Москвоведение "История Москвы в лицах"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
«ИСТОРИЯ МОСКВЫ В ЛИЦАХ» для подготовительных групп
Направленность программы – информационно-познавательная.
Уровень программы - дошкольный
Актуальность программы:
Данная программа позволит детям сделать первые шаги в изучении истории родной страны через знакомство с выдающимися личностями. Приоткроет будущим первоклассникам удивительный мир взрослых: их взгляды на природу, науку, политику, искусство. Из историй отдельных семей складывается история страны. Великие имена, великие люди, великие дела научат детей гордиться своими соотечественниками и равняться на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«ИСТОРИЯ МОСКВЫ В ЛИЦАХ»
Направленность программы: информационно-познавательная
Уровень программы: дошкольный
Возраст учащихся: 6-7 лет (подготовительная группа)
Срок реализации программы: 4 месяца
Автор-составитель программы:
Коблова Екатерина Игоревна, воспитатель
Москва, 2017 – 2018 уч. год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – информационно-познавательная.
Уровень программы - дошкольный
Актуальность программы: в современных условиях, когда мегаполис становится центром взаимодействия представителей различных культур, религий и наций, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Знакомство с выдающимися историческими личностями, их увлечениями и трудами, расширяет кругозор детей, позволяет им взглянуть на себя, как на гражданина огромной страны, гордится соотечественниками и в чем-то даже походить на них.
Цели программы:
- Познакомить детей с известными историческими личностями, родившимися в Москве, их увлечениями и занимательными фактами биографии.
- Пробудить интерес к прошлому родного города.
Задачи программы:
- познакомить детей со знаменитыми деятелями культуры и искусства, историческими личностями, жившими в Москве в разные периоды истории.
- развивать мыслительные, творческие, коммуникативные способности воспитанников.
• повышать общую культуру и эрудицию дошкольников.
Основные методы работы:
- сюжетно-ролевая игра
- беседы
- викторины
Категория учащихся по программе: дошкольники – 6-7 лет
Срок реализации программы: 4 месяца – 16 часов.
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– очная (аудиторных занятия)
– групповая (занятия проводятся в одновозрастной группе)
- численный состав группы – от 10 до 25 человек)
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин (время занятий включает 27 мин. учебного времени и обязательный 3-минутный перерыв).
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки): занятия способствуют развитию познавательной активности, углублению знаний, совершенствованию навыков.
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки): дети учатся понимать и обобщать нужную информацию, работать в команде, развивают способность к творчеству, наблюдательность, любознательность.
К концу обучения дети будут иметь представление:
∙ о зданиях и памятниках, связанных со знаменитыми соотечественниками:
А.С. Пушкине и Пушкинском музее; братьях Третьяковых и Третьяковской галерее; памятниках Петру Первому и Юрию Долгорукому; Большом театре, балете и Майе Плисецкой; династии Дуровых и Уголке дедушки Дурова; Усадьбе в Останкино и графе Шереметьеве; улицах Гастелло и Расковой; улице, Доме-музее, и театральном училище Щепкина М.С., М.В. Ломоносове и Московском Государственном Университете.
∙ об известных деятелях истории, искусства, науки: великих князьях Юрии Долгоруком, Дмитрии Донском; первом царе Иоанне Грозном; великом императоре Петре 1, великой императрице Eкатерине II, поэте С. Михалкове, поэтессах А.Л. Барто, художнике А.К. Саврасове, полководце А.В. Суворове.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.
1. Регулятивные УУД:
понимать и сохранять учебные действия;
2. Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию.
3. Познавательные УУД: стремление узнавать новое; высказываться в устной речи; чтения текста; формировать умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; устанавливать причинно-следственные связи между объектами; сравнивать объекты не менее чем по 1-2 признакам.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (срок проведения, форма);
– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения);
– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);
– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса .
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- компьютер; - сканер; - принтер лазерный; - фотокамера цифровая.
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы.
Список литературы
А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова. М.: АНО ИЦ
«Москвоведение», 2002.
Жукова А. В. Останкино // Прогулки по Москве. Дворцы, усадьбы, парки (Путеводитель для пешеходов). — М.: АСТ, 2017. — С. 41-45.
Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди / К. А. Аверьянов. — М., 2012. — С. 325-342.
В.А. Гиляровский. Москва и москвичи.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2017-2018 учебный год
Реализация курса рассчитана на организацию работы старших дошкольников в формате кружка «История Москвы в лицах» 1 раз в неделю. Занятия проводятся в виде бесед-презентаций с показом слайдов и видео по теме. Степень усвоения материала устанавливается с помощью игровых ситуаций: викторины, загадки, сюжетно-ролевые игры.
Продолжительность занятий - 30 мин (время занятий включает 27 мин. учебного времени и обязательный трехминутный перерыв).
Курс рассчитан на 19 занятий с февраля по июнь 2018 г. включительно.
23 неделя (учебный период) | |||||||
1. | 6 фев | Сила в единстве: основатель Москвы, князь Юрий Долгорукий. | презентация | ||||
24 неделя (учебный период) | |||||||
2. | 13 фев | От Москвы деревянной к Москве белокаменной. Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской. | презентация | ||||
25 неделя (учебный период) | |||||||
3. | 20 фев | Петр Первый – корабельных дел мастер. Великие дела Великого царя. | презентация | ||||
26 неделя (учебный период) | |||||||
4. | 27 фев | Почему Ивана IV Грозным прозвали. Первый русский царь. | презентация | ||||
27 неделя (учебный период) | |||||||
5. | 6 марта | Екатерина Вторая. Великая. | презентация | ||||
28 неделя (учебный период) | |||||||
6. | 13 марта | «Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось!» А.С. Пушкин. Пушкинский музей. | презентация | ||||
29 неделя (учебный период) | |||||||
7. | 20 марта | Агния Барто: жизнь в стихах. Интересные факты биографии. | презентация | ||||
30 неделя (учебный период) | |||||||
8. | 27 марта | М.В. Ломоносов: путь к знаниям. МГУ. | презентация | ||||
31 неделя (учебный период) | |||||||
9. | 3 апр | Сергей Михалков: жизнь в творчестве. Его гимны, стихи, басни, мультфильмы. | презентация | ||||
32 неделя (учебный период) | |||||||
10. | 10 апр | История одного рода. Шереметьевы. Усадьба в Останкино. | презентация | ||||
33 неделя (учебный период) | |||||||
11. | 17 апр | Жизнь – театр. Щепкин М.С Его улица, Дом-музей и театральное училище. | презентация | ||||
34 неделя (учебный период) | |||||||
12. | 24 апр | Герои рядом с нами: Комаров В.М. – космонавт, дважды Герой СССР. Школа им. В.М.Комарова | презентация | ||||
35 неделя (каникулярный период) | |||||||
13. | 8 май | Суворов А.В. – великий русский полководец. Удивительная история одного похода. | презентация | ||||
36 неделя (учебный период) | |||||||
14. | 15 май | Летчики-герои. Подвиг Гастелло Н.Ф. и М.М. Расковой. | презентация | ||||
37 неделя (учебный период) | |||||||
15. | 22 май | Как становятся художниками. Саврасов А.К. и его картины. | презентация | ||||
38 неделя (учебный период) | |||||||
16. | 29 май | Что такое «меценат»? Братья Третьяковы и Третьяковская галерея. | презентация | ||||
17. | 5 июня | «Характер – это и есть судьба!» Легенда балета - Майя Плисецкая. | презантация | ||||
18. | 12 июня | Праздничный день | |||||
19 июня | В борьбе за жизнь: Пирогов Николай Иванович. Достижения, открытия, факты. Больница имени Пирогова. | презентация | |||||
19. | 26 июня | Заключительное занятие «Великие люди великого города» годового цикла. Викторина, беседа с детьми о том, что больше им запомнилось из рассказов, какие места они посетили по темам занятий. | Презентация беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков Москвы «Моя столица, моя Москва» (подготовительная группа)
Данный материал поможет детям раскрыть свои познания о Москве, ее истории, достопримечательностях столицы в интересной, соревновательной игре....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-226418-1364224802.jpg)
Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"
Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479199-1410348974.jpg)
День города. Моя малая родина. Москва-историческая. Москва-литературная.
Конспект занятия, посвященного празднованию Дня города, для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-472596-1410879860.jpg)
Лицом к лицу
Диалог-опыт-консультация для родителей об адаптационном периоде и развитии ребёнка трёх лет....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/03/picture-1383513-1643884363.jpg)
Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.
Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/01/picture-1382806-1643699848.jpg)
Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная".
Продолжать расширять представление детей о Москве - столице Росии....