Главные вкладки

    Конспект НОД в старшей логопедической группе "О чем поют весной птицы?"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Григорьева Ирина Васильевна

    Уточнение и расширение представлений о перелетных птицах, об их образе жизни в весенний период.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod_o_chyom_poyut_ptitsy.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Золотой ключик» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

    Конспект

    интегрированной НОД

    по познавательному развитию

    в старшей логопедической группе

     (региональный компонент)

    Тема: «О чём поют весной птицы?»

    Приоритетная образовательная область развития: познавательное развитие.

    Образовательные области развития в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

    художественно – эстетическое развитие,

    физическое развитие.

     

    Подготовила конспект: воспитатель

    Григорьева Ирина Васильевна

    МБДОУ «Золотой ключик» п. Ванино

     апрель 2017 года.

    Цель: уточнение и расширение представлений о перелётных птицах, об их образе жизни в весенний период.

    Задачи:

    Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)

    систематизировать знания о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни;

    совершенствовать грамматический строй речи;

    активизировать и актуализировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;

    дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд птиц и их размещении;

    закрепить знания детей о перелётных птицах, занесённых в Красную книгу Хабаровского края;

    развивать интерес к жизни перелётных птиц;

    совершенствовать навыки конструирования из плоскостных геометрических форм.

    Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

    развивать связную речь, общие речевые навыки,

    развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие,

    развивать тонкую и общую моторики;

    развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность;

    Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)  

    воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, доброе, бережное, заботливое отношение к птицам, любовь к родной природе.

            Предпосылки УУД: умение строить понятные высказывания; умение действовать совместно со сверстниками; умение слушать и выполнять по заданному образцу.

            Предварительная работа:

    рассматривание предметных картинок с изображением птиц;

    рассматривание Красной книги Хабаровского края;

    рассматривание карты заповедников Хабаровского края;

    наблюдение за изменениями в природе весной;

    наблюдение за птицами во время прогулок, экскурсий;

    слушание и обсуждение «Весенней песенки» на музыкальном занятии;

    знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами о птицах;

    чтение стихотворений русских поэтов о птицах и выборочное заучивание (по желанию и выбору детей);

    отгадывание загадок;

    прослушивание записей песен о птицах;

    словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т.д.);

    разучивание хороводной игры: «Веснянка»;

    разучивание игры: «Не останься без гнезда»;

    повторение пальчиковой гимнастики: «Птички»;

    чтение рассказа В. Бианки «Птичий год - осень»;

    чтение сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница».

            Индивидуальная работа:

    развивать у Лены К. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

            Методы:

    наглядные (иллюстрации);

    словесные (художественное слово, вопросы);

    практические (игры: словесная, подвижная);

            Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

            Материал:

    предметные картинки птиц с изображением птиц;

    контейнер с геометрическими формами;

    иллюстрации гнёзд;

    магнитофонная запись голосов птиц.  

            Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения перелётных птиц, «Чудо – дерево», аудиопроигрыватель, CD с записью криков птиц, скворечник.

            Технические средства: магнитофон.

            Литература: Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001. Баттерфилд М.: Фламинго, 1998. Герасимов В. П. Животный мир нашей родины. – М.: Просвещение, 1977. Яхонтов В. Д. В стране птиц. Хабаровск, Кн. изд., 1979. Шлотгауэр С. Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы. Хабаровск: Приамурские ведомости. Головкин Б. Н., Минин А. А. Чудеса живой природы. Атлас. М.: Росмэн 2001

            Ход образовательной деятельности:

    1. Организационный момент. (Развитие общих речевых навыков, слухового внимания. Объявление темы занятия).

            В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

    Приветствие - дети обращаются к гостям:

            Скажем «здравствуйте» руками!

            Скажем «здравствуйте» глазами!

            Скажем «здравствуйте» мы ртом,

            Станет радостно кругом.

    (Входят дети, здороваются, садятся на стулья).

            Как приятно проснуться, встать,

            Синее небо в окно увидать

            Услышать, как в вышине,

            Поют свои нам песни птицы,

            Поют о солнце, о весне,

            И о любимой стороне,

            И нет их песенок чудесней.

            Сегодня мы продолжим разговор о жизни птиц весной, о видах гнёзд и их размещении, послушаем перезвон птичьих голосов, сконструируем скворечник.

    2. Предварительная беседа. (Развитие диалогической речи. Создание эмоционального фона НОД).

            - Ребята, сегодня утром я проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?

    Ответы детей: из тёплых стран, с юга.

            - Почему птицы прилетели к нам?

    Ответы детей: они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.

            -А  вы сейчас сказали, что птицы вернулись на свою родину, а мы с вами живем, в каком крае? Значит, птицы возвращаются в … и родина птиц так же как и наша …

    Ответы детей: Хабаровский край.

            - Наступила весна. А какая она?

    Ответы детей: тёплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зелёная, ласковая. 

            - Какие чудеса происходят весной?

    Ответы детей: снег превращается в воду; появляются первоцветы – подснежники, мать и мачеха, расцветает верба, багульник; лопаются почки и появляются маленькие листочки; появляется травка и т. д.

            - А скажите, какое главное чудо происходит весной?

    Ответы детей: Весной прилетают пернатые друзья.

            - Что приносят пернатые друзья на своих крыльях?

            - Да самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

            - Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной прилетают обратно?

    Ответы детей: Птиц, которые на зиму улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно, называют перелётные птицы.

            - Давайте покажем, как перелётныё птицы возвращаются на родину, в Хабаровский край. Превращаю вас всех в перелётных птичек, вставайте со стульев, поворачивайтесь друг за другом, полетели.

    3. Подвижное упражнение: «Перелётные птицы». (Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности).

            Трясогузки летели  

            Все люди глядели.

            Стрижи садились  

            Все люди дивились.

            Сели, посидели,

            Взвились, полетели,

            Полетели, полетели,

             Песенки запели.

            По предложению воспитателя дети встают и делают знакомое упражнение. Они бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Приседают, сложив руки за спиной. Делают ритмичные наклоны головой. Опять бегут по кругу, взмахивая руками. По команде воспитателя дети заканчивают выполнение упражнения.

    4. Игра «Хорошо – плохо». (Развитие диалогической речи, слухового внимания).

            - Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой в Хабаровском крае холодно, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в тёплых странах насекомые водятся круглый год). 

            - Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)

            - Ребята, а вам  хотелось бы увидеть перелётных птиц? Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же. (Дети встают в хоровод). Превратите свои пальчики в птичек.

            - Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

    5. Закличка: «Пташечки, щебетушечки» (Совершенствование общих речевых навыков, развитие общей моторики).

            Уж вы пташечки, щебетушечки,

            Прилетайте к нам.

            Весну ясную, весну красную

            Принесите нам.

            Воспитатель обращает внимание детей на чудо – дерево, на котором сидят перелётные птицы. (Активизация словаря по теме: «Перелётные птицы», развитие зрительного внимания и восприятия).

            - Что за чудо – дерево! Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали? (Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок, лебедь, утка, стриж, цапля, аист, трясогузка, пеночка).

            - Как, одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные).

    6. Игра: «Узнай птицу». (Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления).

            - А как вы догадались, что это ласточка? (У неё голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички).

            - Давайте вспомним гимнастику для пальчиков: «Ласточка».

    Гимнастика для пальчиков: «Ласточка» (Развитие тонкой моторики, координация речи с движением). 

            Ласточка, ласточка        

            Милая касаточка,

            Ты где была,

            Ты с чем пришла?

            - За морем бывала

            Весну добывала,

            Несу, несу

            Весну – красну.

    (На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с первым пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке).

            - А как вы догадались, что это серая цапля? (У неё серое оперение, длинный клюв, длинные лапы, на голове длинные перья, как две косички.) 

            -А по каким признакам догадались, что это трясогузка? (У неё острый клюв, грудка чёрная, белое оперение на животе, длинный хвостик).

            - А каких перелётных птиц стало мало у нас в Хабаровском крае и их занесли в Красную книг природы? (Белая цапля,  древесная трясогузка, дальневосточный аист, чёрный аист, серый гусь, белый гусь, сухонос, лебедь – кликун, чёрный журавль, полевой лунь и т. д.)

    Дети садятся.

            - Какие красивые, одна на другую непохожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями.Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.

            - А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чём бы они нам рассказали в своих весенних песнях?

            Ответы детей: о том, как птицы любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т. д.

            - Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Как вы думаете, что выражает голос птиц? (Выражает радость, тревогу, волнение, страх и т. д.)

            - Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница и т. д.)

            - А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.

    7. Упражнение «Весенние песни птиц». (Развитие слухового внимания и восприятия).

            - Представьте, что в весенний солнечный денёк, мы с вами оказались на лесной полянке. Давайте закроем глаза и послушаем весенние песни птиц.

            Воспитатель включает проигрыватель с записью звуков, которые производят птицы. Дети слушают запись 1-2 минуты. Воспитатель выключает проигрыватель.

            - Откройте глаза.

            - Расскажите, какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, весёлое, легко на душе и т. д.)

    Воспитатель с детьми переходит к ковролину.

            - А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).

            - Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры и т. д.)

            - Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах).

    8. Показ иллюстраций птичьих гнёзд. (Дети встают со стульев и подходят к доске). (Развитие зрительного внимания и восприятия).

            - Грачи строят гнёзда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Иногда на деревьях можно увидеть сразу несколько птичьих гнёзд. Вот как это изобразил на картине: «Грачи прилетели» русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

            А гнездо трясогузки похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении толстых веток.

            Ласточки, стрижи строят гнёзда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

            А другие птицы троят гнездо в дупле, которое легко определить по круглому входному отверстию, вытянутому сверху вниз.

            - Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

    9. Упражнение «У кого кто?» (Развитие грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами – ат -, - ят –).)

            - Давайте вспомним, как называются птенцы перелётных птиц.

    У скворца – скворчата.

    У грача – грачата.

    У серого гуся – гусята.

    Удальневосточного аиста – аистята.

    У утки – утята.

    У ласточки – ласточата.

    У чёрного журавля – журавлята.

    У стрижа – стрижата.

            - А какая птица может занять чужое гнездо и отложить в него свои яйца? Давайте поиграем в игру: «Не останься без гнезда».

    10. Подвижная игра: «Не останься без гнезда». (Развитие пластичности, координации движений, способности быстро реагировать на сигнал).

            Воспитатель приглашает детей в центр группы, и встать парами друг за другом. По сигналу дети «птички» свободно двигаются по группе, имитируя полёт птиц. Как только дети слышат сигнал: «Кукушка», то должны быстро занять своё гнездо.

            - А кто заботиться, высиживает, согревает, бережёт их? (Мама – птичка, самка).

            - Кто заботиться, кормит маму и птенцов? (Папа – самец).

            - Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы).

            - Ребята, а мы с вами можем как - то помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнёзд и т. д.) Показ иллюстрации скворечника.

            - Давайте сейчас перейдём в творческую мастерскую и сконструируем из геометрических фигур скворечник и выложим птиц. (Работа у столов).

    11. Работа над поделкой из плоскостных геометрических форм. (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики).

            - Какая у тебя птица? А у тебя? (Дети фантазируют, придумывают разных птиц).

            - Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, в Россию, в Хабаровский край, на свою родину.

            - А что произойдёт, если птицы вдруг не вернуться к нам весной? (Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды, дачи от вредных насекомых. Гусеницы съедят листья на деревьях, траву, цветы. Насекомые, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

            Чтоб от вредных насекомых

            Сады цветущие не гибли зря,

            Всегда в любое время года

            Берегите всяких птиц друзья!

            Давайте мы в своём детском саду тоже позаботимся о пернатых друзьях и прикрепим вот такой симпатичный скворечник к дереву на нашем участке. Дети рассматривают деревянный скворечник.

    12. Окончание НОД.  По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились, что интересно им было делать, что нового узнали.

    Дополнительный материал к НОД.

    Отгадывание загадок. (Развитие речевого слуха, мышления, связной речи).         К нам сорока – белобока

            Прилетела издалека,

            Не сказала, где была,        

            Но зато она, ребята,

            Интересные загадки

            На хвосте нам принесла.

            Кто загадку отгадает,

            Тот картинку открывает.

    Клюв у этой птицы –

    Как длинненькие спицы.

    Она по речке гуляет,

    Лягушек поджидает.

            (Цапля)

            Прилетает к нам с теплом,

            Путь, проделав длинный,

            Лепит домик под окном

            Из травы и глины.

            (Ласточка)

    Рано – рано на рассвете

    Средь листвы затрепещит,

    То споёт на зависть флейте,

    То, как кошка, запищит.

    (Иволга)

            Гнездо не строит никогда,

            Соседкам яйца оставляет

            И о птенцах не вспоминает.

            (Кукушка)

    На шесте - дворец,

    Во дворце – певец,

    А зовут его - …скворец.        

            Верещунья – белобока,

            А зовут её … сорока.

            - Ребята, посмотрите, все ли птицы у нас на картинках перелётные? Кто здесь лишний? (Сорока).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

    У детей уточняется и расширяется представление о перелётных птицах, об их жизни в весенний период. Дети получают сведения о звуковых сигналах птиц. Воспитывается доброе, заботливое отношение к птицам....

    Конспект занятия в старшей группе «О чём поют весной птицы?»

    Конспект занятия в старшей группе         «О чём поют весной птицы?»                        ...

    Конспект занятия в старшей логопедической группе "На поиски весны"

    Дети отправляются в поход что бы найти следы весны, выполняя по ходу движения различные задания логопеда и воспитателя....

    конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"

    Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....

    Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

    Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

    Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему: "Весна"

    Конспект логопедическое о занятия в старшей группе на тему "Весна" ...