Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Спирова Надежда Алексеевна

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx61.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад  87 

Центрального района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по Петербурговедению

для детей

старшего дошкольного возраста.

                                      Разработала:  Спирова Н. А.

Утверждаю:   Астафьева Р. В. ________________

                           (заведующая ГБДОУ

                            детского сада № 87)

Санкт-Петербург

2016 – 2017 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………..3
  2. Цели, задачи, методы обучения…………………………………………….…4
  3. Содержание программы……………………………………………………….6
  1. Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности……………………………………………………………………6
  2. Развивающая предметно-пространственная среда……………………….9
  1. Примерное планирование работы по сотрудничеству с  семьей……….....11
  2. Тематическое планирование……………………………………………...….12
  3. Список использованной литературы………………………………………..19

  1. Пояснительная записка

Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. Также уже с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга  безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для  новых открытий и приобретений в душах  и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная  жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его «настроения», «здоровья», от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно,  воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные  ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

Программа направлена на:

  • формирование ознакомления детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
  • воспитание культуры юного петербуржца.

Возрастная категория. Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год для детей старшей группы детского сада. Учебная нагрузка не выходит за рамки учебной нормы.

  1. Цели, задачи, методы обучения.

Основной целью разработки этой программы является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма. В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

  • ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • приобщение детей  к различным видам искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
  • воспитание  культуры юного петербуржца.

Учитывая все вышеперечисленное, я ставлю следующие задачи:

I. Образовательные:

  • познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной;
  • учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями;
  • способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.

II. Воспитательные:

  • воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу;
  • воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения;
  • формировать навыки адекватного поведения в общественных местах.

III. Развивающие:

  • развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию;
  • развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать;
  • развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города Санкт-Петербурга;
  • развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации;
  • развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.

          Для решения этих задач было решено использовать такие  методы обучения:

  • практическая работа;
  • беседа;
  • сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
  • видео-экскурсии;
  • творческие задания (рисование, аппликация, поделки), конкурсы, викторины;
  • экскурсия, организованная совместно с родителями;
  • обращение к литературным и музыкальным произведениям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (понедельник, среда). Срок реализации программы – 1 год.

           


  1. Содержание программы

Цели и задачи программы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания;  здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного;

- ознакомление детей с основными памятниками искусства,  культуры, архитектуры и скульптуры;

- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям;

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках);

- дать детям начальные знания о знаменитых  и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.

  1. Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением  позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

Грамматика –  «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя  в речи,  интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет  успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

  • беседа, как метод обучения диалогической речи;
  • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
  • обучение творческому рассказыванию;
  • формирование связных высказываний типа суждений;
  • ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание  – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать  у детей гуманные  и патриотические чувства.

Изобразительная деятельность.

Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного,  услышанного,  прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

1.Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.

2.Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).

3.Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .

4.Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).

5.Активирует  сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. («Пять названий», «Прибавь слово», «Петербургская азбука», «Закончи предложение», «Назови имя», «Петербургский телефон», , «Назови улицы микрорайона» и т. д.)

 Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры. 

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда

Направление образовательной деятельности.

Оснащение

ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Познавательное развитие

Внесение в центр детского творчества иллюстраций на тему: городской пейзаж в разное время года (время суток).

«Горд Санкт-Петербург-город мостов, рек, львов …»

«Санкт-Петербург- город герой!»

Формирование элементарных математических представлений

 В математическом центре предложить детям пазлы (мозаика) с видами архитектурных памятников Санкт-Петербурга; математические ребусы. Дидактические упражнения: «Сложи из палочек», «Обведи по точкам»

Дидактические игры: «Цифры в городе», «Лабиринт», «Четвертый лишний».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Внести в группу иллюстрации с изображением музеев и достопримечательных мест района и города.

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Предложить ребенку игру в журналистов  взять интервью у взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, родители)

 «За что ты любишь свой город?»

Развитие всех компонентов устной речи

Предложить детям, в игровой деятельности, рассказать об «Отличительных чертах Санкт-Петербурга» (город рек, мостов, музеев)


ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛЕРА

Развитие литературной речи

Приобщение к словесному искусству

Внести в литературный центр произведения о природе Ленинградской области, фотоальбомы «Экскурсии по Санкт-Петербургу», «Санкт-Петербург в загадках», Полякова Н.М. «Недаром зовется»

Предложить детям рисовать отгадки, альбомы с рисунками и рассказами детей о Санкт-Петербурге;

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА

Развитие навыков и умения конструктивной деятельности

Предложить детям в центре конструирования создать макает  города- мосты, реки, дома, используя кубики, конструкторы разного вида.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

Предложить детям игровую ситуацию «Магазин Сувениров-

Солдатики  времен ВОВ»

Предложить детям распределить роли, используя считалки.

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности

Внести в центр «Мой город» генеалогическое дерево своей семьи, фотоальбомы «Я и мой город»

Предложить детям представить свои исторические факты.

Формирование патриотических чувств

В центре «Мой город» выставить иллюстрации на тему

«Мой город-город герой. Фото блокадного Ленинграда».

 Предложить детям провести экскурсию по фото галереи.

Передача детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортах средств.

Предложить детям игровую ситуацию «Как вести себя на улице города», «Опасные ситуации в городе»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей

 ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

Рассматривание вариантов различного оформления праздничных открыток.

Работы детей.

Развитие детского творчества

тематические раскраски; в центр детского творчества внести

силуэты памятников и архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга.


  1. Примерное планирование работы по сотрудничеству с родителями

Месяц

Формы работы с родителями

Сентябрь

Родительское собрание на тему «Давайте вместе растить наших петербуржцев»

Опрос родителей (письменный) для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с культурным наследием города

«Маршрут выходного дня» - проулки по улицам микрорайона.

Октябрь

Консультации для родителей на темы: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «город как среда воспитания ребенка-дошкольника».

Ноябрь

Встреча с родителями в «Петербургской гостиной» для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, который могут быть использованы в домашних условиях.

Декабрь

Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице. Составление памятки «Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках».

Январь

Обсуждение с родителями вопросов по подготовке викторины по произведениям А.С.Пушкина ,советы и рекомендации.

Организация и проведения литературной викторины «Самый петербургский поэт» с участием детей и родителей.

 «Маршрут выходного дня»- прогулки по рождественскому Петербургу.

Февраль

Провести родительское собрание на тему «Экскурсия». Обсудить с родителями тему выездной экскурсии и методы её реализации.

«Маршрут выходного дня»-посещение музея а выбор :Зоологический, Эрмитаж, Кунсткамера)

Март

Пополнить стендовую информацию для родителей на тему «Правила поведения детей при посещении театра, музея, у памятника, мемориала»

«Маршрут выходного дня»- посещение Петропавловского собора.

Апрель

Выездная экскурсия группы совместно с воспитателями и родителями.

«Маршрут выходного дня» - целевая прогулка  по площади Искусств ,знакомство с памятником А.С.Пушкину.

Май

Проведение конкурса рисунков, выполненных детьми вместе с родителями, на тему «Вместе дружною семьей любим город наш родной».

«Маршрут выходного дня» - рекомендовать прогулки в Летний сад, на Дворцовую площадь, по Невскому проспекту (наблюдение за украшением города к празднику).


Тематическое планирование

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Сентябрь

  1. Знание членов семьи, их имен, кем работают, обязанности каждого в семье «Азбука общения» стр.209, «Дружная семья». Знание домашнего адреса, дороги в детский сад, улиц ближайшего окружения.

  1. Знакомство с Санкт-Петербургом - обзорное (имя города, герб – опознавательный знак города, кто создатель Санкт-Петербурга, символика) видео.

  1. Обогащение словаря: город – горожане, остров – островитяне, Санкт-Петербург – петербуржцы, пешеходы, пассажиры, герб, скипетр – символ власти, щит.

  1. Чтение глав из книги В. Пянкевич и А. Смирнова. Как найти счастье на улице.

- сформировать знание о символах города;

- формирования понятия «Мы - Петербуржцы»;

- изучение истории СПб через символы;

- формирование гражданской позиции;

- объяснить «Почему надо знать свой адрес?», «Знание телефонов «01», «02», «03»

  1. Сложно – ролевые: семья, детский сад (обогащение знаний и словарного запаса через атрибутику)
  2. Составь картинку с видами города (кубики, напольная мозаика)
  3. «Найди пару» - внесение фотоальбомов с видами города в разное время года, части суток и заснятые в разных ракурсах.
  4. Знакомство с ребусами по тематике (семья, имена, улица, двор, подъезд, комната)
  5. Знакомство детей с «правилами поведения настоящего горожанина»
  6. Внесение обводок и трафаретов с видами Санкт-Петербурга «Бегемотик – обормотик»

Рисование

«Я здесь живу»

«Символы города»

Аппликация, конструирование

«Дома на нашей улице»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Октябрь

  1. Знакомство с Летним садом: флора старейшего сада города, ограда Летнего сада, реки, каналы, омывающие Летний сад.

  1. Знакомство с памятником И.А. Крылову.

  1. Просмотр видео сюжетов о Летнем саде и слайдов «Сказки Летнего сада»

  1. Чтение книги М. Борисова «Мы гуляем по Летнему саду», басни И.А. Крылова, журнал «Автобус №2», «Люся и дедушка Крылов», «Саша черный».

2.

- формирование ценности памятников культуры  и искусства;

- воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры;

-дать представление о существовании в городе Летнего сада, его  истории,

познакомить с основными памятниками и скульптурами;

-знакомство с одной из форм литературного произведения-«басня»;

-обогащение словаря ребенка новыми терминами

-развитие речи ребенка

развитие памяти, мышления;

-развитие творческих способностей ребенка;

  1. Внесение фотоальбома «Осенний Петербург»
  2. «С какой ветки детки?»
  3. «Чей лист?»
  4. «Узнай дерево по листу,      плоду».
  5. «Много – нет»
  6. Внесение игры «Петербургские окна», «каменный лев».
  7. Ребусы: (сад, Крылов, статуи, трава, вода, ваза)
  8. Разбор слов и понятий «Дети о Санкт-Петербурге»
  9. Индивидуальная работа:   рассматривание скульптурной композиции «Мир и изобилие»
  10. Л.Н. Михинько «Строим город»

Рисование

 «Осень в Летнем саду»

Конструирование

«Лебеди» (шишки)

Лепка

«Скульптуры в Летнем саду»

Аппликация (рваная) – коллективная

 «Осень в Летнем саду»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Ноябрь

  1. Формирование понятия «Транспорт». Виды транспорта в микрорайоне.

  1. Знакомство с правилами дорожного движения

  1. Знакомство с микрорайоном (с картой микрорайона).

  1. Чтение.

Журнал «Автобус №2»

«Сколько лет автобусу»

Е. Мараховская «Метро»

  1. Просмотр видео сюжетов по правилам дорожного движения.

- познакомить детей с различными видами транспорта;

- рассказать о необходимости транспорта для большого города;

- побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад;

- напомнить детям о правилах дорожного движения;

  1. «Что изменилось?»
  2. «1, 2, 5, 9»
  3. «Кто на чем едет»
  4. «Один – много»
  5. Внесение кроссворда       «Кто на чем едет»
  6. Внесение игры                   «Так – не так»

«Фея вежливости»

  1. «Дорожные знаки»

Рисование

«Машины на нашей улице»

 «Мосты Санкт-Петербурга»

Аппликация

«Дорожные знаки»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Декабрь

1. Просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»;

2. Работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.)

- развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды;

- продолжать знакомить детей с городом;

- объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города;

- научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном;

 - знакомство с картой города;

1. Заучивание  стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном».

2. Дидактическая игра «Азбука вежливости»

3.Составление маршрута «Дорога в детский сад».

4.Дидактическая игра «Найди улицы на карте Центрального района»

5.Сочинение сказки «Живая улица района»

- уход за комнатными растениями;

- рассмотрение гербария;

- рисование по замыслу детей «Летнего Сада»;

- прогулка по территории двора детского сада;

Январь

  1. Знакомство с главной рекой города Невой.

  1. Знакомство с реками, каналами.

  1. Просмотр слайдов.

  1. Чтение произведений о реках, каналах, мостах.

- продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями;

- познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями;

- рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга;

  1. Путешествие по рекам и каналам.
  2. «Что лишнее?»
  3. «Собери картинку»      (мосты Санкт-Петербурга)
  4. Внесение фотоальбома «Мосты Санкт-Петербурга»
  5. «Петербургское лото»

Рисование

 «Твоих оград узор чугунный»

Совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»;

Коллективная работа «Набережная реки Невы»;

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Февраль

  1. Знакомство с ансамблем Петропавловской крепости

-  построена на самом маленьком           острове – Заячьем

-  собор Петра и Павла

-  самое высокое здание

2. Обогащение словаря:

Шпиль, флюгер, бастион

3. Чтение «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком»

Л. Шиф

4. Просмотр видеосюжетов

- рассказать детям об основании нашего города, день рождения города;

- сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»;

- рассказать о крепостях древней Руси;

- учить детей «читать карту - схему»;

  1. Словесные игры:

«Что я видел?»

«Где я был?»

«Четвертый лишний»

  1. «Петербургское домино»
  2. Чтение ребусов (шпиль, колокольня, верфь, Кронверк)
  3. «По болоту Петр шел»
  4. Книга – макет «Построй город» - С.А. Прохватилова

«Петропавловская крепость»

  1. Л.Н. Михинько           «Строим город»
  2. Внесение фотоальбома «Зверинец Санкт-Петербурга»

Лепка (барельеф)

«Флюгер»

Аппликация (рваная)

Герб Санкт-Петербурга

Рисование

«Петропавловская крепость»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

Март

  1. Знакомство с ансамблем стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны, Биржа, спуск к Неве…)

  1. Васильевский остров

  1. Чтение Л. Шиф, Е. Ефимовский

«Путешествие в Санкт-Петербург»

  1. Просмотр видеосюжетов

-расширять и активизировать словарь за счет слов: Медный всадник, Ростральная колонна, Биржа, архитекто, маяк

-продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением.

-развивать у детей чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга.

  1. Напольная мозаика «Стрелка Васильевского острова»
  2. «Что перепутал художник?»
  3. «Узнай картину по её части»
  4. Книга – макет «Построй город» С.А. Прохватилова
  5. Л.Н. Михинько «Строим город»                           Ребусы (стрелка, колонна, вода, Нева, чайка, канал, Мойка, волна)

Лепка

«Ростральные колонны»

Рисование

«Стрелка Васильевского острова»

Месяцы

Темы непосредственно образовательной деятельности

Цели

Развивающие игры

Продуктивные виды деятельности

             Май                                     Апрель

о. Декабристов

Адмиралтейство

Медный всадник

Исаакиевский дворец

Зимний дворец

Дворцовая площадь

Символы Санкт-Петербурга

День рождения города

Просмотр видеосюжетов и слайдов

- формировать начальные знания об архитектуре СПб;

- способствовать формированию о том, кто такие архитекторы;

- рассказать детям о главных архитекторах нашего города;

- рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения;

- развивать интерес к жизни родного города;

- рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения;

  1. Разрезные картинки
  2. Кубики
  3. «Петербургское лото»
  4. «Много, два, четыре, один»
  5. «Так – не так»
  6. «Что изменилось?»
  7. «Где я был?»
  8. Составь герб города
  9. «Петербургские окна»

Внесение фотоальбома           «Весна в Санкт-Петербурге»

Просмотр иллюстраций

Ребусы (собор, музей, дворец, купол, Сенат)

Прорисовка различных оконных проемов, колонн

Рисование

Исаакиевский собор,

Казанский собор,

Адмиралтейство

Конструирование

«Кораблей»

Аппликация

«Корабли на Неве»

Подготовка праздника

«День рождения Санкт-Петербурга»

Стихи, песни, танцы, викторины.


  1. Список используемой литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
  3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
  4. Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
  5. Горбачевич, К. Хабло Е.  «Почему так названы?
  6. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  7. Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
  8. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
  9. Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
  10. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
  11. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
  12. Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.

Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны след...

Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Возникновение Петербурга»

Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город являетя важным этапом патриотического воспитания. Поэтому начиная  с детского сада необходимо приобщать дошкольников к истор...

Презентация по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста "Тайна адмиралтейского кораблика"

Презентация предназначена для проведения НОД по Петербурговедению в группах старшего дошкольного возраста, для дистанционного ознакомления с данной темой, для ознакомления родителей с изучаемой темой....

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста .

Пояснительная записка .Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петер...

Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.

         Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...