Педагогический проект «Люби и знай родной наш край». Номинация «РЕМЁСЛА И ТРАДИЦИИ».
проект (подготовительная группа) на тему

Даниелян Анаит Вачагановна

С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился и вырос. Для многих из нас таким местом стала Кубань. Безусловно, все мы любим этот замечательный и гостеприимный уголок нашей Родины. Чтобы гордиться ею, надо лучше знать её историю, культуру, традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_traditsii_i_remyosla.docx383.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Педагогический проект  

                                 «Люби и знай родной наш край».

                           Номинация «РЕМЁСЛА И ТРАДИЦИИ».

Автор проекта: воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ №7 Даниелян А. В.

Выбор темы проекта.

 С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился и вырос. Для многих из нас таким местом стала Кубань. Безусловно, все мы любим этот замечательный и гостеприимный уголок нашей Родины. Чтобы гордиться ею, надо лучше знать её историю, культуру, традиции.

                                    Пояснительная записка.

                                                                              Пою я песнь родному краю,

                                                                               И в мире нет земли милей,

Чем та, что я зову Кубанью –

Жемчужиной России всей!

          Патриотическое воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в ДОУ, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, используя полученные знания и умения на благо Родины.

        Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину,

необходимо с детства научить ребенка любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа.

           Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Каким

был наш край в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла.

         Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает

традиции и обычаи предков. Но, к сожалению, даже старики, родившиеся в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущем на Кубани.

Воспитание на традициях культуры Кубани позволяет привить детям любовь к быту и традициям родного края.   Жизнь казачества удивительна, интересна.

         Проект знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал.

Новизна.

     Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.            

Обоснование актуальности проекта.

         Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста. Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам. Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любви к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна.

        Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Кубани, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данный проект актуальным в современных условиях.

Говорят, что красота спасет мир, но в наше время не только красота, но и приобщение к своим народным корням способно исцелить холодное сердце, освободить человека от жестокости и грубости, дать новое дыхание жизни. И если забьется сердце ребенка от созерцания красоты родной природы, если он почувствует себя частичкой своего народа, значит, действительно, «казачьему роду нету переводу».

Создание проблемной ситуации.

В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр.  Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями  и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей страны.

Родина, Россия, Кубань – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к истории, культуре и традициям своего края. Результаты опроса родителей и детей выявили низкий уровень знания истории и традиций своей малой Родины -  Кубани. Чтобы выработать правильную жизненную позицию в отношении мира, а также заложить основу для развития  чувства  патриотизма ребёнка, необходимо знакомить дошкольника с историей и традициями родного края.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители, музыкальный руководитель.

Место проведения: МБДОУ №7.

Объект: педагогическая система, обеспечивающая нравственно-патриотическое воспитание детей – дошкольников.

Предмет: процесс функционирования системы ознакомления детей дошкольного возраста с ремёслами и традициями Кубани. 

Гипотеза.

Если мы, взрослые, будем прививать детям интерес к истории и прошлому родного края, к культуре, традициям и быту кубанского казачества, то воспитаем в наших детях патриотические чувства к родному краю – Кубани.

Цели проекта: формирование у дошкольников интереса к изучению истории и быта своих предков. Расширять знания о родном крае. Воспитание патриотического чувства к прошлому края – Кубани, чувства любви к своей малой родине посредством ознакомления с историей, промыслами, традициями и обычаями своего, кубанского народа.

Задачи:  формирование чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; формировать знания по истории и культуре кубанского казачества; дать детям доступные сведения о жизни казаков; продолжать знакомить детей с традициями и обычаями на Кубани, ремёслами Кубани; приобщать к истокам народной культуры края; расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх; развивать познавательный интерес, речь, мышление, память; продолжать воспитывать любовь к родному краю; воспитывать патриотические чувства, уважение к прошлому, интерес к истории и традициям Кубани; воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранять.

Ожидаемые результаты: реализация проекта «Люби и знай, родной наш край» поможет приобщить детей к богатейшему наследию Кубанской национальной культуры. Проект ознакомит с кубанскими народными промыслами, ремёслами и традициями. Дети узнают об истории переселения казаков на Кубань, а также об особенностях жизни, обычаев и быта кубанских казаков.

 Совместный сбор  материалов с детьми и родителями группы по теме   (занятия, развлечения, поговорки, пословицы, заповеди, сказки и легенды, произведения кубанских поэтов и писателей, кубанские песни, колядки, кубанские народные игры…) раскроют творческие способности детей, а также вовлекут родителей в воспитательный процесс.

Сроки реализации: август 2015 г. – июнь 2016 г.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проекта: долгосрочный.

                            Этапы реализации проекта:

Сроки: 3-4 неделя августа 2016 г.

1 этап. Подготовительный.

Цель: определить теоретические и методические подходы к решению проблемы.

  • Выявление проблемы, разработка цели и задач.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Анкетирование родителей.
  • Разработка необходимого материала для реализации проекта: подборка программно-методического обеспечения, пополнение предметно-развивающей среды, подборка диагностической методики, исследования (создание альбомов, папок-передвижек, консультаций по данной теме), изучение литературы, выставка книг и иллюстраций, подготовка и оснащение предметно - развивающей среды (ИКТ); подобрать творческую группу, готовую помочь в реализации проекта (родители, младший воспитатель, музыкальный руководитель); создание презентаций.

2 этап. Практический (реализация проекта).

Сроки: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.

Цель: создать условия для развития творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  • Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и подвижным играм, пособий, иллюстрированного материала.
  • Перспективное планирование по реализации проекта.
  • Проведение воспитательно-образовательной деятельности по образовательным областям.

Познавательное развитие. Беседы: «Кто такие казаки?», «Жилища казаков», «Рождение казака», «Женщина – казачка», «Верный друг казака», «Честь казачья», «Казак и родители», «Отношение к старшим», «Обряды и праздники», «Традиции и обычаи казаков», «Народные промыслы и ремёсла».

Образовательная ситуация: «Традиции кубанских казаков», «Промыслы и ремёсла Кубани», «Традиции и быт кубанского казачества», «знакомство с древними жилищами людей и предметами быта казака».

Просмотр фрагмента из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Презентации:  «Немного из истории», «Мастеровые руки. Ремёсла Кубани», «Традиции Кубани», «Обряды и праздники».

Исследовательская деятельность: Экскурсия в музей (СОШ №19); рассматривание домашней утвари казаков; рассматривание регалий казаков; рассматривание вышивок.

Дидактические игры: «Собери картину о родной Кубани», «Составь предложение», «Добавь слово», «Мужская и женская работа», «Отгадай, что это?», «Казачьи ремёсла».

Физическое развитие. Физкультминутки и пальчиковые гимнастики.

Традиционные и хороводные игры:«Золотое кольцо», «Каравай», «А мы просо сеяли», «Камешки – монетки», «Заря-заряница», «Бояре, а мы к вам пришли», «У калинова  куста», «Плетень», «Петушок».

Подвижные народные игры:«Золотые ворота», «Звонарь», «Жмурки», «Утушкой играть», «Перетягивание каната»,  «Платочек», «Казаки-разбойники», «Без соли-соль», «Бой мешками», «Брыль», «Казачья», «Сон казака», «Кубанка – шапка казака», «Напои коня», «Защити курень, «Сбей шапку», «Передай подкову», «Кривой петух», «Тяни в круг».

Художественная литература. Кубанская сказка «Петух и лошадь».

 Легенды и были Черноморья: «Пшада», «Легенда о тополе, гранате и кипарисе», «Жемчужина Горгиппии (Анапа)», «Как сын перенёс больного отца через горы», «Абрау – Дюрсо», «Долина «Счастливых родников», «Скала стариков», «Прометей и Агура».

 Кубанские поговорки, пословицы, заповеди.

 Стихи кубанских поэтов.

Чтение произведений из книги «Родная Кубань (страницы истории)». Под редакцией профессора В. Н. Ратушняка.

Социально-коммуникативное развитие.

Сюжетно-ролевые игры: «Казачья семья», «В казачьей мастерской», «Урожай», «На подворье казаков».

Просмотр презентаций и видеоматериалов.

Посещение Ладожской детской библиотеки, музея СОШ №19.

Художественно – эстетическое развитие. Лепка «Овощи в корзине», «Казачий кувшин», «Конь - верный друг казака».  Аппликация «Виноград». Рисование «Украсим полотенце узорами», «Жилище казака», «Кукла в национальном костюме».

Ручной труд «Вышивание».

Рассматривание альбомов по данной тематике (иллюстрации), подбор иллюстраций «Праздники и обряды на Кубани».

Создание альбома «Семейные традиции».

Создание коллажей «Прошлое и настоящее Кубани».

Праздники и развлечения: «Рождество Христово», «Масленица», «Святая Пасха», «Кубанские посиделки».

Прослушивание кубанских народных песен в исполнении Кубанского казачьего хора.

Заучивание песен: «Наша Кубань», «Мы – казачата», «Кубань – моя Родина», «Батька Атаман», «У нашем садочке», «Комар и комарики».

Кубанские частушки.

Выступление в Ладожском центре детского развития – песня «Праздник Воскресения», Ладожский Дом Культуры – «Танец с ложками», хоровод «Берёзка».

Взаимодействиес родителями. Анкетирование «Что мы знаем ородном крае?». Консультации: «Воспитание мальчиков и девочек в казачьих семьях», «Без прошлого нет будущего».

Буклет «Казачьи заповеди», «Кубанские поговорки, пословицы, приметы»

Памятка «Кубанские игры дома», «Народные подвижные игры».

Конкурс макетов «Кубанское подворье»,«Наши куклы», выставка поделок «Рождественская звезда»,  выставка работ «Пасхальное яичко» (техника вытынанка),  выставка поделок «Пасха»; выставка рисунков «Кубань – мой край родной», придумывание семейных сказок и рассказов.

3 этап. Заключительный. (Отчёт по реализации проекта).

Сроки: июнь 2016 г.

  • Обработка и анализ данных        .
  • Подведение итогов работы: сделать вывод по теме проектной деятельности.
  • Создание продуктов работы по данному направлению.
  • Оформление проектной деятельности.
  • Презентация опыта для сотрудников детского сада.

          В результате проведенной работы, у детей сформировалисьзнания по истории и культуре кубанского казачества; детипознакомились со многими  традициями и обычаями, ремёслами на  Кубани; приобщились к истокам народной культуры края; расширились знания о кубанском фольклоре, народных играх. Работая над проектом, у дошкольников сформировались коммуникативные навыки, умение работать в команде.  Родители наших воспитанников также активно участвовали в проектной деятельности, проявляли активную позицию к мероприятиям в детском саду.

куклыИспользованная литература.

  1. Е. Н. Ерёменко. История и культура кубанского казачества.- Краснодар, 2013 г.
  2. Родная Кубань (страницы истории). Под редакцией профессора В. Н. Ратушняка.- Краснодар, 2005 г.
  3. М. В. Мирук, Т. А. Науменко. Введение в историю Кубани.- Краснодар, 2004 г.
  4. Моя Кубань. Автор-составитель н. В. Ситдикова.- Ростов – на – Дону, 2007 г.
  5. И. А. Качанова, Л. А. Лялина. Традиционные игры в детском саду.- Москва, 2011 г.
  6. П. З. Фролов.  «Обычаи,  традиции и нравы казаков». – Краснодар,  2005 г.
  7. А. В. Маслов.  «Кубанская старина». – Краснодар, 2005 г.
  8. А. Ф. Чебыкин. «Наследники казачьей славы». – Краснодар, 2004 г.
  9. С. А. Овчинникова. – «Кубанское казачество». -  Краснодар, 2000 г.
  10. В. Г. Сидоров «Кубань – родимая земля». – Краснодар, 1999 г.
  11.  О. Хамцова «Кубанская азбука». – Краснодар, 2007 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

                                               детский сад №7        

             муниципального образования  Усть – Лабинский район.

                                          Педагогический проект

                                «Люби и знай родной наш край».

                               Номинация «Ремёсла и традиции».

59338072_Andrey_Petrovich_Lyah______utro_na_hutore.jpg

                                                                                                 Разработал

                                                                                         воспитатель МБДОУ №7

                                                                                                   Даниелян А. В.

                                              Ст. Ладожская

                                                       2016 г.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что интерес их к

материалам краеведческого содержания также низок: 72% из опрошенных

родителей имели мало представлений о традициях и быте кубанского

казачества,  не усматривали в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Люби и познавай! Вальдиватский край"

Исследовательско-творческий педагогический проект, для дошкольников старшей группы. Наименование проекта  педагогический проект      «Л...

Педагогический проект "Люби и знай свой край"

Педагогический проект по реализации национально-регионального компонента....

Проект "Люби и береги природу родного Верхоянья"

Паспорт проектаНазвание: «Люби и береги природу родного Верхоянья»Авторы проекта: Рожина Агафья ТимофеевнаВид проекта: долгосрочныйПродолжительность проекта: сентябрь-майУча...

«Визитная карточка» педагогического проекта «Люби и знай свой край»

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и д...

Педагогический проект: "Люби и знай свой край".

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждени...

Педагогический проект « Люби и знай родной наш край» « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Педагогический проект« Люби и знай родной наш край»« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА...

В рамках проекта " Люби, храни свой край родной..."

В рамках проекта « Люби, храни свой край родной» в группе « Капельки» нашего Детского сада № 59  ребятки со своими родителями путешествуют по городу, стараясь получше позн...