«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа) на тему

Киле Надежда Вячеславовна
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время особенно быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные национальные костюмы, своеобразие национальных орнаментов. А ведь бережное отношение к прошлому любого народа – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура нанайского народа. На данном этапе эффективнее всего начинать работу с дошкольного возраста, знакомить детей с национальной культурой народов Приамурья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no35_s._achan_kile_n.v.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения работников дошкольных образовательных учреждений по теме:

«ВОСПИТАТАТЬ ЧЕЛОВЕКА – ОБЯЗАННОСТЬ, ПРАВО, МИССИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Тема доклада: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ РАЗНООБРАЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила

Киле Надежда Вячеславовна воспитатель

2017 г.

 «Ребенок является будущим полноправным членом социума,

 ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и

передавать дальше культурное наследие этноса»

Д.С. Лихачев

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время особенно быстро стало забываться прошлое историческое наследие, стираются из памяти все представления о быте, о жизни наших предков. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные национальные костюмы, своеобразие национальных орнаментов. А ведь бережное отношение к прошлому любого народа – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Богата, разнообразна и уникальна традиционная культура нанайского народа. На данном этапе эффективнее всего начинать работу с дошкольного возраста, знакомить детей с национальной культурой народов Приамурья.

Целью является создание условий для успешного овладения нанайской культуры в разных видах детской деятельности.

Задачи:

1. Развивать освоение этнокультурных ценностей, на основе регионального компонента.

2. Создать этноразвивающую среду в разновозрастной группе с 3-7 лет.

3. Формировать уважительное и бережное отношение к духовному и культурному наследию через декоративно-прикладное искусство.

Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отраженно в директивных государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики». Концепция дошкольного образования нацеливает на приобщение детей к человеческим ценностям. Приобщение к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Нанайский народ находится в состоянии поиска альтернативных путей сохранения своего культурного наследия. [1]

Дошкольное образовательное учреждение № 35 расположено в национальном селе компактного проживания малочисленных народов Севера. Наш детский сад сотрудничает с общеобразовательной школой с.Ачан, Общественной организацией малочисленных народов Севера, национально-культурным центром «Силэмсэ». Детский сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. Программа обеспечивает построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое – во взаимосвязи и интеграции, учитываются возрастные особенности детей, виды деятельности и формы работы с детьми.

В дошкольном учреждении осуществляется национально-региональный компонент, подразумевает знакомство детей с родным краем. Реализация регионального компонента в ДОУ организованно по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие реализуется через экскурсии в национально-культурный центр «Силэмсэ», в сельскую библиотеку. Встречи с художественным руководителем ансамбля «Сиун», «Тасима» Гейкер Н.П., Киля Л.А учителем родного языка и хореографом.  Ребята прониклись их рассказами о нанайских обычаях и стали интересоваться у своих бабушек и дедушек. Родители активно принимают участие в организации и проведении экскурсионной деятельности. Использовали знания о родном крае в игровой деятельности.

В физическом развитии воспитываем и  развиваем эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные национальные игры и забавы. Для ознакомления с национальными подвижными играми я сделала картотеку игр. Дети узнали, в какие национальные игры играли наши предки. Родители совместно с воспитателями  и помощниками воспитателя изготовили набивные мячи разного размера в нанайском стиле.

В познавательном и речевом развитии приобщаем детей к истории Хабаровского края. Формируем представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой. Так как мы живем рядом с рекой Амур,  мы воспитываем у детей бережное отношение к реке Амур. С этой целью я сделала Лэпбук «Мангбо согдатани» (Рыбы Амура). С помощью лэпбука дети могут самостоятельно узнавать о видах рыб реки Амур, их строении. И о тех редких рыбах, которые занесены в красную книгу. Все это сопровождается стихами, загадками, скороговорками и т.д.

Для развития речи у детей старшего дошкольного возраста я сделала картотеку «Намбокансал», дети чувствуют интерес к родному слову, а через него к культуре своего народа.  В картотеку входят загадки (на нанайском языке с переводом на русский язык), ловко и весело заучивают и рассказывают скороговорки, пословицы, стихи, сказки, отгадывают литературных героев. С целью обучения детей родному языку у нас есть нанайский словарь в картинках.

В художественно-эстетическом развитии  формируем практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. В связи с этим решила создать альбом «Нанай илгани». За консультацией ходила к местной мастерице Киле Альбина Петровна, взяла у нее несколько книг. Одна из них книга Киле Антонины Сергеевны «Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации». В ней подробно все описано и именно эта книга послужила созданию альбома «Нанай илгани». В него входят нанайские узоры животных, птиц, рыб, насекомых, ковровые узоры, так как в работе с детьми дошкольного возраста чаще всего применяются узоры, изображения которых не сложные для вырезания, наклеивания, и использования в качестве трафарета.

С целью реализации регионального компонента в рамках образовательной программы организовали кружковую деятельность «Паксикан». Знакомство с декоративно-прикладным искусством, нанайского народа с разнообразными предметами быта, традициями, является основной формой работы кружка «Паксикан». Для ознакомления детей с культурой народов Севера, мы подобрали материал: иллюстрации, книги, картинки.

В процессе обучения декоративно-прикладному искусству используем разные приёмы: приём создания игровой ситуации в начале занятия, приём пошаговой ориентировки, приём сравнения, приём акцентирования, приём моделирования, приём комментирования действий детей в речи. В процессе использования перечисленных приёмов устанавливаю взаимосвязь между разными видами детской деятельности.

 Орнамент – один из ведущих средств декоративно прикладного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, заложены основные стили художественного творчества, сообразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил ее практическому назначению, выражая конкретную мысль, понятие о прекрасном у жителей Приамурья. [2]

На музыкальных занятиях вместе с музыкальным руководителем приучаем детей, слушать национальные песни в исполнении Гейкер Н.П., художественного руководителя и солиста ансамбля «Сиун», «Тасима» и разучиваем нанайские народные песни «Бэбэкэ», «Боланка паталансал». Наши воспитанники выполняют танцевальные движения под музыку, играют на народных музыкальных инструментах «Копиа-трещетках», «свистульках».

Предметно-развивающая среда разновозрастной группы детей дошкольного возраста с 3-7 лет, состоит из нанайского уголка «Нанайкан». Нами создан макет нанайского жилища с утварью, подобран дидактический наглядный материал, художественная литература, из которой можно извлечь знания об истории коренных малочисленных народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка. Уголок является мини-музеем в нашем детском саду.

С целью реализации регионального компонента в рамках образовательной программы организовали кружковую деятельность «Паксикан». Тесно сотрудничаем с родителями. В нашем детском саду был реализован проект «Моя родословная». Почти все родители приняли участие в проекте, где они с детьми составляли «Древо жизни». И родителям и детям было очень интересно окунуться в прошлое. Удачный творческий опыт родителей и воспитателей поощряем и широко используем в дальнейшей работе при проведении народных праздников.

По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания.

  Таким образом, создание условий для успешного овладения этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности детей дошкольного возраста» влияет на успешное овладение этнокультурными ценностями, формирование у них патриотических чувств и духовно-нравственного развития.

Библиографический список

  1. Путинцева А.П. Дневники Красной Юрты. Хабаровск 2010. 350 с.

Интернет-источники:

  1. https: \\nsportal.ru Методическая разработка на тему : Приобщение дошкольников к национальной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Математические сказки как средство познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Для умственного развития детей существенное значение имеет преобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий , столь необходимых для познания ок...

Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста

      Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и ...

Традиции национальной культуры - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

                Традиции национальной культуры - средство нравственного...

Педсовет на тему: «Повышение педагогического мастерства воспитателей ДОУ через овладение нетрадиционными формами организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

Цель: объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта в области нетрадицион...

Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."

Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы этой работы, указывают на трудности, возникающие у детей с плоскостопием, подчеркивают важность систематической и своевременной работы по профилактике их возникновения и описывают примерную, ре...