Программа дополнительного образования " Акша келуня"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Родионова Людмила Геннадьевна

Программа дополнительного образования " Акша келуня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aksha_kelunya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                     «Утверждаю»                                                                                                                                                                

Педагогического Совета                                               заведующая                                                                                                                      

« 30 » августа 20 14 г.                                                    структурным подразделением                                                                                        

Протокол № 1                                                                 «Детский сад «№ 16                                                                                      

                                                                                          комбинированного вида»                                                                                                                                                    

                                                                                          Рузаевского муниципального района                                                                                                                                                                                              

                                                                                          ______________  Н.А.Кашигина                                                                                                                                                                                                                                                        

Программа

по дополнительному образованию

« Акша келуня»»

(приобщение старших дошкольников

к традициям родного края)

                                                                                                      Автор- составитель :

                                                                                        воспитатель

                                                                                        Родионова Л.Г.

Содержание

I

Пояснительная записка

II

Учебно-тематическое план

III

Содержание изучаемого курса программы

IV

Методическое обеспечение

V

Список литературы

VI

Приложение

  1. Пояснительная записка

Одна из актуальных проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот  человек  другой национальности, но живет на этой земле, ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

 Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо  начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому  что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно  с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора социальных и педагогических усилий по патриотическому и гражданскому воспитанию дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

Поэтому в целях упорядочения процесса обучения появилась необходимость создании Программы по приобщению детей дошкольного возраста к традициям родного края.

 Главной целью Программы является : приобщение детей к культуре мордовского народа, познание национальных традиций; обучение мокшанскому языку.

В целях приобщения детей к традициям родного края необходимо решать  следующие образовательно-воспитательные задачи:

-познакомить детей с народным творчеством, с обычаями и традициями мордовского народа, знакомство с национальным костюмом, вышивкой, предметами быта;

-развивать речевую и музыкальную культуру средствами национально-регионального фольклора;

-обучать детским народным играм;

-воспитывать гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину;

-учить к заботливому отношению к растениям, животным, бережному отношению к окружающему миру;

-формировать позитивное отношение к мордовскому языку, желание обогатить словарь мордовскими слова.

В основе данной Программы лежит системно-деятельный подход который предполагает:

-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности  и диалога культур.

-разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие рост творческих способностей, познавательных мотивов.

-духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие или моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

-сотрудничество со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе различных видов деятельности.

     Ожидаемые результаты освоения Программы.

Воспитанник будет знать:

 -название своего города, республики;

-название распространенных деревьев и кустарников, животных и    

  птиц, некоторых растений Мордовии;

 - обряды и традиции мордовского народа;

- детали мордовского костюма;

-блюда традиционной мордовской кухни;

-имена прославленных земляков;

-пословицы и поговорки о Родине и семье, дружбе;

-потешки, считалки, заклички;

-наиболее важные православные и календарно-обрядовые праздники, их смысл и значение.

Воспитанник будет уметь:

- показывать  на карте Мордовии месторасположение своего города;

-передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах , поделках;

-составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях мордовского народа;

-правильно надевать традиционный мордовский костюм;

-выбирать и организовывать мордовские игры;

-определять жанр мордовской песни (лирическая, плясовая и т.д), владеть манерой исполнения мордовской песни и элементов мордовского танца.

Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить старших дошкольников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края:

-фронтальные занятия;

-индивидуальные занятия;

-экскурсии;

-беседы;

-самостоятельная деятельность детей в группе и дома;

-совместная деятельность родителей с детьми;

-праздники и развлечения.

Режим занятий: занятия проводятся в рамках кружковой работы 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Освоение данной Программы предполагает тесное взаимодействие с семьей. Семейные поездки  в заповедные уголки родной природы, на концерты народных коллективов, обращение к национальной кухне, знакомство с семейными фотографиями, участие родителей в праздниках, играх, в изготовлении мордовских костюмов- все это способствует развитию преемственности семьи и детского сада, является условием создания атмосферы сотрудничества в процессе приобщения старших дошкольников к народной культуре.

Формой подведения итогов реализации программы является участие детей и их родителей в праздниках, развлечениях, в выставках народно-прикладного творчества, семейных газет, фотовыставках.

Данная Программа сориентирована на развитие таких личностных качеств, как развитие языковых способностей у детей : память, внимание, речевой слух; владение произносительными навыками; воспитание чувства принадлежности к определённому языковому и культурному сообществу и положительного отношения к мордовской культуре.

Реализация Программы обеспечивается с помощью комплексно-тематическое планирование. Содержание и объем которого может варьировать в зависимости от подготовленности детей и наличия соответствующей развивающей среды.

Система мониторинга  достижения детьми планируемых результатов освоения программы обучения Программы призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей.

Выделено 4 основных интегративных качества, на формирование которых направлена работа по программе «Акша келуня»:

1.        Любознательность, активность;

2.        Эмоциональная отзывчивость;

3.        Первичные представления о культурно -нравственных особенностях мордовского народа;

4.        Речевые умения и навыки.

Планируемые результаты  освоения детьми Программы подразделяются на итоговые и промежуточные. Система мониторинга  достижения детьми  планируемых результатов освоения Программы соединяет  результаты наблюдения  за ребёнком, беседы с ним и диагностические методики, позволяющие определить  уровень развития  определённых знаний и умений.

Диагностические задания на определение знаний детей о мордовской национальной культуре:

1)        « Труд» Ребёнку предлагается 6 карточек с изображением орудий труда и быта ( старинные и современные). Он должен  разложить их на две соответствующие карты. По мере распределения ребёнок называет предметы и объясняет , почему положил эти предметы на данную карту.

2)         Мордовские обряды и праздники.

 1 вариант: детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какой это праздник, чему он посвящён, как празднуется.

2 вариант: детям даются сюжетные картинки  с изображением народных праздников. Затем зачитывается описание праздника, дети должны указать его название и показать соответствующую картинку.

3)        «Национальный костюм». Предлагается назвать составные части народного костюма.

Новизна и специфика данной Программы состоит в том, что реализация национально-регионального компонента осуществляется на материале традиционной культуры мордовского народа. В программе  представлен синтез основных направлений, целостно отражающих ее специфику: краеведение, быт и традиции, нравственные устои мордовского народа, православные и календарно-обрядовые праздники. Каждое направление включает в себя разные виды детской деятельности: познавательную, игровую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную и т.д.

Отличительными  особенностями Программы является то, что предлагаются различные решения вопросов организации образовательного процесса детского сада в условиях двуязычия, раскрываются особенности деятельности педагога ведущего обучения детей мокшанскому языку

Педагогическая целесообразность программы объясняется организацией целостного приобщения детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческому наследию мордовского народа. В доступной для старших дошкольников форме происходит «погружение» в тему. Такой метод дает возможность глубоко осознать, прочувствовать то ,что хочет донести до них педагог, позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для дошкольников. Углубленное изучение материала через собственную практическую деятельность способствует сохранению на занятиях высокой творческой активности и познавательного интереса детей.

Важная роль в реализации программы отводится созданию специальной развивающей среды: оформлению комнаты мордовского быта, где воспроизведена обстановка жилого мордовского помещения и представлены подлинные предметы быта и прикладного искусства, организации в группах краеведческих центров с фотографиями родного города, республики. Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности детей.

Данная Программа  разработана с учетом современных педагогических технологий, которые отражаются:

-в принципах воспитания и обучения (доступность изложения теоретического материала, наглядность подачи практического материала, учет психофизических и возрастных особенностей детей, преемственность традиционных и современных форм обучения;

-формах обучения (интегрированные занятия ,викторины, фестивали, конкурсы, экскурсии);

-методах обучения (метод игрового моделирования, метод «погружения» в тему, метод проблемного обучения, моделирование педагогической ситуации и др.);

-средства воспитания и обучения.

  1. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Раздел I. Край, в котором мы живем.

Тема 1.1 Знакомство с республикой Мордовия

2

Тема 1.2 Природа Мордовии

2

Раздел II. Быт и традиции мордовского народа.

Тема 2.1 «Чем славится Мордовия?»

2

Тема 2.2 Мордовское народное искусство

2

Тема 2.3 Обычаи и традиции мордовского народа

2

Тема 2.4 Мордовский национальный костюм

2

Тема 2.5 Народные промыслы мордвы: вышивание, резьба по дереву

2

Тема 2.6 Жилище и быт мордовского народа

2

Тема 2.7 Традиционная мордовская кухня

2

Раздел III. Нравственные устои мордовского народа

Тема 3.1 Семейный уклад мордвы

2

Тема 3.2 Сказки предания

2

Тема 3.3 Пословицы и поговорки мордовского народа

2

Тема 3.4 Детский игровой фольклор

2

Тема 3.5 Песенный фольклор

2

Раздел IV. Православные и календарно-обрядовые праздники

Тема 4.1 Православные праздники

2

Тема 4.2 Календарно-обрядовые праздники

2

Итого :

32

  1. Содержание изучаемого курса

Раздел I. Край, в котором мы живем

Тема: «Знакомство с республикой Мордовия»

Цель: Познакомить детей с просторами  Мордовии, рассказать о многонациональности родного края, углубить представления об окружающем мире, знать старейшие города республики.

Содержание: Республика Мордовии, объяснить, почему она так названа. Географическое положение. Достопримечательности республики Мордовия и родного города, герб, флаг, гимн Мордовии, столица-Саранск, города Мордовии; люди, живущие в республике. Рассматривание фотографий на тему «Город Саранск, Инсар, Ковылкино, Темников. Рузаевка, Ардатов». Отметить достопримечательности этих городов . Дидактическая игра «Карта Мордовии»

Тема: «Природа Мордовии.»

Цель: Знакомить детей с растительным миром родного края, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, обобщить правила поведения, воспитать экологическую культуру.

Содержание :Природные зоны (лесная и степная). Растительный мир лесо- степной зоны (ковыль, полынь, чабрец). Лекарственные растения (подорожник, крапива, зверобой, душица, тысячелистник и др.). Растительный мир лесов: грибы, ягоды, кустарники, деревья. Животный мир Мордовии: насекомые, рыбы, птицы, звери. Природные достопримечательности Мордовии (Мордовский государственный национальный парк «Смольный», Мордовский государственный заповедник им. П.Г.Смидовича, озеро Инерка-памятник  природы.

Чтение произведений о природе: А.Ежов «Цветные сказки», Ю.Азрапкин «Наша речка», «В лесу»

Раздел II. Быт и традиции мордовского народа.

Тема: «Чем славится Мордовия?»

Цель: Продолжать знакомить детей  с достопримечательностями нашей республики.

Содержание: Уточнить представления о крупных промышленных предприятиях Мордовии: агрофирма «Октябрьская», фабрика «Ламзурь» , Саранский завод автосамосвалов, Саранский вагоноремонтный завод, завод «Биохимик», завод «Лисма», завод «Электровыпрямитель».

Тема :«Мордовское народное искусство»

Цель: Знакомство с изделиями мордовского декоративно-прикладного искусства.

Содержание: Мордовская народная игрушка. Мордовское декоративно-прикладное искусство. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств С.Д.Эрьзи, Республиканский объединенный краеведческий музей, Мордовский музей национальной культуры. Знакомство с художником Ф.В.Сычковым , скульптором С.Д.Эрьзя и их работами.

Знакомство с изделиями мордовского декоративно-прикладного искусства, с вышивкой (салфетка, полотенце, передник) с гончарной посудой (блюдо, кашник, горшок).

Тема :«Обычаи и традиции мордовского народа»

Цель: Продолжать знакомить с мордовскими  народными обычаями и традициями.

Содержание : Честность и порядочность-важные черты мордовского народа. Мордва-трудолюбивый, выносливый и упорный народ. Веселый нрав мордвы, обрядовые праздники. Мордва-это народ, обожествляющий природу. Мордва-защитники родной земли. Интернациональное гостеприимство мордвы.

Тема: « Мордовский народный костюм.»

Цель: Познакомить с частями национальной одежды мокшан и эрзян.

Содержание: Рассматривание национальной одежды мокшан и эрзян: рубаха-панар, передник-сапоня, пояс-каркс, головной убор- руця (платок), нагрудные украшения- сюлгам.

Тема : «Народные промыслы мордвы»

Цель: Познакомить с промысловой деятельностью мордовского народа.

Содержание: Резьба поддереву. Вышивка. Промысловая деятельность мордовского народа (пчеловодство, рыбоводство, животноводство, растениеводство ).

Тема : «Жилище и быт мордовского народа»

Цель: Познакомить с предметами быта старины, рассказать о народных традициях, воспитать любовь к Родине, чувства гордости за свой родной край,  за сохранение культурной самобытности народов, уважение к традициям и обычаям других народов.

Содержание : Чтение стихов о Мордовии, о России. Рассказ воспитателя «Быт наших предков». Просмотр иллюстраций «Предметы старины». Подвижная игра «Мисак сяканяцень?». Чтение стихотворения А. Ежова «Моя Родина».

Тема : «Традиционная мордовская кухня»

Цель: Познакомить с мордовской национальной кухней.

Содержание: Каша, Блины. Медвежьи лапы. Ватрушки. Грибы. Напитки: кислое молоко, брага (поза).

Раздел III. Нравственные устои мордовского народа.

Тема: « Семейный уклад мордвы»

Цель: Познакомить с особенностями мордовских семей.

Содержание: Многодетность мордовских семей. Уважение и почитание родителей – основа нравственных ценностей мордовского народа. Мордва в традиционном быту дорожит родственными связями. Беседа на тему « Моя семья», пальчиковая игра «Семья», игровое упражнение «Расскажи о своей семье»

Тема: « Сказки и предания мордовского народа»

Цель: Знакомство с мордовским фольклором (сказки, былины, легенды).

Содержание: Легенды и предания мордовского народа о возникновении мира природы, о мифических существах (Вирява-богиня леса, Ведява-богиня воды, Модва-богиня земли, Вармава-богиня ветра, Толава-богиня огня).

Тема: « Пословицы и поговорки мордовского народа»

Цель : Познакомить с мордовским фольклором.

Содержание: Весна богата солнцем, осень хлебом, летом дела не знаешь, а зимой себя проклинаешь, весной ленишься, осенью маешься, зимой каешься и т.п.

Тема: « Детский игровой фольклор»

Цель: Продолжать знакомить детей с мордовским игровым фольклором, привить интерес к нему.

Содержание: Сюжетно-ролевые игры по лексическим темам. Использование  в игре куклы в национальной одежде (мокшанка).Подвижны игры «В платки- Руценяса», «В ключи-Панжемаса» и т.д.

Тема : « Песенный фольклор»

Цель: Учить различать русские, мордовские, татарские проигрыши. Формировать навык импровизации образных движений, навык инсценирования песен по своему усмотрению.

Содержание: Приветствие, Слушание Е. Лысенкова. «Наигрыши», танцевальные движения под эту музыку, пение детей «Нармоння», ритмика Н.Бояркин. «Луганяса келуня», игра на музыкальных инструментах, тук, тук, пиземня (Полей, полей, дождичек).

Раздел IV.  Православные и календарно-обрядовые праздники.

Тема: «Праздник урожая, Масленица, Пасха, фольклорный праздник (Акша келу),  День города.»

Цель: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через песни, танцы, заклички, подвижные игры, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Приобщать детей к традициям и календарно-обрядовым праздникам своего народа и стимулировать к ним интерес. Осваивать «интонационно - попевочный словарь» мордовского народа, позволяющий почувствовать национальное своеобразие мордовского народа. Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре.

  1. Методическое обеспечение Программы .

   Дидактический материал:

  • Стилизованные матрешки,
  • Куклы в национальном костюме,
  • Флаги: российский, республики Мордовия,
  • Предметы декоративно-прикладного искусства,
  • Предметы домашней утвари,
  •  Мордовские костюмы в иллюстрациях ,

Альбомы:

  • «Мордовская национальная одежда»,
  • «Достопримечательности города Саранск»,
  • «Мордовский фольклор»,
  • «Мой край, Мордовия моя» ,
  • «Заповедники  Мордовии».

Демонстрационный материал:

  • Предметные картинки ,
  • Сюжетные картинки

Картотеки:

  • «Мордовский фольклор»,
  • «Мордовские подвижные игры».

  1. Используемая литература

1.Алёшина  Н.В. «Патриотическое воспитание  дошкольников» М.:ЦГЛ,2004.

2. Альбом  «Мордовский народный костюм»/сост. Г.П. Прокина, морд. Книжн.издат.,1990.

3.Бурляева О.В. и др. « Мы в Мордовии живём». Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. – С.морд.книж.изд,2011.

4.Исайкина А.И. Программа  и методические рекомендации «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому ) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ. МРИО – С.,2007.

5.Родной край. Жуковская Р.И., М.: Просвещение,1990.

6. Федот Васильевич Сычков -художник радости.-изд.Фонд «Открытая Мордовия,2010.

7. Эрьзя С.Д.  Альбом. – С.1989.

  1. Приложение

Конспект занятия в старшей группе

«Край , в котором мы живём!»

Цель: Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте и богатству малой Родины, обобщить и систематизировать знания детей о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края, развивать познавательный интерес к культуре и истории Мордовии; воспитывать чувства патриотизма и уважения к родному краю.

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие  (развитие интересов, любознательности, формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа), « Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи), « Социально-коммуникативное развитие»( развитие социального и эмоционального интеллекта, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формирование основ безопасного поведения, Художественно-эстетическое развитие ( восприятие музыки), «Физическое развитие (приобретение опыта в двигательной активности).

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Предварительная работа: беседы с детьми о Мордовии ( растительном и животном мире), о традициях мордовского народа.

Оборудование: карта Мордовии, картинки с изображением рыб, диких животных, деревьев, слайды о природе Мордовии.

Воспитатель: Много разных народов живет на планете Земля,и у каждого свои обычаи, сказки, музыка, песни, танцы. Родина русского народа-Россия. Есть в России такое место, которое дорого любому из вас. Это место, где мы живем. А живем мы с вами н а удивительной Мордовской земле. Давайте же будем хранить и чтить традиции, обычаи и культуру нашего края.

-Чтение стихотворение ребенком

Ты моя Родина

Край мой Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрьзя, русские братья,

Мы твои дети славим тебя.

Воспитатель: Мордовия велика в ней много городов, поселков, деревень.

Вопросы: 1. Назовите главный город Мордовии-столицу ( ответы детей).

2. Какие города, поселки еще знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Мы сегодня с вами совершим путешествие по городам Мордовии. Побываем в городе Инсар, Ковылкино, Темников).

(воспитатель на карте Мордовии показывает условные обозначения городов).

Воспитатель: Ну ,что отправляемся в путешествие. А чтобы было веселее в пути послушаем песню: «Край мордовский мой» муз. А.Аверкина, сл.П.Черняева.

Воспитатель объявляет остановка «город Инсар» (дети рассматривают иллюстрации о городе).

Воспитатель: Дети, этот город знаменит тем, что здесь родились- и выросли знаменитые спортсмены по спортивной ходьбе (Сергей Кирдяпкин и Владимир Порваткин). Инсар славится своей полноводной рекой Иссой, а какая рыба водится в Иссе узнаете просмотрев картинки с изображением рыб (щука, карась, сом).

Давайте отдохнем и подарим инсарцам стихи (чтение стихов).

Воспитатель: отправляемся дальше. Звучит музыка « Левжинские наигрыши». Остановка « Сосновый бор».

Мы в городе Ковылкино, который славится своим сосновым бором – это место отдыха не только мордовского народа, но и всех россиян. Город с каждым годом хорошеет, строятся новые детские сады, школы ( просмотр слайдов).

Ковылкино славится рекой Мокшей, берега Мокши никогда не пустеют: летом купаются, осенью и зимой рыбачат.

В Ковылкине в основном люди мордовской национальности. Любимая игра мордовских детей « Кода тонь лемце?» Мы сейчас поиграем в эту игру ( Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и спрашивает: « Кода тонь лемце?» ( Ка тебя зовут?).

Воспитатель обращает внимание детей на карту Мордовии.

-Отправляемся дальше. На пути город Темников.

Чтение стихов: 1.Далеко от железных дорог

Среди старых лесов примокшанских

Есть на карте и наш городок,

Что природой не хуже рязанских.

2. Темников- город старинный,

    Темников- край соловьинный.

    Здесь прошел Емельян Пугачев

    Веря в счастье народа и силу.

    Наш великий земляк- адмирал Ушаков-

    Он победами славил Россию.

Воспитатель: А еще дети, этот город знаменит тем, что в нем жил известный композитор Леонид Войнов, который создал первый в Мордовии оркестр народных инструментов. Жители этого города славятся своим рукоделием (вязанием кружев и росписью мордовских матрешек (рассматривание матрешек). В Америке, в Германии, в Италии-везде мордовские матрешки в большой большой цене. Темниковский край славится своими лесами, здесь находится Мордовский государственный заповедник им. Смидовича. Какие животные водятся в заповеднике узнаете, отгадав загадки.

Загадки: Кто-то косолапый

                 По лесу идет

                 И мохнатый лапой

                Он кору дерет (медведь)

                Хвост пушистый

                Мех золотистый

                В лесу краса

                Кто же это? ( лиса)

               Кто в лесу зубами-щелк

               Это бродит серый….(волк)

Воспитатель. Отдохнем, подышем свежим воздухом.

« Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише

Деревце все выше, выше

( Слышите сигнал автобуса?)

Воспитатель. Слышите, автобус приглашает нас занять свои места. Возвращаемся в наш город- Рузаевку.

А вот мы и в Рузаевке.

Понравилось наше путешествие. Запомнили, в каких городах побывали? Кто жвие в Инсаре (инсарцы), в Ковылкине (ковылкинцы), в Темникове (темниковцы). Независимо от того в каком городе живут – все они народы Мордовии. Мордовский народ славится своим гостеприимством и дружелюбием.

Картотека мордовских народных игр

«В ключи»

(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

Дядя(тётя), у тебя ключи?

Тот отвечает, указывая на соседа:

Вон у дяди (тёти) спроси.

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

Посередине поищи!

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.

Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.

рукой до

«В голубей»

(«Гулинесэ» — эрз., «Гуляняса» — мокш.)

Играющих пять человек. На земле чертится четырехугольник и по углам становятся четыре играющих, а пятый — тоскующий. Тоскующий подходит к одному из играющих и говорит:

Коса гуляце?                                  Где гуленька?

Мелявтам, эшис ваясь.                       Тоскую, в колодце утонула.

Мезема?                                            Почему?

Позада симема!                                Брагу пить!

После этих слов играющие перебегают на новые места. Тоскующий получает возможность занять место в углу, и кто-то остается без места.

И игра повторяется сначала.

Правила игры. Уголок занимает тот, кто первым попал туда. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится тоскующим.

«Палочка-стукалочка»

(«Палкине- стукамка» — эрз., «Палканят — чакама-ня» — мокш.)

  Необходимы по количеству играющих маленькие палочки длиной 10 см и большая доска до 1 метра. Эта доска кладется одним концом на опору, другим на землю. На конец палки, лежащей на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Когда все готово, выбирают сторожа. Для этого один из играющих — матка — мажет незаметно для других палец сажей или карандашом, зажимает пальцы в кулак. Игроки указывают на один из зажатых пальцев. Кто выбирает вымазанный палец, тот и водит.

Матка подходит к доске и не сильно стукает ее по короткому концу так, чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Сторож спешит собрать и собрать обратно. Играющие тем временем прячутся. Сторож разыскивает спрятавшихся, а они стараются незаметно добежать до доски и снова разбросать палочки. Если кому-либо удается это сделать, сторож снова собирает палочки, а игроки перепрятываются. Если же сторож опередит и застукает того игрока, который бежал к доске, то сторожем становится постано-виться. Игра продолжается.

Правила игры. Чтобы никто не тронул палочки, сторож, найдя кого-либо из прятавшихся, быстро подбегает к доске и громко называет имя найденного, который останавливается и больше не прячется.

Салки

(«Варенец понгома»  -эрз.,  «Варяняс повома» - мокш.)

Ямки-салки роют по размеру мяча (3 — 4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 — 1 м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

«В горшочки»

(«Чакшкинесэ» — эрз.,  «Сяканяса» — мокш.)

Играющие делятся на две группы. Дети — горшки, усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит хозяин . Водящий ходит по кругу, подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

Мисак чакшат?                                   Продашь свой горшок?

Миса.                                             Продам.

После этих слов оба дотрагиваются руками до горшка и бегут навстречу друг другу. Кто успевает первым прикоснуться руками к голове горшка, тот становится его хозяином, а оставшийся игрок становится водящим.

Игра начинается сначала.

Правила игры. Нельзя мешать бегающему вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым прикоснется к голове горшка. Бежать в разные стороны только после того, как дотронуться руками до горшка.

«Бабушка»

(«Бабасо» - эрз., «Баба» - мокш.)

Игроки образуют круг. Считалкой выбирается «бабушка», которая стоит в центре круга. Она наклоняется вперёд, как будто что-то собирает на земле. Остальные берутся за руки, ходят по кругу зазывают в баню:

Бабай, а бабай,                                        Бабушка, а бабушка

Адя парямо!                                            Пойдем париться!

Кшнинь палатясо,                                  На железной полке,

Парсеень тенсть кесэ,                            Шелковым веничком,

Сиянь веднесэ,                                       Серебряной водичкой,

Кшнинь гребушкасо,                             Железным гребешком,

Пижень сурсемесэ.                                 Медной гребенкой

Бабай, а бабай,                                        Бабушка, а бабушка,

Мезть тон тейнят?                                  Что ты делаешь?

Грошкеть кочксян.                                  Грошики собираю                            

Грошкетне мезекс?                                 Грошики тебе для чего?              

Салмукске раман.                                    Иголочку куплю

Салмукскесь мезекс?                              Иголочка для чего?          

Мешоккень стамс.                                   Мешочек сошью.

Мешоккесь мезекс?                                 Мешочек для чего?                                                

Кевнеть кочкан.                                       Камешки в него наберу.

Кевнетне мезекс?                                    Камешки для чего?

Пряка поте.                                              Пироги ими начиню

Прякатне мезекс?                                    Пироги зачем?

Тынк эйденк андомс.                               Ваших детей накормить

После этих слов «бабушка» убегает. Играющие устремляются за ней со словами:

-  Тьфу, эсь прязат!                                       Тьфу, на твою голову!

Если «бабушку» не поймают, то игра начинается вновь. Если же поймают, то выбирается другая «бабушка».

Правила игры. «Бабушка» убегает только после произнесения последних слов.

«В ножки»

(«Пильгинесэ» — эрз., «Пильгонякс» — мокш.)

Из числа играющих выбираются два игрока, которые садятся на землю, упершись друг в друга ступнями ног. Остальные прыгают через их ноги. Если прыгающие не задевают ног сидящих, то те поднимают ноги выше, чтобы прыгать было труднее. Прыгун, коснувшийся ногой или рукой кого-либо из сидящих, занимает его место.

Игра продолжается.

Вариант: ноги — вместе, на расстоянии друг от друга, от пола, одна нога выше, другая ниже.

Правила игры. В момент прыжка можно отталкиваться одной ногой (правой или левой). Если прыгун коснется ногой или рукой кого-либо из сидящих, то занимает его место.

«В коровку»

(«Скалнэ» — эрз., «Тракскакс» — мокш.)

Зимний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные образуют круг, в середине которого он становится, возле его ног льдинка. Сторож ударом ноги отсылает льдинку от себя, стараясь попасть ею по ноге любому из играющих. В кого попадет, тот и начинает водить. Если игрок успевает подпрыгнуть и льдинка не задела его ноги, сторож продолжает водить.

Правила игры. Бросать льдинку можно только с середины круга.

Летний вариант игры

Из числа играющих выбирается сторож. Остальные дети образуют круг, в середине которого он становится. Игроки перебрасывают мяч над головой сторожа так, чтобы он не смог коснуться мяча рукой.

Если сторожу удается перехватить мяч, его заменяет тот игрок, кто последним бросил него.

Правила игры. Сторож старается коснуться мяча рукой, находясь в середине круга.

«Мяч об узкую стенку»

(«Мяч тея стенас» — эрз., «Топонясь тяйне стенас» — мокш.)

Количество играющих — четыре и более человек. Для игры требуется резиновый мяч диаметром не более 10 см, плоская бита длиной 60 см, шириной 12 см, доска размером 200 х 30 см или щит размером 100 х 30 см, прибитый к палкам, врытым в землю.

На площадке чертятся две линии (два кона) на расстоянии 15 — 20 см одна от другой. В центре первого кона ставится доска или щит. Один из играющих (по жребию) становится в 1 м от щита, не выходя за линию кона. Остальные участники свободно располагаются в поле за вторым коном (расстояние от первого до второго кона 15 м). Игрок, стоящий у щита (водящий), сильным ударом ^биты посылает мяч в поле, остальные игроки стремятся поймать его. Поймавший подходит к линии второго кона и бросает мяч в щит. Если мяч достигает цели, то этот игрок заменяет водящего, а последний присоединяется к игрокам в поле. Если мяч не поймали или он не попал в щит, то водящий продолжает отбивать мяч в поле. За каждый отбитый в поле мяч, который не пойман или не попал в щит, водящий получает очко. Каждый игрок, поймавший мяч и попавший в щит, тоже получает очко. Выигрывает тот, кто сумел получить большее количество очков.

Если играют две команды, то бьющими являются все время капитаны, остальные же ловят его и бросают в щит. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков.

Правила игры. При ударе по мячу заходить за линию кона нельзя. Если водящий промахнулся и не отбил мяч, то имеет право бить второй раз. Если и второй раз промахнулся, то меняется ролью с передним игроком поля. Бросать мяч в щит можно только из-за линии кона.

Круговой»

(«Мячень кунсема» —эрз., «Топса налхкеема»—мокш.)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто — за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли — не считается. Остальные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

«Котел»

(«Котёлсо налксема» — эрз., «Котёлса наяхксема — мокш.)

В земле роется глубокая яма (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять — двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 — 3 м бросает небольшой мяч в яму — «котел». Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из «котла» мяч берет ведущий и снова бросает его . Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в «котле», играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки можно только тогда, когда мяч попал в «котел».

«Раю — раю»

Для игры выбирают двух детей — ворота; остальные играющие — мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю — раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова — пароль (например, один ребенок — щит, другой — стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в  команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела? Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры. Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

 «Наша горка»

(«Минек пандось» — эрз., «Минь пандоняньске» — мокш.)

Зимняя игра. Место ее проведения — искусственная горка или большой снежный утрамбованный сугроб. Участвуют в игре от 10 — 30 человек. Для игры требуется шест высотой 2,5 — 3 м с флажком любого цвета, который ставится на вершине сугроба (горы).

Выбираются два командира (матки). Все играющие делятся на две команды. По жребию одна из них идет на гору защищать флаг, другая произвольно размещается у ее подножия, готовясь наступать на гору для захвата флага. Команда, находящаяся на горе, ставит одного часового у флага для его защиты, остальные располагаются на горе так, чтобы защитить уязвимые места при подходе к флагу. По сигналу, установленному играющими (свисток или возглас одного из выбранных игроков), наступающая команда пытается пробиться к флагу.

Правила игры. Нельзя допускать грубых приемов при спускании игрока команды соперника вниз с горы (например, хватать за одежду, толкать ногами, ударять в лицо). За грубость игрок выводится из игры. Разрешается перетягивать соперника, отталкивать его туловище, но только в схватке один на один.

«Кунцинякса»

Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку:

Экта, пекша, чуктане,

Абыль, фабыль, доманне.

 Экс, пес, пуля некс,

Наволь!

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Догоняющий старается коснуться рукой одного из убегающих. Пойманный выходит из игры.

Правила игры. Когда остались три — четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

«Игра в бусы»

(«Эрьгинесэ» — эрз.,  «Крганяса» — мокш.)

Играющие — девочки (5 — 7 человек). У каждой девочки по бусинке. По количеству играющих делаются горки из песка или земли. Очередность выбора горки и ведущей определяется с помощью палки. Каждый играющий хватается за палку рукой. Кто за кем успеет ухватиться, так и будет выбирать горку. А тот, чья рука окажется наверху, будет ведущим. Последний собирает у всех игроков бусинкии прячет их вместе в одной из горок. В это время играющие отворачиваются или закрывают глаза, чтобы не видеть, в какой горке прячутся бусинки. Затем поворачиваются и поочереди начинают выбирать себе горку. Выигрывает тот, кто выберет горку с бусинками, которые он забирает себе. Игра продолжается.

Правила игры. Когда водящий прячет бусинки, играющие не должны подглядывать.

«В карусель»

В эту игру играют в последние дни масленицы. Нагребают большую кучу снега, в середину втыкают толстый кол. Снег поливают водой. Когда он покроется льдом, на кол надевают колесо, к которому привязывают длинную жердь, на ее конце крепят санки. В санки садится кто-либо из смельчаков, остальные играющие вращают колесо с помощью вставленных между спицами кольев.

Правила игры. Играющие, вращающие колесо, двигаются не бегом, а быстрым шагом.

«В жгут»

(«Жгутсо» — эрз., «Жгутса» — мокш.)

Для игры нужен жгут — перевитая онуча. Играющие садятся в круг, покрывают чем-либо ноги и берут жгут. Один игрок по желанию садится в середину круга, закрывает глаза. Кто-нибудь слегка касается водящего жгутом. После этого жгут прячут под ноги и передают друг другу так, чтобы его трудно было найти. Водящий старается найти жгут. Тот, у кого жгут будет обнаружен, садится в центр круга. Игра продолжается.

Правила игры. Водящего нужно только касаться жгутом, но ни в коем случае не бить его.

«В лапти»

(«Карьсэ» — эрз., «Карьхса» — мокш.)

В землю вбивают кол, к которому привязывают бечевку длиной 2,13 м. Вокруг кола по числу играющих кладутся старые лапти. Жеребьевкой определяется тот, кто будет караулить лапти — сторож. Последний берет бечевку в руку и бегает по кругу, стараясь, чтобы никто из игроков не взял лапти. Если сторож поймает кого-то, тот становится на его место. Если не пойман ни один игрок, а лапоть всего один, то сторож хватает его и убегает. Играющие стараются догнать его. Когда догонят, то каждый коснется сторожа лаптем два раза. Игра начинается снова. Если же игроки не догнали сторожа, то жеребьевкой определяется новый сторож.

Правила игры. Нельзя мешать сторожу бегать. Игроки не имеют права ловить сторожа, пока он не возьмет лапоть. Нельзя лаптем ударять сторожа, а только касаться.

«В базар»

(«Базарсо» — эрз., «Базарса» — мокш.)

Играют в эту игру в чистый понедельник (первый понедельник после масленицы), около снежной кучи, где играли в карусель. Жердь от колеса отвязывают, колесо остается на колу. Для игры нужны старые лапти. Жеребьевкой выбирается продавец, который берет в руку веревку, к концу которой привязан лапоть. Продавец ходит вокруг колеса и продает лапти:

-Калт, калт рамадо!                            Рыбу, рыбу покупайте!

Играющие подходят к колесу и стараются взять лапоть, а продавец должен коснуться их лаптем, привязанным к веревке. Если продавцу удается коснуться кого-либо, тот встает на его место. Если же игроки растаскивают все лапти, а продавец никого не успеет задеть, его проводят через строй, и каждый участник игры хлопает его по спине своим лаптем. Затем игра начинается сначала.

Вариант: лапти можно заменить варежками.

Правила игры. Продавец может только легко касаться лаптем, но не ударять.

«В чиж»

На ровной площадке чертится круг . В середину круга кладется чиж — палочка длиною 20 — 25 см, заостренная с обеих сторон. Игрок, успевший раньше других крикнуть «Чур!», первым начинает выбивать чиж из круга палкой длиною 1 м, заточенной на конце. Каждый из играющих берет палку, подбрасывает чиж и подкидывает вверх до тех пор, пока чиж не упадет на землю. Сколько раз он подкинул чиж, столько же раз выбивает его из круга. Первый игрок ударом палки подбрасывает чиж вверх, после чего вторичным ударом старается послать его как можно дальше в сторону. Другой игрок пытается загнать чиж в круг. Если у него это не получается, первый подходит и гонит чиж в круг сам. Тогда второй игрок выбивает его из круга. При этом первый считает, сколько раз тот ударил по чижу, так как каждому игроку можно ударить по чижу столько раз, сколько оговорено заранее. Когда все игроки ударят по нему положенное число раз, тогда начнут состязаться в «макули». «Макули» — это бег на одной ноге за выбитым чижом, подпрыгивая, с криком «ма — ку — ли — и — и!». На бегу он нужно непрерывно тянуть это слово. Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох. Так продолжается до тех пор, пока проигравший не принесет чиж в круг. Игра начинается сначала.

Правила игры. Игрок должен непрерывно тянуть слово «макули». Если он не успевает добежать до круга, то останавливается там, где сделал вздох.

«Клёк»

Для игры необходим инвентарь: клек — круглая палочка длиной 20 — 25 см, биты — палки длиной 70 — 80 см, диаметром 5 см, с затесанными концами вместо ручки.

На ровной площадке чертится квадрат (1 х 1 м). Внутри него второй квадрат (15 х 15 см)—для клека. От центра квадратов на расстоянии 6 — 8 шагов чертится линия, на которой выкапываются лунки по количеству играющих. Считалкой выбирают сторожа. Взяв биту, каждый из играющих занимает лунку, становится в нее одной ногой. Сторож находится сбоку квадрата, в таком месте, чтобы бита в него не попала.

Играющие бьют по очереди по клёку, стараясь выбить его из квадрата. Сторож бежит за вылетевшим клёком, а игрок, выбивший его, бежит за своей битой. Сторож стремится быстро поставить клек на место и занять пустующую лунку. Если бита не выбита, то ребенок ждет следующей попытки. Игра продолжается.

Правила игры. Бить битой можно только не выходя из лунки. В противном случае попадание не засчитывается. Во время броска биты сторож должен находиться сбоку квадрата в таком месте, где биты не могут попасть в него. Если сторож займет лунку, не успев поставить клёк на место, он может бросить его на кон, стоя в лунке.

 «В бабки»

На ровной площадке отмечается кон (линия), на котором каждый игрок ставит бабку. Расстояние между ними — 25 — 30 см. Бабка — это круглая чурка высотой 25 -30 см. От кона на расстоянии 10 м проводится черта, где выстраиваются игроки с битами в руках. По условию бьют по очереди. Цель игры — выбить из кона все бабки.

Правила игры. Каждый играющий бьет один раз. Игрок, метнувший биту, берет с кона вышибленные из строя бабки. Если с одного удара игрок выбьет весь кон, каждый ставит снова свою бабку, в том числе и выигравший кон. Игра начинается снова, если все биты брошены, а на кону остались бабки, но, предварительно, все игроки добавляют по одной бабке к оставшимся.

Мордовские пословицы и поговорки с переводом

Без братьев можно жить, а без друзей нельзя.

Без веток не — дерево, без детей — не семья.

Без жены хоть утопись, а с плохой женой хоть удавись.

Без мужа женщина сирота.

Бесконечно только небо, всему есть предел.

Больной человек ребёнком становится.

В беду попадёшь — хороший друг придёт, а плохой отойдёт.

В избе и кочерга — нужная вещь.

В родную сторону и дорога широка.

Весной спишь – осенью маешься, зимой рыдаешь.

Враг сначала похвалит, а потом в ловушку заманит.

Где огонь, там и дым.

Голодный человек злее зверя.

Горе тупым ножом режет.

Гостинцами не прокормишься, подарками — не оденешься.

Далёкая родня — дважды родня.

Дело не знаешь — и лаптя не сплетёшь.

Для внука дедушка — советчик, для дедушки внук — помощник.

Зло добра не делает.

И за селом люди живут.

Избалованный ребёнок — не кормилец.

Имя хозяина носит, а семью свою прокормить не может.

Каков отец — таков и сын.

Какова яблоня, таково и яблоко.

Кого любишь, с тем на край света пойдёшь.

Кто много говорит, тот и глупости наговорит.

Легко о деле сказать, да тяжело его сделать.

Лодырь боится трудностей как могилы.

Людям плохое сделаешь — плохое и себе жди.

Молодость проходит мигом, старость — тихим шагом.

Над старым человеком не смейся, сам старым будешь.

Пусть дерётся, но только был бы.  (о муже)

Пятеро сыновей подрастают, а они о шестом мечтают. (эрзя)

Рано встанешь — много сделаешь.

Ребёнок без родителей, что пёрышко на ветру.

Ребёнок уронит одну слезу, а его мать — две.

Счастье родителей — в счастье детей.

Тёплую весну проспишь — холодную зиму проклянёшь.

Тот человек силён, который природу обновляет.

Хвали собаку, когда спит, а барина – когда умрёт.

Хорошее плохим не обернётся.

Человеком родился — будь человеком.

Что сделаешь, то и увидишь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...