Достижение положительных результатов коррекции речи дошкольников посредством слаженной работы педагогов и родителей
статья по развитию речи

   Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является -  правильная речь. Ведь если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у ребенка дошкольного возраста возникают трудности общения со сверстниками, окружающими его людьми. А в дальнейшей жизни могут возникнуть определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность будет ребенку мешать учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОСТИЖЕНИЕ  ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ В КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЛАЖЕННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

                                                                         

                                                                                Альбицкая. Н Д. воспитатель

                                                                                 Васильева. Т. В. воспитатель

                                                                   Ульянова Л.П. воспитатель  

                                                   МБДОУ детский сад «Дельфин» г. Саяногорска

                                                                                                             

   Одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом его успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем является -  правильная речь. Ведь если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у ребенка дошкольного возраста возникают трудности общения со сверстниками, окружающими его людьми. А в дальнейшей жизни могут возникнуть определенные изменения личности на пути развития “ребенок — подросток — взрослый”, когда закомплексованность будет ребенку мешать учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поэтому и в наше время поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время во всех дошкольных образовательных учреждениях уделяется особое внимание вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов, работающих в ДОУ. Так как только при тесном сотрудничестве и единых требований педагогов и родителей возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития.                          

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед, воспитатели и родители.  В системе планирования в нашем МБДОУ комбинированного вида выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются специалисты, работающие с этими детьми. Это позволяет глубже раскрыть тот материал, который можно изучить в данной лексической теме. В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по коррекционной работе с речевыми нарушениями у детей. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план на год, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

    В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

-принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса

-принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями, родителями и детьми

-принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса

-принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса

   Для удобства работы учителем-логопедом и воспитателями были разработаны:

-рабочие программы по образовательным областям

-перспективный план работы на год

-тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателями коррекционной группы для организации коррекционно-развивающей работы

-тетради взаимосвязи с родителями группы для организации коррекционно-развивающей работы дома

    Воспитатели вместе с учителем-логопедом предъявляют единые требования к детям с речевыми нарушениями. При этом  учитывается структура нарушения, осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные во время проведения образовательной деятельности.

    Совместная коррекционно-педагогическая работа включает в себя:

-развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики

-формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

-преодоление нарушений слоговой структуры слова

-обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя и связной речи

-обучение грамоте

    Поэтому реализовать поставленные задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда, воспитателей, родителей, так как положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством.     Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей  логопедической группы для детей с ОНР начинается с начала учебного года. Взаимодействие между специалистами МБДОУ осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-развивающей работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

   Работа учителя-логопеда предусматривает:-

-диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы

-развитие мышления, памяти, внимания дошкольников

-коррекцию звукопроизношения

-развитие фонематического слуха

-усвоение норм лексико-грамматических категорий

-обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию

-формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи

-коррекцию нарушений слоговой структуры

-профилактику нарушений письма и чтения

-формирование навыков слогового чтения        

-совершенствование общей и мелкой моторики

   Задачи, над которыми работают воспитатели:

-постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики

-закрепление произношения поставленных логопедом звуков

-обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии      с лексическими темами программы

-упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий

-развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале

-формирование связной речи

-закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма)          

   По развитию речи работа воспитателя во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая тем самым необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Сюда входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей), воспитатели пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников; систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.

   Каждодневный контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм выполняется во всех периодах коррекционного процесса. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка, при этом речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

   Для взаимосвязи педагогов по коррекционной работе с детьми заведена тетрадь, которая заполняется ежедневно, куда учитель-логопед заносит свои задания. Воспитатели выполняют рекомендации логопеда по коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым ребенком во время проведения образовательной деятельности с подгруппой детей и в индивидуальной форме.

В педагогические обязанности воспитателя коррекционной группы входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Педагогу, работающему с детьми с общим недоразвитием речи, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Понимая важность и необходимость проведения общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы, воспитатели принимают активное участие в создании коррекционно-развивающей среды в группе. Они решают, какие дидактические игры и упражнения использовать на данном этапе.

    Основная коррекционная работа состоит из: логопедических пятиминуток, которые могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими. Проводятся  в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствуют развитию всех компонентов речи у детей. Игр и упражнений, которые  проводятся воспитателями во второй половине дня или используются во время динамических пауз. Коррекционно-развивающей деятельности в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 3-4 детьми, выполняются упражнения на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Артикуляционная гимнастика проводится со всеми детьми в первой половине дня. Учитывая, что у педагогов есть много игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением.

   Для совместной коррекционно-педагогической работы, лучшего усвоения и закрепления полученных знаний в ходе занятий с учителем-логопедом и воспитателями группы заведены индивидуальные тетради взаимосвязи с родителями, перед которыми поставлены задачи:

-выполнение домашнего задания с ребенком (в тетради)

-выполнение артикуляционной гимнастики

-автоматизация поставленных звуков

   Учитель-логопед и воспитатели через тетради наблюдают за детьми,  отмечая положительные моменты, а также анализируют те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Наблюдения выполнения заданий в домашних тетрадях показывают  полную картину коррекционно-развивающей работы родителей с детьми.

 Тесная взаимосвязь логопеда, воспитателей и родителей в работе позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Литература:

1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство Гном-Пресс», 1999. —80с.

2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический аспект развития и коррекции речи дошкольников посредством изобразительной деятельности

Методический аспект развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.Значение изобразительной деятельности в коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи....

Аналитическая справка эффективности педагогических действий по достижению положительных результатов освоения обучающимися ООП ДО.

Работа в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» планируется мной на основе результатов педагогического наблюдения, которое я провожу в течение всего года. Контроль (...

Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений реб...

Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.

Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...

Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.

Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе...

«Совместная работа с родителями по развитию речи дошкольников посредством художественной литературы»

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду – это речевое развитие. Полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника, безусловно, невозможно без художес...