Педагогический проект « Люби и знай родной наш край» « МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
проект (подготовительная группа)

Педагогический проект

« Люби и знай родной наш край»

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

« Люби и знай родной наш край»

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/images/ust_lab4.gif

                     

 Воспитатель : ЖАБИНА Н.П.              

Ты город мой любимый!
 Родимый Усть-лабинск. 
 Поля твои и нивы,
 Краса твоя-изыск!
 И дед мой здесь родился.
 В Керчи геройски пал!
 Сын на свет появился!
 Отец так внука ждал!
 Здесь реки сходят вместе!
 А места лучше нет!
 И столько много чести!
 Родиться было здесь.

Изломы косогоров,
Кубань течет река!
 Таких родных узоров!
 Не видеть мне в века!
 Лаба теченьем быстрым.
 С прозрачною водой.
 Неведомым лучистым!
 Несет порядок свой!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Действительно, если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте нужно “научить” (если чувству можно научить) быть привязанным к чему-либо, кому-то, быть ответственным ужу в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек сможет трудиться на благо родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству довольно прямолинеен, и выстраивается в логике “от близкого к далекому” – от любви к детскому саду, к улице, городу до любви к родной стране.

У дошкольников постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство “родительского дома” (при определенных условиях) и ложится в основу любви к  городу в котором он родился, Отчизне. Пока что ребенку все равно, где находится его дом, в каком городе , надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это еще не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи.                1.


В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в небольшом городе, расположенном  в  самом центре нашего  Краснодарскргр Края.. Наш  край это житница  нашей России. Он  богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные, самобытные народы.

И нам захотелось помочь детям узнать, чем красив и богат родной край, сформировать крупинки уважительного отношения к людям труда; к истории, культуре, обычаем и традициям родного края.

Цель проекта: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину, наш  родной Усть- Лабинск.

Основные задачи проекта:

  • Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
  •  Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  •  Формировать творческое воображение через восприятие художественного слова и картин местных писателей и художников
  •  Развивать представление о культуре и быте коренных народов  Кубани, народов населяющих родной край.
  • Развивать эмоционально- ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  •  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
  • Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  • Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Сроки реализации проекта: два года.

Участники проекта: педагоги, дети, родители.

Принципы построения педагогического процесса:

/. Принцип историзма

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным- давно) и настоящее (в наши дни).

  1. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом.                       2.

возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественноэстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностнозначимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т.е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т.д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День города, День защиты детей. Масленица, Пасха, и др.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танцев и т.п.

Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и ненецкого быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к  родному Усть-Лабинску должны передаваться детям.

Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:

1. Труд взрослых.

2. Отдых  жителей Усть- Лабинска.

3.Природа.

4 Культура поведения в городе.                                                                               3.

  1. Почётные граждане города
  2. История города.
  3. Достопримечательности города.
  4. Культура и традиции.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания города ребенком за счет рассмотрения улицы, дома, города с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Тематический план работы со старшими дошкольниками                                                      1 раздел «Город, что сердцу дорог»        

Сроки

исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

  • Беседа «Улицы города: название и расположение.
  • Беседа «Места отдыха горожан»
  • Рассматривание карты города Усть-Лабинска.
  • Экскурсия по улицам города.

Октябрь

^Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город УСТЬ-лАБИНСК»

* Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Кубань-житница России.»

^Посещение тематической выставки центральной районной библиотеки: «Исторический калейдоскоп» *Экскурсия в музей истории г. Усть-Лабинска..

Ноябрь

  • Беседа «Где работают родители»
  • Экскурсии на почту, в магазин, школу.

^Занятие «Путешествие по Усть-Лабинску».

^Занятие «История нашего города»

Декабрь

* Знакомство с гербом и гимном нашего города

^Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Февраль

^Создание альбома «О профессиях»

*Создание альбома «Старые здания города»

Март

^Создание в группе уголка «Кубанская  изба»

^Фотовыставка «Наш город сегодня»

Апрель

^Создание в группе уголка

* Выставка детских работ

4

«Курень - дом жителя старой Кубани» Экскурсия в «Дом природы»

«Мой любимый детский сад»

Май

Посещение музея истории и археологии г. Усть-Лабинска.

Знакомство с земляками- героями ВОв.

2 раздел «Природа Краснодарского Края»

Сроки

исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

^Целевая прогулка в городской парк.

* Беседа о жизни животных в лесу и в горох.

*Обобщаюгцая экскурсия в городской парк.

*Беседа о подготовке е зиме диких животных.

Октябрь

  • Посещение выставки «Животные  на Кубани » в Доме природы.
  • Беседа «Как зимуют , медведь, кабан»

* Беседа «Как зимуют куропатка, песец, рысь». ^Составление зимних коллажей.

Ноябрь

^Экскурсия в зимний парк. * Рассматривание иллюстраций о зиме.

^Сравнительная экскурсия в городской парк в разную погоду (Метель, мороз, оттепель, снегопад).

* Рассматривание пейзажей местных художников.

Декабрь

Январь

* Беседа «Помощь зимующим птицам», изготовление кормушек. ^Экскурсия в парк и на озеро.

^Подкармливание птиц на территории детского сада. ^Сравнительная экскурсия в парк и на озеро при разных погодных условиях.

Февраль

*Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

* Беседа «Берегите лес».

^Занятие «Лес многоэтажный дом». *Беседа «Весной на озере».

Март

* Целевая прогулка «Пробуждение природы».

*Беседа «Опасные двойники» (полезные и вредные ягоды и грибы).

Апрель

  1. Целевая прогулка «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».
  2. Рассказ-беседа «Лекарственные растения  на Кубани».

*Сравнительная беседа «Бабочки и жуки».

*Беседа «Растения  Краснодарского края».

5.

3 раздел «Культурное наследие  Г. Усть-Лабинска  и народное декоративное искусство»                 

Сроки

исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

^Чтение произведений местных писателей, знакомство с их творчеством (Сергея Чилингарян, автора знаменитой повести "Бобка"


*Занятие в библиотеке «Знакомство с творчеством  Евгения Александрова».

* Чтение рассказа В.П. Неподоба        « Сольнышко проснулось».

Октябрь

Чтение сказок  Евгения Александрова  «казак и  солнце», «Как казак с хишниками справился». ^Просмотров видеофильмов по сказкам  Евгения Александрова».

*Знакомство с творчеством  Владимира Нестеренко. Заучивание стихотворения . «Вот так птица, вот так зверь»

* Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Здесь начало России - в этом Южном  краю».

Ноябрь

* Экскурсия в центральную районную библиотеку. *Чтение  кубанских сказок: «Как сотник  дочь замуж выдавал», « Как казак женился»

* Познавательное мероприятие в центральной районной библиотеке «Кубанские  писатели».

*Чтение  кубанской сказки   «Как казаки туркам свинью подсунули».

Декабрь

^Знакомство с творчеством местных художников (занятие в музее истории ).

^Знакомство с  кубанскими  народным костюмом (мужской и женский).

*Беседа «Художники  на Кубани».

* Посещение выставки местных художников ( Олега Булгакова) в музее истории .

Февраль

* Чтение кубанской  сказки «казаки и разбойники».

^Заучивание стихотворения Ксении Шевелёвой «Мой город».

  • Чтение  кубанской  сказки «Заяц и медведь».

^Заучивание стихотворения Л. Лапцуй «Родники».

  • Выставка народно прикладного искусства детей (при участии родителей).

Март

^Просматривание

видеофильма

«Удивительное путешествие  по полям, песам, морям, горам Кубани.».

^Просматривание видеофильма • « Великая гора  Кубани  «Фишта».

^Знакомство с украшением

6

*Знакомство с украшением пасхальных яиц.

Головного убора на Кубани.

Апрель

* Просмотр видеофильма «Путешествие по  родному Усть- Лабинску». *Посещение выставки декоративно-прикладного искусства в музее искусства и археологии.

*Просмотр видеофильма «День  хлебороба». ^Знакомство с  кубанской вышивкой (украшение полотенец).

Май

^Посещение выставки работ в школе  детского творчества. ^Знакомство с русской народной игрушкой.

* Посещение выставки работ в школе  детского творчества. ^Знакомство с  Кубанской росписью.

4 раздел «Кубанский фольклор»

Сентябрь

Октябрь

  • Знакомство с  кубанскими народными инструментами.
  • Знакомство с  кубанскими  народными песнями и хороводами.

* Знакомство с народным кубанским  фольклором загадки, заклички, пословицы,  кубанские  песни и хороводы.

Ноябрь

Декабрь

^Знакомства с играми народов  населяющих кубань..

*Игры народов  населяющих  Краснодарский Край .

Январь

Февраль

* Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

^Знакомство с культурными традициями «Масленица».

  1. Беседа «Пословицы, поговорки и приметы народов  Кубани.».

^Развлечение «Святки».

  1. Развлечение «Масленица».
  2. Изготовление кукол из сухой травы для праздника «Масленица».

Март

* Беседа «Праздник «День птиц».

^Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

* Фольклорный праздник «Посиделки»

Фольклорный праздник «Какова пряха, такова и рубаха».

Май

  • Прослушивание аудизаписей народных песен.
  • Разучивание хороводов, народных песен.

^Праздник «Русской Берёзки»

План работы с родителями:

7.

  • Консультации для родителей

-        «Художники  Кубанской  земли »

-         «Промыслы  В Краснодарском Крае»

 -         «Почётные люди г. Усть-Лабинска»

  • Семейная гостиная «Мой светлый город  усть- Лабинск».
  • Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».
  • Совместные праздники и развлечения.
  • Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу  творчества, в парк, на водоем, дом природы.
  • Посещение городских праздников:        Новый год, Масленица, День

Хлебороба , участие в народных гуляниях.

  • Сбор краеведческого материала с участием родителей.
  • Помощь в создании уголка « Кубанская  хата ». « Курень» или « Изба» в ДОУ, мини-музея «Прикладное творчество».
  • Организация встреч с интересными людьми.
  • Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»
  • Рассказ-беседа «Романтика обычной профессии»
  • Выставка семейных реликвий.
  • Проведение игротек «Игры наших бабушек», «Игры народов Кубани».
  • Оформление папки-раскладушки «Прогулки по городу».
  • Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём на  в Краснодарском Крае ».
  • Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».
  • Совместные проекты «Традиции семьи».

План работы с педагогами по проекту:

  • Консультации «Страницы истории», «Памятные места на карте  Усть- Лабинска»
  • Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.
  • Консультация для воспитателей «Творчество художников  Усть- Лабинского района», «Писатели и поэты - наши земляки».
  • Встречи с работниками библиотеки и музея.
  • Сбор краеведческого материала.
  • Организация фотовыставки «Наш город».
  • Проведение развлечений, праздников.
  • Проведение открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты для детей:

  • Имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
  • Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.

Имеют представления о памятниках родного города.

8.

  • Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
  • Знают культуру, обычаи и традиции родного края. Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
  • Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
  • Могут назвать ремесла и профессии коренных народов Севера.
  • Знают традиции, старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.

Критерии отслеживания

1 ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

  • Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:
  • Как называется наш город?
  • Почему он так называется?
  • Какие улицы города вы знаете?
  • Чьи имена носят улицы нашего города?
  • Какие памятники, достопримечательности нашего города вы знаете?
  • Каких местных писателей, художников можете назвать?
  • Какие праздники отмечаются в нашем городе?
  • Назовите промыслы и профессии коренных народов Кубани?
  • Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?
  • Расскажите о природе родного края.
  • Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости

от сезона?

  1. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
  • Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.
  • Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно- патриотическому воспитанию.
  • Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.
  1. ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
  • Повышение педагогического уровня воспитателей.

Активность воспитателей в работе по проекту

9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Педагогический проект «Люби и знай родной наш край». Номинация «РЕМЁСЛА И ТРАДИЦИИ».

С детских лет человеку близко и дорого то место, где он родился и вырос. Для многих из нас таким местом стала Кубань. Безусловно, все мы любим этот замечательный и гостеприимный уголок нашей Родины. Ч...

Проект "Люби и знай родной наш край"

Использовать культурное наследие Чувашии в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста средствами русского и чувашского языка для полноценного развития, становление их личности, форм...

ПРОЕКТ «Люби и знай родной свой край» для детей разновозрастной группы (3–7 лет) «Подсолнушек»

Основная идея проекта:Что мы Родиной зовём?Дом, где мы с тобой живём,И берёзки, вдоль которыхРядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём?Солнце в небе голубом,И душистый, золотистыйХлеб за праздн...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА " ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ " ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ"...

Проект "Люби и знай родной свой край"

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, Родине, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры....