Главные вкладки

    Конспект сценария интеллектуально-игровой программы в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Тебя мы любим, край Югорский »
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Задорожняя Татьяна Владимировна

    Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГОРОДА  НИЖНЕВАРТОВСКА

    ДЕТСКИЙ САД №46 «КОТ В САПОГАХ»

    Конспект сценария интеллектуально-игровой  программы

    в  группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

    «Тебя мы любим, край Югорский »

                                                                                          Задорожняя Татьяна Владимировна,

                                             воспитатель

                                                                                            первой квалификационной категории

    Цель: закрепить знания детей о родном крае - ХМАО-Югра.

    Задачи:

    • расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера; 
    • развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
    • воспитывать  уважение и интерес к жизни и традициям ханты и манси, желание больше узнать об их жизни;
    • воспитывать любовь к родному краю.

    Предварительная работа:

    наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских и мансийских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце) и т.п., экскурсия в этнографический  музей детского сада.

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Здоровьесберегающие технологии: подвижная игра «Хейро»

    Материалы:

    макет чума, иллюстрации с изображением народов ханты и манси, животных и растений Севера, изображения ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, разрезные картинки «Животные севера», ноутбук, музыкальный центр, мультимедийный аппарат, экран.

    Ход викторины.

    Воспитатель:

    Вступительное слово. Россия - это наша Родина, состоящая из различных субъектов, территорий. У каждого жителя России есть свой край, уголок, в котором он родился. Другими словами этот край называют малой родиной. Для нас таким материнским уголком является наша малая родина - Ханты-Мансийский Автономный округ -  Югра.   10 декабря у нашего края праздник - день его рождения, день его образования.

    Мы, жители Югры, любим свой край, гордимся им и много о нём знаем. В честь этого праздника, ребята, я предлагаю вам поучаствовать в нашей викторине «Мой край – Югра», посвящённой Дню образования округа - Югры.

    В нашей викторине участвуют две команды. Команда «Зайчата» Команда «Лисята»

    Первый конкурс. Представление команд. Команды объявляют название и девиз.

    «Зайчата» – девиз: «Мы команда высший класс, победи попробуй нас»

    «Лисята» - девиз «Нам не страшно ничего, мы посмотрим, кто кого»

    Второй конкурс. «Мой край – Югра». Вам предстоит ответить правильно на вопросы.

    1. Назовите столицу нашего округа (Ханты-Мансийск)
    2. Назовите знакомые города нашего округа (Радужный, Мегион, Лангепас, Нижневартовск, Сургут, Нефтеюганск)
    3. Чем богат наш край? Назовите богатства Югры? (нефть, рыба, ягода, орехи)
    4. Назовите коренных жителей севера (ханты и манси)
    5. Чем занимаются ханты и манси? (оленеводство, рыболовство, сбор ягод и грибов)
    6. Назовите транспортное средство хантов (олени)
    7. Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)
    8. В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)
    9. Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)
    10. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)
    11. Из какого материала хантыйские женщины шьют одежду? (оленьи шкуры)
    12. Чем украшают они одежду? (бисером)
    13. Как называются хантыйские сани? (нарты)
    14. Назовите птиц нашего округа (глухарь, куропатка, трясогузка, снегирь, синица)
    15. Назовите диких животных нашего округа (медведь, лиса, заяц, олень, лось, россомаха, куница, бобр)
    16. Назовите самое продолжительное время года нашего края (зима)
    17. Назовите деревья, которые растут в  нашем округе (сосна, ель, кедр, пихта, береза, осина,  рябина)
    18. Какая ягода растёт на болоте? (клюква).

    Воспитатель: очень много зверей в наших лесах. Давайте попробуем собрать их из разрезных картинок.

    Третий конкурс «Собери и угадай животное» (дети из разрезных картинок собирают изображение животного и называют его)

    Четвертый конкурс. «Отгадай загадку»

    Воспитатель: Молодцы! С заданием справились! А теперь я предлагаю вам отгадать загадки. Показ слайдов с животными.

    1.Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

    2.Не голос – громкая труба, большая верхняя губа,

    На нем громадные рога, ему природа дорога.

    В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)

    3.Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)

    Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)

    4.Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

    5.На свинью похож он очень
    Но в щетине в шерсти точно.
    Два клыка торчат из пасти,
    Да к тому же он всеядный. (кабан)

    6.Из малых кошек из пятнистых.
    А на ушах, представьте, кисти.
    Короткий хвост, не скажешь “Брысь!”
    Она ведь хищник грозный.(рысь)

    7.Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
    Светло-коричневый мех у зверька,
    Днём озорница, в тайге не ленится,
    Прыгает с ветки на ветку.......(куница)

    8.Работящие зверьки строят дом среди реки. 
    Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)

    9.Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)

    10.Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

    Ведущий:

    Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинками: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Поэтому наши следующие задания будут связаны с вашими знаниями о коренных жителях Югры. Чем занимаются ханты и   манси? (рыболовством, оленеводством, сбором ягод, грибов и орехов).

     Воспитатель:

    Ребята, мы сейчас попробуем с вами представить, как ханты и манси собирают шишки.

    Игра «Собери шишки»

    Пятый конкурс «Найди лишнее»

    1 команда - Найди лишнее

    Медведь, олень, лебедь, белка

    2 команда - Найди лишнее

    Голубь, лось, сорока, филин

    Шестой конкурс «Назовите перелётных и зимующих птиц»

    1 команда - голубь, снегирь, синица, утка

    2 команда - ворона, гусь, воробей, лебедь

    Воспитатель. Ребята, наш край очень суровый, но красивый и богатый. Поэтому люди сочинили немало красивых стихотворений о нём. Звучит мелодия ханты-мансийской песни.

    Воспитатель читает стихотворение:

    В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.
    Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.
    Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.
    А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой!
    И поглядим, кто в дуплах, норах, кто гнезда на вершинах вьет,
    Кто в синих прячется озерах и в речках медленных живет.

    Седьмой конкурс  «Конкурс чтецов»

    Ребенок:

    Сейчас она не снежная пустыня –

    Полюбите наш край наверняка.

    Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

    Коль встретит вас неласковая вьюга,

    В любой зайдёте чум – вас ждут всегда

    Гостеприимство и забота друга.

    Суров мой Север лишь на первый взгляд:

    Пусть ветры завывают за стеною,

    Здесь каждый будет вас увидеть рад

    И обогреть душевной теплотою!

     

     

    Ребенок:

    Ханты-Мансийская земля!

    Ты край озёр, болот и рек,

    Осваивать твои просторы

    Сюда приехал человек!

    Все о тебе стихи слагают,

    Они летят во все края.

    Ты всей стране теперь известна,

    Ханты-Мансийская земля!

    Здесь нефть и газ открыли люди,

    Дороги строят, города!

    Тебя мы любим, край Югорский,

    Ты в нашем сердце навсегда!

     

     Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справилисьА наша с вами викторина продолжается.

    Восьмой конкурс «Рыбалка».

    Игроки по очереди подходят к обручу и с помощью магнитной удочки вылавливают рыбу.

    Девятый конкурс. «Из чего сок и варенье»

    В лесах нашего округа не только много разных животных и птиц, но и растёт много ягод. И наше следующее задание называется «Из чего сок и варенье?». Я раздам вам картинки с изображением ягод, а вы должны сказать какой сок и какое варенье получается из этой ягоды. Например: фрукт – яблоко, сок – яблочный, варенье – яблочное.

    • Клюквенный - клюквенное
    • Брусничный - брусничное
    • Черничный - черничное
    • Голубичный - голубичное
    • Морошковый – морошковое
    • Малиновый - малиновое

    Воспитатель: на этом наша викторина подошла к концу. Все команды отвечали правильно и грамотно на вопросы, участвовали в конкурсах, читали стихи, правильно выполняли все задания. Вам понравилось? А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

    Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Цветик - семицветик» (с участием родителей)

    В конспекте занятия представлены игровые приемы, направленные на закрепление знаний, полученных детьми в течение года....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Собери подарки у тайги, а в ответ - природу сбереги" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста

    Цель. Формирование  осознанно-правильного отношения к природе родного края.Задачи.Продолжать формировать у детей представления о лесе – тайге как части экосистемы (характерных особенностях ...

    Конспект организованной деятельности в режиме дня "Морское путешествие" в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста.

    Организованная деятельность в режиме дня "Морское путешествие" была проведена как открытое мероприятие для педагогов ДОУ с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного во...

    Конспект непосредственно организованной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие по заповедникам ЮГРЫ»

    Данный конспект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с заповедниками родного края - ХМАО-Югра. Занятие расширит и углубит знания детей об особо охраняемых территориях - за...

    Конспект прогулки в группе компенсирующей направленности № 08 детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет

    Прогулка начинается с работы на метеоплащадке ДОО. Опытно – исследовательская деятельность детей проходит в игровой форме....