Региональный компонент
методическая разработка на тему

Цыба Светлана Леонидовна
Согласно приказу Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», вторая часть образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества
В связи с данными требованиями,  возникли  трудности в разработке ООП  в части реализации регионального компонента, т.к. содержательно данное направление не обеспечено ни методическими пособиями, не специальными демонстрационными материалами для дошколят, детской художественной литературой, да и просто информационные материалы издаются редко. Решая эти трудности,  педагоги ДОУ приняли участие в городском  проекте по определению содержания регионального компонента образовательной программы ДОУ и укреплению учебно-методического пакета.  В рамках проекта совместно с педагогами других дошкольных образовательных учреждений была разработана парциальная программа «Мой любимый город Канск» и было расширено профессиональное взаимодействие педагогов  с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в данном направлении. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на межмуниципальном мероприятии -     Окружной методический день педагогов дошкольных образовательных организаций Восточного округа Красноярского края в рамках реализации сетевого муниципального проекта педагогов  «Создание условий для реализации национально-регионального компонента основной образовательной программы дошкольной образовательной организации» на базе МБДОУ№21 «Золотой ключик» г.Канска от 21.03.2017г

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО», вторая часть образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемая участниками образовательного процесса должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества

В связи с данными требованиями,  возникли  трудности в разработке ООП  в части реализации регионального компонента, т.к. содержательно данное направление не обеспечено ни методическими пособиями, не специальными демонстрационными материалами для дошколят, детской художественной литературой, да и просто информационные материалы издаются редко. Решая эти трудности,  педагоги ДОУ приняли участие в городском  проекте по определению содержания регионального компонента образовательной программы ДОУ и укреплению учебно-методического пакета.  В рамках проекта совместно с педагогами других дошкольных образовательных учреждений была разработана парциальная программа «Мой любимый город Канск» и было расширено профессиональное взаимодействие педагогов  с муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в данном направлении.

Данная Программа ориентирована на специфику национальных и социокультурных условий. Программа разработана в соответствии с нормативными документами Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

и выстроена в соответствии с требованиями ФГОС,  а именно имеет целевой, содержательный и организационный разделы. 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

1.1 Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Принципы построения программы

Характеристика старшего дошкольного возраста

1.2 Планируемые результаты освоения программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

2.2 Содержание образовательной деятельности

2.3 Описание форм, методов и средств реализации программы

2.4 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

3.1 Особенности реализации программы

3.2 Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3 Методическое обеспечение программы

3.4 Особенности педагогической диагностики

 Цель программы -  создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма  и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска.

Задачи программы:

  1. Развивать у  старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего.
  2. Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района.
  3. Расширять  представления  детей  о  том,  что  делает город Канск красивыми, развивать  способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее.
  4. Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу.
  6. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях.
  7. Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей.

 Для эффективной реализации краеведческой и культурной направленности регионального компонента,  в часть, формируемую участниками образовательных отношений,  нами   взята парциальная  программа «Мой любимый город Канск», которая и определила содержание регионального компонента ОП ДОУ.

Программа  направлена на развитие у старших  дошкольников интереса к истории и традициям родного города, к его культуре. Программа  построена  на  гуманистических  принципах  личностно-ориентированной  педагогики,  предполагающих  признание  самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.  При  ее  разработке  авторы стремились максимально использовать природные, культурно-исторические, этнографические особенности города Канска и Канского района. Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.  

1.2 Планируемые результаты освоения программы представлены для старшей и подготовительной группы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

 Физическое развитие

2.2 Содержание образовательной деятельности

Содержание программы «Мой любимый город Канск» реализуется в следующих тематических разделах: Я и моя семья, Родной город: достопримечательности и окрестности, Природа города Канска (Сосновый бор, река Кан) и Канского района, История города: события и люди, Особенности жизни горожан: профессии,  традиции, забавы, Культура, искусство, спорт

  1. Описание форм, методов и средств реализации программы
  • рассматривание  иллюстративного  материала,  слайдов, отображающих  основные  функции  родного  города,  сооружения  архитектуры  и скульптуры, исторические  и  современные  здания  города,  культурные сооружения.
  •  Рассказы детям сюжетные истории о жизни города,  его истории и современной  жизни,  архитектурных  сооружениях  и  событиях,  связанных  с осуществлением функций этих сооружений.
  • Использование  плоскостного моделирования архитектурных сооружений, прорисовывать и размещать макеты архитектурных сооружений на детализированной карте  города,  принимать  участие  в  играх  в  «город-мечту»  
  • Используя  проектную  деятельность,  проблемные  ситуации  и  поисковые вопросы, стимулировать проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации  
  • игры-путешествия по родному городу, проведение воображаемых  экскурсий,  побуждать  задавать  вопросы  о  городе,  использовать имеющуюся информацию
  • игры-экспериментирования, в исследовательскую и проектную деятельность
  • играх-фантазиях,  сочинения загадок, изобразительной деятельности.
  • собиранию  коллекций  и  созданию  мини-музеев, связанных с образами родного города
  •  участие детей в жизни родного города (традициях, праздниках), содействовать  эмоциональной  и  практической  вовлеченности  детей  в  события городской жизни (сделать открытки для ветеранов, принять участие в городских акциях «Свеча в окне», «Бессмертный полк» и пр.). Интегрированные тематические занятия
  • Литературно-музыкальная гостиная «Люблю тебя, мой край родной»
  • Экскурсии в выставочный зал, музыкальную школу №2, музей
  • Видеопросмотр тематических фильмов и мультфильмов
  • Конкурс чтецов «Мой любимый город Канск»
  • Выставки рисунков и поделок «Канск глазами детей», «Путешествие по родному городу», «Канск в будущем»
  • Презентация детских проектов
  • Тематические выставки
  • Конкурс-викторина для старших дошкольников «Знатоки родного города», посвященная 380-летию г.Канска
  • Спортивные соревнования

Содержание парциальной программы «Мой любимый город Канск» может интегрироваться в содержание основной  образовательной программы ДОО через:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии и пр.);
  • самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и др.);
  • процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами (участие в проектной деятельности, составление маршрутов экскурсий и прогулок; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и социальными партнерами в социально-значимых событиях и пр.).

Методическая и организационно-педагогическая работа в коллективе выстраивалась в инновационном режиме. Работа обновления образовательного процесса в ДОУ с учётом реализации регионального компонента ОП  и апробации программы «Мой любимый город Канск» осуществлялась в следующих направлениях:

- рассмотрена на педагогическом совете ДОУ, согласована на родительском комитете и утверждена заведующим ДОУ ОП ДОУ;

- были проведены семинары, консультации, педагогический совет на тему «Формирование у детей духовно-нравственных отношений к родному краю и городу», где детально была проанализирована деятельность педагогов в направлении реализации национально-регионального компонента образовательной программы ДОУ. Среди педагогов была проведена викторина «Знатоки родного города». В ДОУ прошел конкурс дидактических игр и пособий по реализации регионального компонента. При проведении смотра-конкурса «Подготовка к новому учебному году» был учтен национально-региональный компонент. Взаимопосещения занятий по теме «Мой город Канск» показали о повышении компетентности  педагогов в данном направлении, как при организации интегрированной деятельности, так и деятельности в данном направлении.

А так же педагоги повысили свою квалификацию в предметной, дидактической и методической компетентностях -  прошли курсы повышения квалификации в КГПУ им. В.П. Астафьева по программе «Реализация регионального компонента в условиях введения ФГОС ДО».  

Была произведена корректировка календарно-тематического планирования. В календарно-тематическом планировании были добавлены задачи национально-регионального компонента (задачи НРК интегрировались в общие темы, добавлена тематическая неделя «Я живу в городе Канске»). Ежемесячно воспитатели представляли планируемые формы работы с детьми по данному направлению (НОД,  беседы, игры, экскурсии, творческие работы и т.д.).

Были разработаны занятия, мультимедийные презентации и реализованы проекты по данной теме –в старших и подготовительных к школе группах: «Мой любимый город Канск» (был представлен на муниципальном конкурсе проектов «Молодые учителя –новой школе» вошел в призеры), «Мы помним» (посвящен Героям Советского Союза, ветеранам и участникам Великой Отечественной войны жителям Г.Канска), «Город на Кану» и др., к реализации которых,  привлекались родители. Данные наработки были предоставлены для участия в городском Фестивале методических материалов по программе «Мой любимый город Канск».

2.3 Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров

Реализация программы «Мой любимый город  Канск» невозможно без организованного педагогически целесообразного взаимодействия ДОО, с семьями воспитанников и социальными партнерами.

Сотрудничество реализуется в форме совместной деятельности. Особую значимость взаимодействие детского сада с семьями воспитанников приобретает  при решении задач патриотического воспитания. Помощь родителей, совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоционально-положительного отношения к семейным традициям, к истории родного города, событиям городской жизни. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Совместная деятельность осуществляется в следующих направлениях.

1. Информирование родителей. Происходит при непосредственном общении в ходе бесед, консультаций, а также опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, буклетов и др.

2. Просвещение родителей.

3. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.

совместная проектная деятельность;

  • экскурсии выходного дня;
  • спортивные праздники и соревнования;
  • встречи с интересными людьми;
  • экскурсии на производство, организованные родителями;
  • совместные праздники и развлечения;
  • туристические походы;
  • творческие мастерские;
  • выставки рисунков и поделок;
  • акции и  др.

в ДОУ проходят различные мероприятиях с участием семей воспитанников, специально посвящённых формированию уважения к старшему поколению, проводимых на базе ДОО.

  • Экскурсии в выставочный зал, музыкальную школу №2, музей
  • Спортивные соревнования «Вместе с мамой и папой»
  • Тематический стенд «Мой любимый город Канск»

Формы сотрудничества с социальными партнерами

Дошкольные образовательные организации взаимодействуют с  социальными партнерами через разные формы и виды совместной деятельности. 

Социальные партнеры

Примерные формы взаимодействия

Канский драматический театр

Детские спектакли,Экскурсии

Выставочный зал

Выставки,Экспозиции детских работ.Совместные мероприятия

МБУК «Канский краеведческий музей»

Экскурсии в музееВыездная экскурсия «Музей в чемодане»

Совместные мероприятия

МБУК «Централизованная библиотечная система г. Канска»

Выставки Тематические, литературные викторины, Экскурсии

Совместные мероприятия

 МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №2»

Театрализованные постановки Концерты Совместные мероприятия

Общеобразовательные школы города

Совместные акции Экскурсии Совместные мероприятия

МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов»

Экскурсия Участие в конкурсе проектов ландшафтного дизайна

Совместные мероприятия Занятия

МБОУ ДОД  «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)»

ЭкскурсииПоходыСовместные мероприятия

МБОУ ДОД «Дом детского творчества»

ВыставкиКонкурсыСовместные мероприятия

МБОУ ДОД «Центр детского технического творчества»

ВыставкиСовместные мероприятия

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД КАНСК»

3. 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Важным условием реализации программы «Мой любимый город Канск» является создание новых и обновление уже существующих элементов предметно-пространственной среды в ДОО, без чего организация краеведческой работы с дошкольниками не представляется возможной.

Реализация  программы «Мой любимый город Канск», требует от педагогов создания в макро- и микросреде ДОО следующих центров детской активности.

  • преобразовывалась развивающая предметно-пространственная  среда. В предметно-развивающую среду добавились альбомы, фотографии, книги, игры и др. (в основном, после работы в проектах).  Работа в данном направлении будет  продолжаться, необходимо усилить работу в направлении «История города: события и люди», «Культура, искусство, спорт» (сбор и систематизация информации, оформление наглядного материала);
  • осуществлялось накопление краеведческого материала. В течение года подбирались и разрабатывались методические материалы  и средства по реализации данного направления. В результате начал формироваться  УМК (конспекты НОД, презентации).

Планы на будущее:

  • Корректировка календарно-тематического планирования (добавить тематические  недели по данному направлению, скорректировать их по временному отрезку);
  • Обогащение профессиональной компетентности педагогов в области современных технологий, практик реализации ОП ДО в рамках участия в ГМО и мероприятиях межмуниципального сетевого взаимодействия, с целью приобретения опыта по внедрению новых форм опыта реализации  национально-регионального компонента - введение в практику различных форм совместной деятельности с семьями воспитанников (экскурсии выходного дня, выставки рисунков и поделок, участие в акциях;
  • Организация работы по созданию краеведческой культурно-развивающей среды, т.е. обеспечить условия для осуществления взаимодействия всех участников образовательных отношений ДОУ (дети-родители-педагоги-социальные партнёры) в соответствии содержания регионального компонента ОП ДО:
  • Обеспечение учёта национально-культурных в развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Создать новые центры по группам; Создание в макро среде объектов с учетом НРК
  • взаимодействие с родителями через реализацию образовательных детско-родительских проектов, т.к. активность родителей в проектной деятельности была незначительной (2-3 человека в группе);
  • Разработка  и апробация инструментария  для отслеживания планируемых   результатов освоения программы.
  • Укрепление сетевого взаимодействия с социально-культурными учреждениями – библиотека, музей, т.к. не использовали данный ресурс в прошедшем учебном  году.  Наглядность, компетентность специалистов  поможет увлечь детей и даст возможность запомнить интересные события.
  • Создание условий для тиражирования педагогических практик педагогов ДОУ по реализации регионального компонента ОП ДО, с целью получить признание и отзыв своей работы (предложения, критика).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой любимый город Канск 380 лет

Слайд 2

Проект примерной парциальной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Мой любимый город Канск»

Слайд 3

Структура программы Целевой раздел программы Содержательный раздел программы Организационный раздел программы Приложение Примерное комплексно-тематическое планирование. Интеграция программы «Мой Любимый город Канск»

Слайд 4

Цель программы: формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска и Канского района Задачи программы: Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, символике (герб, флаг, гимн), событиям прошлого и настоящего Развивать стремление к познанию культуры, традиций, истории города Канска, природных особенностей Канского района Расширять представления детей о том, что делает город Канск красивыми, развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях родного города, культурных мероприятиях и социальных акциях Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего региона и толерантное отношение к представителям других национальностей

Слайд 5

Принципы построения программы Принцип культуросообразности Принцип развития Принцип самоценности дошкольного детства, его полноценное проживание Принцип деятельности Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности Принцип полноты содержания образования Принцип интеграции содержания образования Принцип сотрудничества с семьей и социальными партнерами

Слайд 6

У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине. Планируемые результаты освоения программы Старшая Подготовительная Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе. Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города. Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование связанные с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности). Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу. Ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города, стремится выполнять правила поведения в городе. Проявляет любознательность по отношению к истории родного города, знает наиболее важные исторические события родного города. Рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении. Имеет представление о профессиях горожан и жителей Канского района и значимости их труда. Узнает и называет растения и животных Канского района, занесённых в Красную книгу. С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности). Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях города, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.п.).

Слайд 7

Содержательный раздел программы «Мой любимый город Канск» Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Содержание образовательной деятельности Описание форм, методов и средств реализации программы Взаимодействие детского сада, родителей и социальных партнеров

Слайд 8

Содержание образовательной деятельности

Слайд 9

Особенности организации образовательной деятельности по программе Содержание программы «Мой любимый город Канск» интегрируется в содержание образовательной программы ДОО и реализуется через: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов самостоятельную деятельность детей процесс взаимодействия с родителями и социальными партнерами

Слайд 12

Работа с педагогами

Слайд 13

Работа с родителями

Слайд 14

Библиотека, выставочный зал МБУК «Канский краеведческий музей» МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов», МБОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)» Лицей №1, СОШ№19 Центр семьи «Канский» Канский драматический театр Музыкальная школа №2 КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» МБДОУ№21 Сетевое взаимодействие

Слайд 15

Организация развивающей предметно-пространственной среды Макро- и микросреда ДОО Создание новых центров детской активности Мини-музей «Родной город» Центр коллекционирования «Сундучок» Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» Центр радио и телевидения «Юный журналист» Пополнение существующих центров Мини-музей «Родной город» Центр коллекционирования «Сундучок» Туристско-краеведческий центр «Клуб путешественников» Центр радио и телевидения «Юный журналист»

Слайд 16

Организация развивающей предметно-пространственной среды Дидактические игры Настольные игры Макеты Альбомы с фотографиями Мини-музеи Мини-библиотека Фонотека Мультимедийные презентации

Слайд 17

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Слайд 18

Методическое обеспечение программы Методические пособия для педагогов (в разработке) Дидактические пособия для детей (в разработке) Иллюстративный материал (в разработке) Произведения для детского чтения (в разработке) Музыкальные произведения для детского слушания (в разработке) Видеоматериалы (в разработке) Литература для повышения краеведческой культуры педагогов

Слайд 20

Педагогическая технология «Клубный час»

Слайд 21

Правила поведения для участников «Клубного часа» 1.Будь вежливым по отношению к окружающим тебя детям и взрослым. 2.Задавай вопросы сверстникам и взрослым, высказывай свои суждения. 3. При посещении занятий в разных клубах выбирай те занятия, которые считаешь полезными и интересными для себя. 4. Помни, что в детском саду встречи в клубе проводятся в помещениях, обозначенных специальным символом-эмблемой клуба и буквой «К» (КЛУБ) и цифрой с указанием количества его участников. 5. Оказывай помощь, необходимую твоим товарищам. 6. При необходимости проси поддержку взрослых или детей. 7. Реши для себя: индивидуально или совместно с другими детьми ты будешь заниматься интересным для тебя делом в клубе 8. Выбирай удобный для себя способ передвижения по детскому саду (индивидуально, в паре, в малой группе). 9. Выполняй правила безопасного поведения. 10. Расскажи в своей группе и дома о том, чем ты занимался в клубе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....