Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Чувашская народная игрушка. Птичка – свистулька»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Познакомить с народной игрушкой птичкой - свистулькой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл narodnaya_igrushka.docx886.54 КБ
    Файл narodnaya_igrushka.docx886.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Непоседа»

    г. Новочебоксарск Чувашской Республики

     

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Образовательная область «Художественно – эстетическое  развитие»

    (лепка)

    Тема: «Чувашская народная игрушка. Птичка – свистулька»

     

    Составила: Никитина Р.И.

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.

    Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки.

    Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание делать свои игрушки.

    совершенствовать технические умения и навыки работы с глиной;

    лепить предмет, передавая его форму, пропорции и характерные детали;

    воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе, усидчивость.

    Материалы к занятию:

    Игрушки народных промыслов: дымковские, филимоновские,каргопольские, чувашские.

    Конверт с письмом.

    Глина.

    Стеки.

    Деревянные палочки

    Доски

    Влажные салфетки

    Подставки для готовых изделий.

    Чашечки с водой.

    Мультимедийная установка

    Методические приёмы:

    Сюрпризный момент.

    Презентация. Показ слайдов.

    Беседа

    Физкультурная минутка

    Показ техники лепки.

    Самостоятельная работа.

    Анализ. Подведение итога.

    Ход образовательной деятельности:

    Игровая ситуация  « В гости к народным мастерам»

    Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в гости к народным мастерам – на ярмарку. Ярмарки ежегодно летом устраиваются во многих районах: пожалуй, самая большая и интересная – в городе Цивильске, в самом центре Чувашской Республики.                                                                            (Сл.2,3)                                                                                              

      Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются.                  (Сл.4)

    Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

    (На столах игрушки  народных промыслов: дымковские, филимоновские, каргопольские)

    Воспитатель: Из чего сделаны игрушки? (Эти игрушки сделаны из глины) Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами и продавали на ярмарке.

    Воспитатель:  Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (ответы детей)

     Воспитатель:   Это свистулька.

    (Показываю, как можно свистеть на этой игрушке).

     Воспитатель:  Такие свистульки сделали из маленьких комочков глины, на потеху детям. Затем их красочно расписывали, покрывали глазурью.

    У свистульки есть свисток в хвосте инструмента (в него вдувается воздух) и два игровых отверстия, которые открываются и закрываются указательными пальцами. Этому инструменту подвластны голоса разных птиц.            (Сл.5)

    -Ой, да здесь свистульки разные. У каждой свое название. Рассмотрим их внимательно.

    Воспитатель:  Красота, да и только! Как называется эта свистулька? (Показываю филимоновскую свистульку).

     Воспитатель:  Эта филимоновская свистулька. Почему она так называется? (ответы детей)  

     Воспитатель:  В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

    Воспитатель:   Филимоновские игрушки выглядят изящными, стройными. На игрушках  чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники и цвет у них малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый.                                                                                   (Сл.6)

     Воспитатель:  Посмотрите, как интересно и необычно расписаны  эти игрушки.

    (Показываю дымковскую игрушку).

     Воспитатель:  Что на них нарисовано?   (кружочки, клеточки, полоски, точки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

     Воспитатель:  Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. Так и назвали эти игрушки – дымковские.  Их можно узнать по этим красивым узорам: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки, а цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой.                              (Сл.7)                                                   Воспитатель:  Ну что ж, посмотрим, что еще продают на ярмарке? Посмотрите, какие игрушки!  

    (Показываю  каргопольские  игрушки)

    Воспитатель:  Что на них нарисовано?   (кружочки, клеточки, полоски, точки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

    Воспитатель:  Каргопольские игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. На них древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, разноцветные черточки. А цвета: черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий.                                                                                                (Сл.8)

    Воспитатель:   Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

    Воспитатель:   Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук.  Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими полосками.

    В старину у чувашей, как и у других народов, не было фабричных игрушек, и взрослые часто давали малышам  вместо  игрушки  то деревянную ложку, то кружку, новый лапоть, иногда гребень.  Дети постарше уже сами делали  куклы из соломы, тележки из дощечек.                                                        (Сл.9)

     Любимым занятием детворы была лепка свистульки. Дети знали, где можно взять хорошую глину, умели лепить, обжигать или сушить на солнышке. Разводили на молоке мел и белили, а потом расписывали.                    (Сл.10)

    Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.

    Но эти простые геометрические узоры несли  некую информацию.  (Сл.11)                                      

    Основные цвета чувашского орнамента:

    Черный цвет- цветом добра.

    Красный  цвет - источник торжества, счастья.

     Желтый  цвет означает  цвет солнца, радости, счастья.

    Белый  цвет – белый фон - цвет чистоты, здоровья.

    Зеленый  цвет – цвет природы, жизни.

    Синий  цвет – цвет волшебства.                                                               (Сл.12)

    Игровая ситуация  «Письмо от народных умельцев»

     Воспитатель:  Ребята! Мастера  - народные умельцы нам передали письмо.

    (Открываю конверт, достаю письмо)

    Воспитатель:  «Дорогие дети, мы мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек.  Дарим вам  волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая  игрушка-свистулька.  Удачи вам ребята!»

    А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всё  получилось, давайте произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберёмся силы. Встаньте ровно по линии.

    Физкультминутка

    Раз, два, раз, два

    (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

    Стали дети мастера.

    Сели, встали, сели, встали

    (выполняют движения по тексту)

    Мы работать не устали.

    Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

    Ножки топ, топ, топ.

    Раз, два, раз, два

    Наши дети мастера.

    Воспитатель:  Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку.

    Показ техники лепки

    1. Для лепки свистульки нам понадобится: кусок глины, баночка с водой, стеки и деревянная палочка.                                                                    (Сл.13)

    2. Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха .  

    (Сл.14)

    3.Разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше

                                                                                                                 (Сл.15)                                                

    4. Придаем форму свистульке                                                               (Сл.16)   

    5. Вытягиваем вверх шею, слегка наклоним небольшую головку, заострим клювик.                                                                                         (Сл.17)                                                                                                                                         6. Намечаем стеком детали: клюв, глазки, хохолок.                  (Сл.18)                       

    7. Делаем крылышки свистульке.                                                 (Сл.19)                                        8. В хвосте деревянной палочкой протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем палочку ).                                                                 (Сл.20)                                          9. Проверяем звук.                                                                          (Сл.21)                                                                                                          Свистит моя Свистулька

    Весенним соловьем,

    И толстая сосулька

     Худеет за окном.

     Свистит-переливается,

    Летит за трелью трель –

    Подснежник просыпается,

    Стучит в окно апрель.

    Самостоятельная работа.

    Воспитатель:  Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

    Анализ. Подведение итога.  



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Непоседа»

    г. Новочебоксарск Чувашской Республики

     

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    Образовательная область «Художественно – эстетическое  развитие»

    (лепка)

    Тема: «Чувашская народная игрушка. Птичка – свистулька»

     

    Составила: Никитина Р.И.

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой, показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.

    Дать представление о том, что в разных уголках нашей большой родины живут и трудятся мастера народной игрушки.

    Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к изделиям мастеров, народному творчеству; формировать потребность и желание делать свои игрушки.

    совершенствовать технические умения и навыки работы с глиной;

    лепить предмет, передавая его форму, пропорции и характерные детали;

    воспитывать художественный вкус, аккуратность в работе, усидчивость.

    Материалы к занятию:

    Игрушки народных промыслов: дымковские, филимоновские,каргопольские, чувашские.

    Конверт с письмом.

    Глина.

    Стеки.

    Деревянные палочки

    Доски

    Влажные салфетки

    Подставки для готовых изделий.

    Чашечки с водой.

    Мультимедийная установка

    Методические приёмы:

    Сюрпризный момент.

    Презентация. Показ слайдов.

    Беседа

    Физкультурная минутка

    Показ техники лепки.

    Самостоятельная работа.

    Анализ. Подведение итога.

    Ход образовательной деятельности:

    Игровая ситуация  « В гости к народным мастерам»

    Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в гости к народным мастерам – на ярмарку. Ярмарки ежегодно летом устраиваются во многих районах: пожалуй, самая большая и интересная – в городе Цивильске, в самом центре Чувашской Республики.                                                                            (Сл.2,3)                                                                                              

      Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются.                  (Сл.4)

    Посмотрите, как интересно и необычно расписаны игрушки. Сейчас мы с вами их рассмотрим поближе.

    (На столах игрушки  народных промыслов: дымковские, филимоновские, каргопольские)

    Воспитатель: Из чего сделаны игрушки? (Эти игрушки сделаны из глины) Раньше не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами и продавали на ярмарке.

    Воспитатель:  Посмотрите, в руках у меня непростая игрушка. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (ответы детей)

     Воспитатель:   Это свистулька.

    (Показываю, как можно свистеть на этой игрушке).

     Воспитатель:  Такие свистульки сделали из маленьких комочков глины, на потеху детям. Затем их красочно расписывали, покрывали глазурью.

    У свистульки есть свисток в хвосте инструмента (в него вдувается воздух) и два игровых отверстия, которые открываются и закрываются указательными пальцами. Этому инструменту подвластны голоса разных птиц.            (Сл.5)

    -Ой, да здесь свистульки разные. У каждой свое название. Рассмотрим их внимательно.

    Воспитатель:  Красота, да и только! Как называется эта свистулька? (Показываю филимоновскую свистульку).

     Воспитатель:  Эта филимоновская свистулька. Почему она так называется? (ответы детей)  

     Воспитатель:  В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки, но не всякие, а именно свистульки. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

    Воспитатель:   Филимоновские игрушки выглядят изящными, стройными. На игрушках  чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, звездочки,  треугольники и цвет у них малиново-красный, желтый, темно-синий, изумрудно-зеленый.                                                                                   (Сл.6)

     Воспитатель:  Посмотрите, как интересно и необычно расписаны  эти игрушки.

    (Показываю дымковскую игрушку).

     Воспитатель:  Что на них нарисовано?   (кружочки, клеточки, полоски, точки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

     Воспитатель:  Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. Так и назвали эти игрушки – дымковские.  Их можно узнать по этим красивым узорам: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки, а цвета: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой.                              (Сл.7)                                                   Воспитатель:  Ну что ж, посмотрим, что еще продают на ярмарке? Посмотрите, какие игрушки!  

    (Показываю  каргопольские  игрушки)

    Воспитатель:  Что на них нарисовано?   (кружочки, клеточки, полоски, точки).

    Воспитатель:  Какого цвета? (ответы детей).

    Воспитатель:  Каргопольские игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. На них древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, разноцветные черточки. А цвета: черный, красный, желтый, бледно-зеленый, синий.                                                                                                (Сл.8)

    Воспитатель:   Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)

    Воспитатель:   Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук.  Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими полосками.

    В старину у чувашей, как и у других народов, не было фабричных игрушек, и взрослые часто давали малышам  вместо  игрушки  то деревянную ложку, то кружку, новый лапоть, иногда гребень.  Дети постарше уже сами делали  куклы из соломы, тележки из дощечек.                                                        (Сл.9)

     Любимым занятием детворы была лепка свистульки. Дети знали, где можно взять хорошую глину, умели лепить, обжигать или сушить на солнышке. Разводили на молоке мел и белили, а потом расписывали.                    (Сл.10)

    Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях.

    Но эти простые геометрические узоры несли  некую информацию.  (Сл.11)                                      

    Основные цвета чувашского орнамента:

    Черный цвет- цветом добра.

    Красный  цвет - источник торжества, счастья.

     Желтый  цвет означает  цвет солнца, радости, счастья.

    Белый  цвет – белый фон - цвет чистоты, здоровья.

    Зеленый  цвет – цвет природы, жизни.

    Синий  цвет – цвет волшебства.                                                               (Сл.12)

    Игровая ситуация  «Письмо от народных умельцев»

     Воспитатель:  Ребята! Мастера  - народные умельцы нам передали письмо.

    (Открываю конверт, достаю письмо)

    Воспитатель:  «Дорогие дети, мы мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек.  Дарим вам  волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая  игрушка-свистулька.  Удачи вам ребята!»

    А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас всё  получилось, давайте произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберёмся силы. Встаньте ровно по линии.

    Физкультминутка

    Раз, два, раз, два

    (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

    Стали дети мастера.

    Сели, встали, сели, встали

    (выполняют движения по тексту)

    Мы работать не устали.

    Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

    Ножки топ, топ, топ.

    Раз, два, раз, два

    Наши дети мастера.

    Воспитатель:  Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку.

    Показ техники лепки

    1. Для лепки свистульки нам понадобится: кусок глины, баночка с водой, стеки и деревянная палочка.                                                                    (Сл.13)

    2. Хорошо проминаем глину, чтобы в ней не остались пузырьки воздуха .  

    (Сл.14)

    3.Разделяем кусочек на два комочка: один побольше, другой поменьше

                                                                                                                 (Сл.15)                                                

    4. Придаем форму свистульке                                                               (Сл.16)   

    5. Вытягиваем вверх шею, слегка наклоним небольшую головку, заострим клювик.                                                                                         (Сл.17)                                                                                                                                         6. Намечаем стеком детали: клюв, глазки, хохолок.                  (Сл.18)                       

    7. Делаем крылышки свистульке.                                                 (Сл.19)                                        8. В хвосте деревянной палочкой протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем палочку ).                                                                 (Сл.20)                                          9. Проверяем звук.                                                                          (Сл.21)                                                                                                          Свистит моя Свистулька

    Весенним соловьем,

    И толстая сосулька

     Худеет за окном.

     Свистит-переливается,

    Летит за трелью трель –

    Подснежник просыпается,

    Стучит в окно апрель.

    Самостоятельная работа.

    Воспитатель:  Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки . А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

    Анализ. Подведение итога.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: История елочной игрушки.

    Программное содержание:1.     Познакомить детей с историей елочных игрушек, дать знания где появилась первая елочная игрушка ( в Германии ).2.     Развивать диа...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"

    План-конспект непосредственно образовательной  деятельности ,тема "Дымковские игрушки"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности .Тема "Народная игрушка"

    Конспект непосредственно образовательнойдеятельности предназначен для воспитателей подготовительной к школе груупы. Это интересное путешествие по городам России с Феей игрушек, где в мастерских дети п...

    Непосредственная образовательная деятельность Тема: "Русская народная игрушка – матрешка"

                 Непосредственная образовательная деятельностьТема: Русская народная игрушка – матрешка  Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая,...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Аппликация «Скворечник для наших птичек».

    Представлен конспект непосредственно образовательной деятельности. Аппликация «Скворечник для наших птичек»....