ребята, так почему же на нас разгневался Амур-Батюшка?; «Какую мы допустили ошибку?», «Что же мы с вами не сделали?»

Дети: у нас не было оберега

Воспитатель: А у кого берут оберег?

Дети: У шамана

6 этап: практическая работа 8 мин.

Задачи: овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.

Методы, формы, приемы: моделирование. Упражнения конструктивного творческого характера. Выполнение практической, творческой работы. Подгрупповая форма организации деятельности. Результат: овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видом деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Воспитатель: (обращается к шаману) Уважаемый шаман, вы можете нам помочь?

Шаман: Да, я проведу обряд, но мне ребята, нужна ваша помощь, мы его проведем вместе с вами. Пока я буду разговаривать с духами, вы соберите из рассыпанных бус свой оберег. Вы готовы помочь?

Дети: Да

( каждый ребенок собирает оберег по образцу из бус)

Шаман: Теперь смело можете забрасывать невод в Амур.

Дети: идут к реке, забрасывают невод и вытягивают полный невод рыбы.

Воспитатель: Ай да Амур-Батюшка. Ой, хитрец, решил проверить вас, как вы знаете рыбу, обитающую в Амуре (дети по сигналу собирают речную рыбу. Выигрывает та команда, которая больше и правильней соберёт рыбу).

7 этап: рефлексивно корригирующий 3 мин.

Задачи: формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результатов в соответствии с поставленными задачами.

Методы, формы, приемы: беседа, обсуждение. Фронтальная работа, индивидуальная.

Результат: форсированность элементарных навыков самоконтроля. Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки.

После игры «собери рыбу», идем к костру, и обсуждаем наш поход на рыбалку.

Воспитатель: С какой проблемой мы столкнулись во время похода на рыбалку?

Дети: ответы

Воспитатель: О каком из обычаев нанайской культуры вы сегодня узнали?

Дети: ответы

Воспитатель: Кто и как помог нам в решении проблемы?

Дети: ответы

Воспитатель: Кто из вас хотел бы узнать и о других нанайских обычаях.

Дети: ответы

Воспитатель: А кому из вас было трудно решать проблему?

Дети: ответы

Воспитатель: Какие вы все молодцы, мы обязательно узнаем с вами о новых обычаях нанайской культуры, но это другая история.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные обычаи и обряды

Знакомить детей с обычаями, обрядами, самобытностью русского народа....

Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!

Конспект беседы в старшей группе. масленица её история, традиции, обычаи и обряды масленицы!Цели: Познакомить детей с народным праздником (Масленица, расширить знания детей о тради...

Технологическая карта НОД. Чтение нанайской сказки «Бедная лягушка» Грибовой Л.И.

Технологическая карта НОД.  Чтение нанайской сказки «Бедная лягушка» Грибовой Л.И. (старшая группа) (в рамках реализации регионального компонента «Край родной, земля Амурск...

Конспект занятия «Как к нам пришел Новый год. Старинные обычаи и обряды празднование Нового года».

       Цель: Познакомить детей с историей празднования Нового года.Задачи: расширять кругозор детей;воспитывать уважение и интерес к народным традициям;развивать творческие ...

Технологическая карта Обычаи и традиции бурятского народа

занятие по регионоведению в подготовительной группе. В рамках занятия дети закрепляют ранее полученные знания о традициях бурятского народа, а также получают новые сведения о жизни и быте Бурят...

Технологическая карта занятия по социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа"

Технологическая карта занятия по  социально-коммуникативной деятельности в средней группе "Традиции и обычаи русского народа - русский фольклор" и презентация - приложение к занятию...