Педагогический проект « Люби и знай родной наш край» « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект
« Люби и знай родной наш край»
« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
« Люби и знай родной наш край»
« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Воспитатель : ЖАБИНА Н.П.
Ты город мой любимый!
Родимый Усть-лабинск.
Поля твои и нивы,
Краса твоя-изыск!
И дед мой здесь родился.
В Керчи геройски пал!
Сын на свет появился!
Отец так внука ждал!
Здесь реки сходят вместе!
А места лучше нет!
И столько много чести!
Родиться было здесь.
Изломы косогоров,
Кубань течет река!
Таких родных узоров!
Не видеть мне в века!
Лаба теченьем быстрым.
С прозрачною водой.
Неведомым лучистым!
Несет порядок свой!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.
У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к городу в котором он родился, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в каком городе , надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи. 1.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живём и работаем в небольшом городе, расположенном в самом центре нашего Краснодарскргр Края.. Наш край это житница нашей России. Он богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные народы.
И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину, наш родной Усть- Лабинск.
Основные задачи проекта:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников
- Развивать представление о культуре и быте коренных народов Кубани, народов населяющих родной край.
- Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
Сроки реализации проекта: два года.
Участники проекта: педагоги, дети, родители.
Принципы построения педагогического процесса:
/. Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным- давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом. 2.
возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4. Принцип интегративности
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественноэстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.
Условия реализации проекта
Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностнозначимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.
Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)
Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей. Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.
Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и ненецкого быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному Усть-Лабинску должны передаваться детям.
Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:
1. Труд взрослых.
2. Отдых жителей Усть- Лабинска.
3.Природа.
4 Культура поведения в городе. 3.
- Почётные граждане города
- История города.
- Достопримечательности города.
- Культура и традиции.
Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.
Тематический план работы со старшими дошкольниками 1 раздел «Город, что сердцу дорог»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь |
|
|
Октябрь | ^Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город УСТЬ-лАБИНСК» * Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Кубань-житница России.» | ^Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп» *Экскурсия в музей истории г. Усть-Лабинска.. |
Ноябрь |
| ^Занятие «Путешествие по Усть-Лабинску». ^Занятие «История нашего города» |
Декабрь | * Знакомство с гербом и гимном нашего города | ^Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого» |
Февраль | ^Создание альбома «О профессиях» | *Создание альбома «Старые здания города» |
Март | ^Создание в группе уголка «Кубанская изба» | ^Фотовыставка «Наш город сегодня» |
Апрель | ^Создание в группе уголка | * Выставка детских работ |
4
«Курень - дом жителя старой Кубани» Экскурсия в «Дом природы» | «Мой любимый детский сад» | |
Май | Посещение музея истории и археологии г. Усть-Лабинска. | Знакомство с земляками- героями ВОв. |
2 раздел «Природа Краснодарского Края»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | ^Целевая прогулка в городской парк. * Беседа о жизни животных в лесу и в горох. | *Обобщаюгцая экскурсия в городской парк. *Беседа о подготовке е зиме диких животных. |
Октябрь |
| * Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь». ^Составление зимних коллажей. |
Ноябрь • | ^Экскурсия в зимний парк. * Рассматривание иллюстраций о зиме. | ^Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад). * Рассматривание пейзажей местных художников. |
Декабрь Январь | * Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. ^Экскурсия в парк и на озеро. | ^Подкармливание птиц на территории детского сада. ^Сравнительная экскурсия в парк и на озеро при разных погодных условиях. |
Февраль | *Беседа «Жизнь животных и птиц весной». * Беседа «Берегите лес». | ^Занятие «Лес многоэтажный дом». *Беседа «Весной на озере». |
Март | * Целевая прогулка «Пробуждение природы». | *Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы). |
Апрель |
| *Сравнительная беседа «Бабочки и жуки». *Беседа «Растения Краснодарского края». |
5.
3 раздел «Культурное наследие Г. Усть-Лабинска и народное декоративное искусство»
Сроки исполнения | Старшая группа 5-6 лет | Подготовительная группа 6-7 лет |
Сентябрь | ^Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Сергея Чилингарян, автора знаменитой повести "Бобка" | *Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством Евгения Александрова». * Чтение рассказа В.П. Неподоба « Сольнышко проснулось». |
Октябрь | Чтение сказок Евгения Александрова «казак и солнце», «Как казак с хишниками справился». ^Просмотров видеофильмов по сказкам Евгения Александрова». | *Знакомство с творчеством Владимира Нестеренко. Заучивание стихотворения . «Вот так птица, вот так зверь» * Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом Южном краю». |
Ноябрь | * Экскурсия в центральную районную библиотеку. *Чтение кубанских сказок: «Как сотник дочь замуж выдавал», « Как казак женился» | * Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Кубанские писатели». *Чтение кубанской сказки «Как казаки туркам свинью подсунули». |
Декабрь | ^Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории ). ^Знакомство с кубанскими народным костюмом (мужской и женский). | *Беседа «Художники на Кубани». * Посещение выставки местных художников ( Олега Булгакова) в музее истории . |
Февраль | * Чтение кубанской сказки «казаки и разбойники». ^Заучивание стихотворения Ксении Шевелёвой «Мой город». |
^Заучивание стихотворения Л. Лапцуй «Родники».
|
Март | ^Просматривание видеофильма «Удивительное путешествие по полям, песам, морям, горам Кубани.». | ^Просматривание видеофильма • « Великая гора Кубани «Фишта». ^Знакомство с украшением |
6
*Знакомство с украшением пасхальных яиц. | Головного убора на Кубани. | |
Апрель | * Просмотр видеофильма «Путешествие по родному Усть- Лабинску». *Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии. | *Просмотр видеофильма «День хлебороба». ^Знакомство с кубанской вышивкой (украшение полотенец). |
Май | ^Посещение выставки работ в школе детского творчества. ^Знакомство с русской народной игрушкой. | * Посещение выставки работ в школе детского творчества. ^Знакомство с Кубанской росписью. |
4 раздел «Кубанский фольклор» | ||
Сентябрь Октябрь |
| * Знакомство с народным кубанским фольклором загадки, заклички, пословицы, кубанские песни и хороводы. |
Ноябрь Декабрь | ^Знакомства с играми народов населяющих кубань.. | *Игры народов населяющих Краснодарский Край . |
Январь Февраль | * Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей). ^Знакомство с культурными традициями «Масленица». |
^Развлечение «Святки».
|
Март | * Беседа «Праздник «День птиц». | ^Прослушивание аудиозаписей народных песен. |
Апрель | * Фольклорный праздник «Посиделки» | Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха». |
Май |
| ^Праздник «Русской Берёзки» |
План работы с родителями:
7.
- Консультации для родителей
- «Художники Кубанской земли »
- «Промыслы В Краснодарском Крае»
- «Почётные люди г. Усть-Лабинска»
- Семейная гостиная «Мой светлый город усть- Лабинск».
- Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».
- Совместные праздники и развлечения.
- Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу творчества, в парк, на водоем, дом природы.
- Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, День
Хлебороба , участие в народных гуляниях.
- Сбор краеведческого материала с участием родителей.
- Помощь в создании уголка « Кубанская хата ». « Курень» или « Изба» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».
- Организация встреч с интересными людьми.
- Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
- Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
- Выставка семейных реликвий.
- Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Кубани».
- Оформление папки-раскладушки «Прогулки по городу».
- Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на в Краснодарском Крае ».
- Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
- Совместные проекты «Традиции семьи».
План работы с педагогами по проекту:
- Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте Усть- Лабинска»
- Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.
- Консультация для воспитателей «Творчество художников Усть- Лабинского района», «Писатели и поэты - наши земляки».
- Встречи с работниками библиотеки и музея.
- Сбор краеведческого материала.
- Организация фотовыставки «Наш город».
- Проведение развлечений, праздников.
- Проведение открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты для детей:
- Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
- Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
Имеют представления о памятниках родного города.
8.
- Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
- Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
- Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
- Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Севера.
- Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
Критерии отслеживания
1 ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:
- Как называется наш город?
- Почему он так называется?
- Какие улицы города вы знаете?
- Чьи имена носят улицы нашего города?
- Какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете?
- Каких местных писателей, художников можете назвать?
- Какие праздники отмечаются в нашем городе?
- Назовите промыслы и профессии коренных народов Кубани?
- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?
- Расскажите о природе родного края.
- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости
от сезона?
- ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.
- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.
- Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.
- ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
- Повышение педагогического уровня воспитателей.
Активность воспитателей в работе по проекту
9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Люби и знай родной свой край"
Несколько занятий, посвященных изучению природы своего края....
Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).
изучение и анализ по проблеме проекта. - формирование нр...
Педагогический проект «Люби и знай родной наш край». Номинация «РЕМЁСЛА И ТРАДИЦИИ».
С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился и вырос. Для многих из нас таким местом стала Кубань. Безусловно, все мы любим этот замечательный и гостеприимный уголок нашей Родины. Ч...
Проект "Люби и знай родной наш край"
Использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, форм...
ПРОЕКТ «Люби и знай родной свой край» для детей разновозрастной группы (3–7 лет) «Подсолнушек»
Основная идея проекта:Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздн...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА " ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ " ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры....