Внедрение регионального компонента в ДОУ
статья на тему

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_regionalnogo_komponenta_v_dou.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №25»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

«РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Подготовила:

Жирнова Ю.С.

Старший воспитатель

ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ 2016г.

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам. Среди направленной образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Коллектив детского сада №25 «Снегирёк», г. Гусь-Хрустальный определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса. Актуальность разработки и включения данного направления в воспитательно-образовательный процесс ДОУ заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых, их нравственно-патриотического воспитания.

Необходимо с раннего возраста воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет;

- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнавать больше

- об особенностях края, природы, истории;

-формировать стремление приносить посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Реализуя важнейшее положение Концепции дошкольного воспитания связанное с изучением истории, культуры и природы родного края, следует активизировать педагогов на поиск новых технологий по использованию регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.

Для эффективного функционирования системы по внедрению регионального компонента сделано еще очень и очень мало. Это действительно так, комплексные программы такие как «Детство», «Исток» и др. не содержат специально выделенного раздела по региональному компоненту. Перед педагогами встала проблема.  Россия огромная страна и у каждого региона своя культура, традиции, природа, обряды и где то даже язык. И невозможно использовать данные программы для всех регионов. Поэтому методическим центром г. Гусь-Хрустального была создана творческая группа из самых активных и квалифицированных педагогов, для решения данной проблемы. И спустя два года в нашем городе появилась первая комплексная программа регионального компонента нашего родного Гусь-Хрустального, которая называется «ДоРоГо» (дошкольникам о родном городе).

Несколько дошкольных учреждений г. Гусь-Хрустального активно включились в работу по внедрению реализации регионального компонента. Дошкольные учреждения ищут разные пути и подходы, к решению проблем регионального компонента учитывая особенности работы дошкольного учреждения.

  В образовательной деятельности:

- Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности. Фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.

- Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Так, например, в нашем городе недавно появился праздник День «Никиты Гусятника».–

- Очень важно познакомить детей с предметами народного творчества.

Обобщая сказанное, можно заключить, образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине, своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту.

        Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

- организация регионального образования на основе программ, содержащих системные знания;

- комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка (речевая, познавательная, художественно-творческая, игровая)

- создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

- учет специфики организации и построения педагогического процесса;

- использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

       Ведущие идеи:

- Создание условий для гармоничного развития ребенка с учетом индивидуальности личности на всех основных этапах дошкольного детства;

- Создание среды направленной на адаптацию к современному социуму;

- Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитания в семье;

- Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса на основе общности ценностно- смысловых позиций (воспитателей, специалистов службы сопровождения);

- Обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям и со всеми субъектами деятельности (детьми, педагогами, родителями).

      Таким образом, если мы хотим воспитать настоящего полноценного будущего поколения нужно в первую очередь прививать любовь к своей Родине, традициям, культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...

«Нравственно –патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через внедрение регионального компонента в Образовательную программу ДОУ»

Очень важным для воспитания патриотических чувств - исторические знания.Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству...

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».

Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...