Доклад Россия: о развитии национальной культуры
статья на тему

Орлова Лилия Федоровна

Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение вот уже много лет учитывает это направление педагогической работы, т.к. без него пропадет колорит детского сада, его национальная выраженность и традиционность.

В каком же направлении мы начали работу? Во-первых, с оформления дошкольного учреждения элементами прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства детей с элементами национальной культуры; в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетаем знакомство национальной культуры с образцами культуры других народностей, проживающих на территории нашего края. Также в течение нескольких лет педагогами творческой группы ДОУ «Сюжетное обучение» проводятся семинары для педагогических работников по изучению родной истории и культуры, организуются выставки для детей и родителей, освещающие вопросы национальной культуры и истории. Выставки были подготовлены в рамках сюжетных дней: «Кузьминки» (праздник ремесла и рукоделия), «Широкая Масленица» (ярмарка товаров), «Праздник русской березки» (выставка пейзажей родной природы), «Это моя Родина, милая Россия» (оформление выставок в форме «русской избы», изучение быта русского народа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_l.f._doklad_rossiya.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

старший воспитатель МБДОУ детский сад «Малыш»

Россия: о развитии национальной культуры

Что можно сказать о сегодняшней России? Урбанизация, индустриализация, компьютеризация, информационный бум и т.п. – все перечисленное вытесняет представление о прошлом. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, народные, красочные костюмы, своеобразие орнаментов. Ведь бережное отношение к прошлому народа – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Не случайно замечательный русский  историк и писатель Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» [2, 40].

Сохранение национальных традиций, культурных ценностей, возможность говорить и читать на родном языке, обучать детей родному языку – священное право каждой нации [1, 6]

Приобщение детей к национальной культуре следует начинать с раннего детства. Поэтому наше дошкольное образовательное учреждение вот уже много лет учитывает это направление педагогической работы, т.к. без него пропадет колорит детского сада, его национальная выраженность и традиционность.

В каком же направлении мы начали работу? Во-первых, с оформления дошкольного учреждения элементами прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства детей с элементами национальной культуры; в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетаем знакомство национальной культуры с образцами культуры других народностей, проживающих на территории нашего края. Также в течение нескольких лет педагогами творческой группы ДОУ «Сюжетное обучение» проводятся семинары для педагогических работников по изучению родной истории и культуры, организуются выставки для детей и родителей, освещающие вопросы национальной культуры и истории. Выставки были подготовлены в рамках сюжетных дней: «Кузьминки» (праздник ремесла и рукоделия), «Широкая Масленица» (ярмарка товаров), «Праздник русской березки» (выставка пейзажей родной природы), «Это моя Родина, милая Россия» (оформление выставок в форме «русской избы», изучение быта русского народа).

В России исконно были распространены вышивка, резьба по дереву, изготовление металлических украшений, работа с глиной.  В вышивке преобладают приглушенные красные, синие и черные цвета. Поле вышивки заполняется преимущественно небольшими примыкающими  друг к другу крестиками геометрических, растительных, животных узоров. Вышивка крестом украшала как бытовые изделия, так и ритуальные.

Педагогам было предложено использовать национальный орнамент при оформлении стенных газет.

Также педагогам старших дошкольных групп было рекомендовано выпустить совместно с родителями специальные тематические альбомы по мотивам народных и художественных произведений, оформленных разнообразными иллюстрациями, где герои одеты в национальные костюмы. Цель данной работы: рассматривая с детьми иллюстрации, обращая их внимание на своеобразный колорит, воспитывать любовное отношение к национальному искусству.

В уголках природы педагоги средних и старших групп вывешивают в течение года произведения русских художников: И.И. Левитана «Март», «Осенний день», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «После дождя»; А.К. Саврасова «Грачи прилетели»; В.Д. Поленова «Московский дворик»; А.И. Куинджи «Березовая роща» и т.д.

Также дошкольников привлекают экспозиции народных деревянных, соломенных и глиняных игрушек, прикладного искусства, представленные в методическом кабинете и дошкольных группах ДОУ. Наиболее простой орнамент под «гжель», «дымково», «филимоново» педагоги используют на занятиях по рисованию в старших группах.

Педагоги постоянно прививают детям чувство любви и уважения к родному краю. Особое значение педагоги придают целевым прогулкам и экскурсиям для ознакомления дошкольников с родным краем.

Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство, - улицу или двор, косогор, пруд, заросший камышом… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Но порой ребята каждый день проходят по одной и той же улице, не замечая изменений или не удивляясь им [1, 33]. Поэтому педагоги планируют  экскурсии, прогулки по ближайшим улицам и в солнечный летний день, и в зимние сумерки, и ранней весной, и золотой осенью. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

Знакомство с элементами народной культуры идет в сочетании с народными произведениями других национальностей, например хакасскими. Ведь историческая судьба хакасского народа тесно связана с русским народом.

Сохранение национальной культуры для будущего поколения – дело государственной важности, потому что как справедливо писал В.А. Чивилихин, «нет на земле великих или малых народов, есть многочисленные и малочисленные; они стали такими или этакими в силу различных, не зависящих от них обстоятельств, управление которыми приходит лишь с социальной новизной. Веря в гуманистическое развитие мира… общечеловеческая ценность малочисленных и многочисленных народов будет все время возрастать, потому что каждый из них несет в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий – язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психический склад» [2, 91].

Список литературы:

  1. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей дет. сада/под ред. С.А. Козловой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Павловкая Л.Я. Передовые деятели народной культуры. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте (старшая группа)

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...

Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте

Долгосрочный проект, целью которого является приобщение старших дошкольников к национальной культуре татарского народа через использование различных компонентов его культурно-исторического наследия, и...

Роль художественного образования в сохранении и развитии национальной культуры.

Издревле народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селек...

Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"

Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....

Доклад по теме: Развитие звуковой культуры речи средствами малых форм устного народного творчества

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. Важнейшее средство человеческого общения – это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения дет...

Доклад на тему"Развитие театрализованной культуры у детей дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность -это самый распрастраненный  вид детского творчества.     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад»Ру...