Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Татарский сапожок"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Аверченко Анастасия Игоревна

Конспект занятия в части реализации проекта самообразования "Сибирь многоликая" по мини-проекту "Сибирские татары", ознакомление детей с творчеством коренного населения Сибири - сибирсками татарами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_risovaniyu.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по рисованию «Татарский сапожок»

Цель: познакомить детей с элементами татарского орнамента.

Задачи:

  • способствовать развитию эстетического восприятия произведений народного искусства;
  • развивать навыки работы с бумагой, ножницами;
  • развивать мелкую моторику рук, воображение, глазомер.

Оборудование: шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, коробочки для отходов, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, хотите я вам расскажу одну легенду? Усаживайтесь поудобнее на коврик внимательно слушайте. (Включается татарская музыка).

    Давным – давно жили три женщины. В один прекрасный вечер они разожгли огонь и завели беседу. Одна женщина сказала: «Почему у меня тёмные волосы, у вас чёрные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а у вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых сапогах?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на сапоги. И что украшение будет иметь свой символ и цвет. Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные сапоги с узорами. Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует, значит показывает жизнь на земле». Вторая сказала: «А я люблю леса и степи, и символ моего платья – зелёный лес». А третья сказала: «А я встречаю рассвет в горах. И мой символ - синие горы». И с тех самых времён люди стремились выразить свои представления о природе узорами, т. е орнаментом на предметах быта и на одежде.

     На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. У каждого народа есть свои неповторимые орнаменты. Как мы можем различить людей разных национальностей?

Дети: По одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюмах.

Воспитатель: А кто, из вас помнит какие цвета используют для татарского орнамента? Дети: зеленый, синий, фиолетовый, желтый, белый

Воспитатель: Все верно ребята, татарский орнамент яркий, многоцветный:

желтый – цвет изобилия и богатства

зеленый – цвет вечной зелени

белый - чистота помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия

фиолетовый – цвет сдержанности, воспоминаний.

А теперь давайте немного отдохнём и отправимся в полёт к сибирским татарам:

Физминутка «Самолет»

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят: «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Воспитатель: Ребята, садитесь на свои места. Сегодня в гости к нам пришла бабушка Айгуль. Посмотрите, кокой у нее красивый наряд! Она попросила меня, чтобы мы с вами украсили для её внучки сапожки - ичиги. Их шили из кожи и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги шились из черной кожи, а женская обувь была многоцветной и узорной. Такие узорные сапожки одевались на народный праздник, в котором мы с вами принимали участие. Помните его название?

Дети: Сабантуй.

Воспитатель: Все верно – это праздник Сабантуй. Скажите, какие узоры вы видите в татарском орнаменте?

Дети: цветы, волны, листочки.

Воспитатель: Я начну рисовать свои узор на своих ичигах сверху вниз, стараясь всё уместить. Начинаю рисовать волны на реке. В центре нарисую красивый цветок, а вокруг разбросаю листочки. Посмотрите, что у меня получилось!

     А теперь вы украсьте свои ичиги для внучки бабушки Айгуль, чтобы она стала на празднике «Сабантуй гузэле». Придумайте свой узор для украшения ичигов. Помните, что татары в орнаменте использовали растительный узор.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Ребята, молодцы, какие красивые получились ичиги. У всех сапожки получились разные и интересные! Я думаю внучке понравятся наши ичиги и она с удовольствие будет танцевать в них на празднике.

     Скажите, вам понравились татарские сапожки? Как они называются? А какие узоры вы на них рисовали? А какие цвета вы использовали?

       Бабушка Айгуль очень благодарна вам ребята за такие красивые праздничные ичиги для своей внучки и говорит вам спасибо за работу и до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....