"Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

"Зимующие птицы в Алтайском крае, Родинском районе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_region.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по окружающему миру

«Зимующие птицы в Алтайском крае Родинский район».

Разработала : Колоскова Елена Борисовна

Цель:

1. Закрепить понятие «зимующие птицы»;

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

3.  Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно и т. д. ;

4. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

5. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

Оборудование:

Фонограмма П.И. Чайковского «Зимнее утро», презентация c картинами зимней природы и зимующих птиц, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского «Зимнее утро», показ 

Федор Тютчев (отрывок)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Наступила зима, задула холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

-Как мы их называем? (Перелетные)

-Ребята, а в каком крае мы живем? (Алтайском), а районе? (Родинском)

-Вспомните, какие перелётные птицы живут у нас ? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).

-Почему эти птицы улетают на юг? (Эти птицы питаются семенами, насекомыми, а зимой их нет).

-Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются  и зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом? (Зимующие)

А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами. (Загадывание загадок).

1. Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?.

(Воробей) 

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями) .Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)

Послушайте 2-ую загадку: 

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит

А только лечит

(Дятел) 

- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)

 - Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)

-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса, он спасает дерево от вредителей)

3. Еще загадка:  

Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока). 

- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)

- Чем питается сорока? (семенами растений)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.

(Снегирь) 

- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)

- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

Синяя косынка,

темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её ...

(синичка)

- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

- Чем питается синичка? (салом, семенами)

 Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

 (Ворона) 

- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)

Я – толстый, серый, под ногами

Хожу по городу кругами

И напрягаю толстый зоб,

Очаровать подругу чтоб.

(Голубь) 

- Опишите его. (Оперение голубя серое)

- Чем он питается? (Хлебными крошками, семенами)

Физминутка

Летели птички

Собой невелички.

Как они летели

Все люди глядели.

Как они садились

Все люди дивились.

Сели, посидели,

Взвились, полетели

Песенки запели.

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

 Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка оперения)

- Как можно назвать одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

- Ребята, скажите, какая бывает зима у нас Алтайском крае ? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой? Почему? (Птицам голодно, им тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.)

- Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

- Правильно, ребята. Воробьи питаются зёрнышками, пшеном, хлебными крошками.

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.

Вороны всеядные птицы, питаются очистками, остатками пищи.

Сорока питается семенами растений.

Дятел питается личинками, семенами шишек.

Голубь питается крупой, хлебом, хлебными крошками.

- Давайте теперь поиграем. Выходите, вставайте в круг. Игра называется «Угадай-ка». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Итог.

- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии?

 - Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах.                            Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Перелетные и зимующие птицы в родном крае»

Цель : Дать представление о жизни птиц  в зимний период. Задачи: Познакомить детей  с многообразием зимующих птиц в нашем крае.2) Дать представление, как живут птицы зимой; 3)...

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы Алтайского края» (Старшая группа)

Уточнить представления детей о птицах Алтайского края, об условиях их жизни. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду. Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц....

Экологический проект "Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края"

Экологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарского края»Панасенко-Агаркова Любава ЕвгеньевнаЭкологический проект «Перелётные и зимующие птицы нашего Краснодарско...

НОД "Знакомство с художниками Алтайского края, Родинского района"

Знакомство с  художниками Алтайского края, Родинского района....

Зимующие птицы (лэбачьяс) Коми края

Описание зимующих птиц Коми края, с использованием малых жанров....

Результат исследовательского проекта "Создание кормушки как средство помощи и поддержки зимующих птиц в наших краях"

По данной ссылке вы можете ознакомиться с результатом исследовательского проекта...