Мастер-класс "Изготовление хантыйской сумки- тутчан"
материал (подготовительная группа) на тему

Степанова Марина Валерьяновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sumka.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

       Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению и украшению хантыйской национальной сумки- тутчан. 

      Тутчан-  женская сумка, основной бытовой атрибут женщин ханты. Изготавливается чаще всего из оленьего  меха, встречаются тутчаны., изготовленные из сукна. Тутчаны украшали меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.

Для работы нам понадобятся:

-фетр контрастного цвета с сумкой и орнаментом размером 9,5 на 10,5

-фетр желтого цвета размером 9,5 на 10,5;

-  трафарет орнамента «Солнце»;

-иголки;

- ножницы;

-бисер;

- ручки;

-нитки разных цветов;

-наперстки;

-линейки

-тесьма размером 29 сантиметров

 Процесс изготовления тутчан трудоёмкий, украшение занимает много времени, поэтому я вам предлагаю сумку в готовом варианте. Для  сумки понадобится фетр размером 21 см на 29 см. и 80 см шнура для затягивания сумки.

 Для оформления сумки мы возьмём :

1) Фетр желтого цвета и трафарет солнца, обведём его и вырежем.

( Орнамент «Солнце» означает благополучие, удача счастье и созидание)

2) Вырезанный орнамент помещаем на квадрат сукна контрастного цвета и пришиваем к нему мелкими стежками швом «через край». Кромки узора при этом не подворачиваются.

3) Приклеим фетр контрастного цвета на сумку- тутчан и пришьем её « швом через край». ( Я предлагаю этот этап оставить и вернуться к нему попозже, так как это займет очень много времени и на другую работу не останется времени)

4)Выберем бисер и сделаем из неё подвеску. Для этого пропустим иголку с нитками в верхней части сумки и на нитку начнем нанизывать бисер, затем пропустим иглу на изнанку и сделаем узел. (Священный орнамент мы «защитим» от злых сил подвесками из бисера.)

5) Возьмем тесьму, измерим нужную длину и отрежем с запасом 1 сантиметр и пришьём её к низу сумки швом «вперёд иголкой».

6) А теперь мы вернёмся к пришиванию контрастного фетра и орнамента «Солнце». Пришивать мы будем «швом через край».

Алгоритм изготовления национальной сумки -тутчан

  1. Подготовить фетр размером 21 см на 29 см. Сложить пополам, прошить по краям петельным швом.
  2. Подогнуть верхнюю часть и зашить швом «назад иголку», оставив место для шнурка.
  3. Вдеть шнурок размером 90 сантиметров.
  4. Взять трафарет «Солнце» и перевести его на фетр размером 9,5 см на 10,5 см.
  5. Вырезать орнамент.
  6. Приклеить его на фетр контрастного цвета размером 9,5 см на 10,5 см.
  7. Приклеить фетр контрастного цвета и орнамента к лицевой части сумки
  8. В верхней части сумки слева и справа сделать подвески из бисера нанизыванием на иголку
  9.  Отрезать тесьму  с запасом 1 см, обхватив сумку с двух сторон
  10. Пришить тесьму в нижней части сумки швом «вперед иголку»
  11. Пришить фетр контрастного цвета к лицевой стороне сумки швом «через край»
  12. Пришить орнамент «Солнце» к фетру контрастного цвета швом «через край»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная сумка для развития мелкой моторики

В своей работе я уделяю много внимания развитию мелкой моторики у детей.  Всем известно, что игры с пуговицами, шнуровками развивают внимание, глазомер. У детей происходит укрепление пальцев и вс...

Сказка о сумках

Праздничное занятие, которое является презентацией нашего проекта "Сума, дай ума!" и посвящённое дню матери....

«Сумка доктора Айболита»

Организация НОД по образовательной области «Художественное творчество» во 2 младшей группе...

Конспект НОД во второй младшей группе "Сумка доктора Айболита"

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»Цели: закрепить навыки наклеивания готовых деталейЗ...

Кто стучится в дверь ко мне,с толстой сумкой на ремне..."

Конспект занятия "Кто стучится в дверь ко мне,с толстой сумкой на ремне...."...

Игра на автоматизацию звуков С - З " Помоги Соне и Зое собрать сумки"

Игра « Помоги Соне и Зое собрать сумки»Цели:- автоматизация звуков «С, З»;- дифференциация звуков  «С , З»;- согласование местоимений « мой», &laqu...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста хантыйскому языку "Поговорим по-хантыйски"

Программа дополнительного образования «Ханты йасәӈән путәртты» («Поговорим по - хантыйски») создана для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Программа рассчитана ...